27 Июля 2024 Суббота

Пинк популярности
Евгения Журавлева, Анна Родионова Мединдустрия
27 апреля 2015, 13:53
5520

Как помогают диагностике самого распространенного женского рака «розоволенточные» благотворительные организации

Под эгидой розовой ленты – международного символа борьбы против рака молочной железы – выступают сегодня, пожалуй, самые мощные благотворительные силы планеты. Внимание организованных и частных филантропов к РМЖ, наверное, можно объяснить растущей распространенностью этого онкозаболевания и его сравнительно успешной терапией. Какими бы ни были мотивы благотворителей, масштаб информационных и фандрайзинговых кампаний против РМЖ измеряется миллиардами долларов. VADEMECUM попытался выяснить, в какой точке этого глобального движения находятся российские фонды.

ЭЛИТНЫЙ КУБ

Наиболее заметной в мире благотворительной организацией, специализирующейся на РМЖ, считается фонд Susan G. Komen, аккумулировавший за 33 года своего существования более $2,5 млрд пожертвований. Особую популярность организации принесли благотворительные марафоны: если в 1983 году в беговых состязаниях Susan G. Komen приняли участие только 800 человек, то сейчас фонд организует до 138 забегов в год по всему миру, собирая на ≪розовые≫ старты до 1,7 млн человек. Плата за участие в спортивных мероприятиях, спонсорские пакеты и пожертвования составляют большую часть доходов фонда. Таким образом в 2014 году организация привлекла $228,2 млн, а с учетом продажи сувенирной продукции – $287,4 млн (в 2013 году эти показатели были еще выше – $269,9 млн и $325,2 млн соответственно). В совет элиты фонда – спонсоров, чьи пожертвования превышают $1 млн в год – входят фармпроизводитель Merck & Co, спортивный лейбл New Balance, аптечная сеть Walgreens. Флагманский участник совета элиты авиакомпания American Airlines еще в 1983 году помогла организовать благотворительный забег Race for the Cure, а в 2008-м выделила $7,5 млн на исследования воспалительного рака молочной железы. Магистральные направления деятельности фонда Susan G. Komen – просветительские и образовательные проекты, продвижение и организация скрининговых программ. Фонд заносит в личный актив рост с 74% до 99% показателей пятилетней выживаемости при РМЖ, выявленном на ранних стадиях. В 2012 году организация, например, профинансировала более 500 тысяч обследований женщин в развивающихся странах.

В 2014 году фонд Susan G. Komen направил на скрининг $38,3 млн, на образовательные программы – $122,5 млн, на исследования – $43,3 млн, на лечение – $13,5 млн (в 2013 году аналогичные показатели составили $55,8 млн, $143,1 млн, $49,5 млн, $18,7 млн соответственно). Единственная претензия в адрес благотворителей Komen – периодически раздающееся в СМИ недоумение по поводу зарплаты гендиректора фонда – около $600 тысяч в год.

В числе влиятельных фигур тематического благотворительного пространства часто звучит имя владелицы косметической и парфюмерной компании Estée Lