27 Июля 2024 Суббота

Пионерский лазер
Ольга Гончарова Мединдустрия
18 мая 2015, 11:52
4960

Как офтальмолог и радиоинженер создали первую в России клинику рефракционной хирургии

В 90‑е годы Вячеслав Куренков первым из российских офтальмологов рискнул построить бизнес на инновационной, только‑только начинавшей завоевывать мировое признание, лазерной коррекции зрения. Врач нашел партнера – радиоинженера по образованию и профессионального управленца Александра Элиасберга, с его помощью привлек $1 млн на приобретение оборудования, открыл клинику и начал практиковать. Предприниматели многое пережили вместе: взлет бизнеса, информационные войны с конкурентами, демпинг и дефолт. А в начале «нулевых» внезапно расстались. Теперь каждый из них развивает собственный медцентр, нагнетая конкуренцию на рефракционном рынке, выросшем в России за последние 20 лет до 2 млрд рублей.

НА СТАРТ, ВЛИВАНИЕ, МАРЖА

Потомственный офтальмолог Вячеслав Куренков набил руку на глазных операциях еще в субординатуре, которую проходил на базе столичной 15-й горбольницы, Всесоюзного антиглаукоматозного центра в конце 80-х.

≪В то время нам разрешали делать многое – при желании и достаточной компетенции в ординатуре можно было оперировать катаракту, глаукому, делать пластику век, оперировать травму глаза и многое другое. Но были и совсем неприятные в моральном аспекте операции – например, удаление глаза. Может быть, на этом фоне у меня и начал формироваться интерес к новым методикам, помогающим спасать глаз и восстанавливать зрение≫, – вспоминает сейчас Куренков.

Помимо обретения хирургических навыков, офтальмолог в те годы прошел азы коммерции, принимая после работы пациентов в частном порядке: ≪Один из коллег раздобыл партию контактных линз Johnson&Johnson, я купил их у него и начал заниматься контактной коррекцией. Это пользовалось спросом и позволяло помимо профессионального удовлетворения еще и неплохо зарабатывать≫.

Тем не менее после окончания ординатуры молодому офтальмологу пришлось искать новую работу – свободной ставки в больнице для него не нашлось, а попытки устроиться в ведущие профильные центры того времени – МНТК ≪Микрохирургия глаза≫, НИИ глазных болезней им. Гельмгольца и так далее – успеха не имели.

≪После ординатуры меня распределили в поликлинику, я же хотел заниматься хирургией глаза, – рассказывает Куренков. – И я подумал, что, если для меня нет места в клиниках, значит, нужно создать клинику самому≫.

Начинать пришлось с частной практики по контактной коррекции зрения, диагностике и лечению глазных заболеваний: Куренков вместе с коллегами и друзьями Севиль Никитиной, Сергеем Горским и супругой Наталией Куренковой открыл ТОО МНПФ ≪Новый взгляд≫ и организовал кабинет на Крылатских холмах. На несколько тысяч долларов, накопленных еще во время работы в 15-й больнице, предприниматель приобрел самое современное на тот момент оборудование – фороптер, линзу Гольдмана, щелевую лампу, кератометр и ручной офтальмоскоп компании Carl Zeiss.

≪Тогда на рынке не было дистрибьюторов, и все покупалось с рук. Поскольку офтальмологический мир довольно тесен, найти продавцов оказалось несложно, – объясняет Куренков. – Ну а какое-то оборудование мне подарил дядя – известный офтальмолог, профессор Геннадий Полунин≫.

Линзы партнеры закупали напрямую у производителей – компаний Ciba Vision, J&J, Bausch&Lomb примерно по $20 за пару линз, складом служила квартира предпринимателя. ≪Новый взгляд≫ предлагал полный ассортимент контактной коррекции зрения – от одноразовых линз до полугодовых и 12-месячных. Сложные рецептурные линзы изготавливал на заказ брат Куренкова Алексей Вишняков в лаборатории при НИИ глазных болезней РАМН. В среднем пара линз стоила тогда около $100. ≪Контактных линз в свободной продаже тогда было мало≫, – объясняет высокий ценник Куренков.

Несмотря на высокую стоимость продукта, недостатка в клиентах ≪Новый взгляд≫ не испытывал – к Вячеславу Куренкову перешли пациенты из 15-й горбольницы, кроме того, он активно занимался продвижением – давал рекламу о своих услугах в ≪Экстра М≫, расклеивал объявления в районе Рублевки. Кабинет пользовался популярностью и у клиентуры с невысоким уровнем дохода – чтобы отказаться от очков, многие пациенты готовы были использовать, например, одноразовые линзы как полугодовые.

Вложения в бизнес вернулись уже через год работы, и Куренков задумался о расширении: ≪Я пытался вести переговоры с Ciba Vision и другими крупными компаниями о том, чтобы открыть в России собственное производство линз, но дальше обсуждений дело не пошло. А поскольку я все время держал в голове идею открыть собственную хирургическую клинику, стал искать варианты, как, наконец, это осуществить≫.

Повод скоро представился – в середине 90-х японская фирма Nidek выпустила лазерную установку ЕС-5000, позволяющую корректировать близорукость, дальнозоркость и астигматизм. К новинке, мгновенно ставшей мировой сенсацией, отечественные офтальмологи отнеслись скептически. Несмотря на то что операции лазерной коррекции зрения с каждым днем становились все популярнее в США, Германии и других европейских странах, хитом отечественной офтальмологии выступала другая методика – кератотомия, или коррекция зрения нанесением насечек на роговицу, изобретенная академиком Святославом Федоровым. ≪Кератотомия была довольно травматичной, но всем понятной методикой, тогда как лазерная коррекция использовала незнакомую хирургам технологию – по сути, испарение ткани. Вполне естественно, что они отнеслись к ней настороженно≫, – вспоминает профессор кафедры офтальмологии ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА Андрей Золотаревский.

Куренкова не испугала ни новизна метода, ни цена лазерной установки Nidek, стоившей тогда $500 тысяч, а вместе с расходными материалами – под $1 млн. Сначала офтальмолог попытался получить кредит, но ни один банк заявку не одобрил. ≪Идея казалась банкам в целом перспективной, но довольно сомнительной с точки зрения возврата средств, – рассказывает Куренков. – Я обращался даже к одному из своих пациентов, который работал в банке, но и его она не вдохновила. Пришлось искать частных инвесторов≫.

Друзья познакомили Куренкова с гендиректором фирмы ≪Москва≫ Александром Элиасбергом. Радиоинженер по образованию, в 90-е он занимался подбором помещений для бизнес-единиц этой компании и мог найти такие средства. ≪Сначала проект вызвал у меня сомнения. Я сказал: ≪Есть же МНТК ≪Микрохирургия глаза≫. Разве они не делают такие операции?≫ Но потом я понял, что рефракционная хирургия – это действительно незанятая ниша на рынке. Мне удалось найти людей, которые нам дали деньги в долг на лазер, и мы довольно быстро приобрели это оборудование≫, – рассказывает Элиасберг. Для того чтобы начать хирургические операции, партнеры зарегистрировали МНИОЦ ≪Новый взгляд≫ и разграничили полномочия: Куренков отвечал за медицинскую часть, а Элиасберг заведовал финансовыми вопросами. Некоторое время офтальмолог тестировал лазер на специально закупленных на бойне свиных глазах, пока, наконец, не приступил к практике.

ЛУЧ СКВОЗЬ НАСЕЧКУ

Первое время в клинику приходили несколько десятков пациентов, большую часть из них направляли врачи принадлежащего Куренкову кабинета контактной коррекции зрения. Через полгода количество операций в центре выросло в несколько раз. Толчком стала публикация о центре и применяемой здесь новой методике в газете ≪Труд≫. ≪Однажды увидел рекламный листок центра ≪Новый взгляд≫, позвонил владельцам и предложил со скидкой опубликовать заметку в газете ≪Труд≫, которая тогда была одной из самых тиражных газет в стране, они согласились, – рассказывает автор публикации Максим Буланцев. – Куренков сделал мне операцию, и я написал обычный журналистский материал под названием ≪Идеальное зрение за 30 секунд≫. Уже через неделю после выхода заметки в редакцию приходили мешки писем от читателей≫.

Вскоре читатели повалили и в саму клинику. ≪Мы делали по 50–60 операций в день, запись на прием была на несколько месяцев вперед, мы не справлялись с потоком пациентов≫, – вспоминает Элиасберг. Операция на один глаз стоила $430, и через год партнеры смогли не только вернуть заем, но и приобрести еще один лазер, то есть вдвое увеличить операционную мощность центра. Найти недостающие для покупки лазерной установки средства оказалось проще простого – к тому времени банки наперебой предлагали ≪Новому взгляду≫ кредиты.

Центр и практикуемую Куренковым лазерную коррекционную методику охотно продвигали российские селебрити, ставшие постоянными клиентами ≪Нового взгляда≫. ≪Одним из первых в клинику пришел Иосиф Пригожин, за ним подтянулись многие его коллеги, получавшие услугу и популяризировавшие метод, – рассказывает Куренков. – Например, Валерий Меладзе сразу после операции поехал на какую-то встречу, где принялся горячо уговаривать партнеров обратиться за помощью к нам. Я сделал тогда лазерную коррекцию почти всем нуждающимся в ней звездам нашего шоу-бизнеса≫.

Громкий успех новой методики не мог оставить равнодушными конкурентов. Сотрудники МНТК им. С.Н. Федорова выступили с серией публикаций, критикующих лазерную коррекцию зрения. Например, Андрей Золотаревский, служивший в то время заместителем гендиректора ≪Микрохирургии глаза≫, со страниц ≪Комсомольской правды≫ предупреждал: ≪Метод вреден при прогрессирующей близорукости, анатомически тонкой роговице, тяжелых соматических заболеваниях и наличии дистрофических изменений сетчатки. Осложнения возникают через три-четыре месяца после операции. На роговице глаза появляется непрозрачный рубец, за счет которого резко снижается зрение≫.

Как утверждает Куренков, PR-кампанию инициировал автор конкурирующей методики, сам академик Федоров. Правда, сегодня президент Фонда содействия развитию передовых медицинских технологий Ирэн Федорова говорит, что это не так: ≪Святослав Николаевич с конца 80-х годов работал над созданием отечественного лазера и никак не мог противиться внедрению этой технологии≫.

Так или иначе, вскоре МНТК приобрел эту же лазерную установку, тем самым окончательно ≪легитимизировав≫ метод. В сегмент буквально рванули новые игроки – например, клиника рефракционной хирургии ≪Эксимер≫ в Санкт-Петербурге и Москве или ≪Доктор Визус≫ в Москве. И все же конкуренция тогда еще практически не ощущалась – пациентов, желающих навсегда избавиться от очков, хватало на всех.

В первый раз участники рынка собрались вместе после дефолта 1998 года. ≪Многие тогда начали демпинговать, и мы собрали у себя в ≪Новом взгляде≫ коллег, чтобы договориться о каком-то уровне цен, но встреча ни к чему не привела, – признается Александр Элиасберг. – Каждый пошел своим путем, по сути, мы просто договорились о том, что продолжаем мирно сосуществовать на рынке≫.

В начале ≪нулевых≫ бизнес ≪Нового взгляда≫ все еще продолжал расти, клиника оставалась лидером на рынке. Центр стабильно показывал рентабельность более 20%. Из прибыли Вячеслав Куренков, например, смог открыть еще стоматологическую клинику и салон оптики. Развивалась и научная деятельность – врачи центра защитили 11 кандидатских и три докторских диссертации по лазерной коррекции зрения, создав таким образом для методики первую в стране академическую базу.

В 2003 году, когда бизнес уверенно двигался по накатанной, партнеры внезапно расстались. Причины разрыва, как и условия, на которых разделялись совместные активы, Куренков не комментирует, а Элиасберг говорит, что они разошлись во взглядах на развитие бизнеса. Понятно лишь то, что поодиночке им не удалось достичь тех финансовых показателей, которые ≪Новый взгляд≫ показывал в период своего расцвета.

СОЦИАЛЬНАЯ НАГРУЗКА НА ГЛАЗА

После разрыва у Элиасберга остался бизнес ≪Нового взгляда≫, а Куренков, продолжив управлять кабинетом контактной коррекции зрения, стал пробовать себя в новых офтальмологических проектах. Вместе с выходцем из МНТК ≪Микрохирургия глаза≫ Дмитрием Дементьевым и предпринимателем Олегом Розенбергом открыл, например, в Москве клинику ≪Новый ковчег≫, но вскоре закрыл проект. ≪У нас с Дмитрием разладились отношенияс нашим третьим партнером, и мы закрыли центр≫, – признается Куренков.

Не заладились у Куренкова и другие проекты – оптику он продал, а стоматологию закрыл: ≪Эту клинику я развивал совместно с партнером-стоматологом, который жил в Германии и приезжал в Россию не так часто, как того требовали пациенты. И я ничем не мог компенсировать его отсутствие≫.

В 2008 году офтальмолог затеял уже третий по счету профильный бизнес – Клинику доктора Куренкова, расположенную в том же районе, что и центр ≪Новый взгляд≫, принадлежащий Элиасбергу. На создание именной клиники потребовалось несколько миллионов долларов, и Куренков, по его словам, привлек к проекту непрофильного соинвестора. Имя нового партнера офтальмолог не раскрывает, однако, по данным ≪СПАРК-Интерфакс≫, 100% ООО ≪Клиника доктора Куренкова≫ принадлежит только ему.

Новый старт дался предпринимателю нелегко. Бум интереса к рефракционным операциям прошел, конкуренция выросла – по всей стране появились десятки клиник, предлагающих такую услугу. К середине 2000-х объем рынка рефракционных операций достиг примерно 2 млрд рублей в год и с тех пор, по оценкам участников рынка, практически не растет. ≪Рефракционная хирургия стала массовой методикой и базовой услугой офтальмологических клиник≫, – говорит прежний оппонент Куренкова Андрей Золотаревский.

Масштабы авторского бизнеса Куренкова гораздо скромнее, чем в их с Элиасбергом первой лазерной клинике, – в месяц здесь проводится немногим более 100 вмешательств. Куренков старается диверсифицировать инвестиции: планирует, например, открыть детское отделение, а кроме того, построить сеть под брендом ≪Первая глазная клиника≫. ≪Мы собираемся открыть около 10 таких клиник в ближайшие пять лет. Будем делать операции по поводу катаракты, глаукомы, например, пенсионерам. Поскольку это социальный проект, то мы намерены сотрудничать с госорганами и надеемся на льготные условия. В целом это не занятая ниша, – размышляет предприниматель, – в Западном округе Москвы, например, нет офтальмологического стационара, и люди ждут очереди в государственные клиники больше полугода≫.

Схлынул клиентский поток и у бывшего партнера Куренкова в клинике ≪Новый взгляд≫. ≪Большое число пациентов, которые хотели скорректировать зрение, уже это сделали. Рентабельность бизнеса постепенно падает и составляет сейчас не более 10–15%, а повышать стоимость услуг не имеет смысла, так как люди могут просто не пойти в клинику. Мы испробовали различные методы привлечения пациентов, но пока они не привели к значительному увеличению клиентского потока≫, – разводит руками Элиасберг.

офтальмологический рынок, офтальмология, новый взгляд

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении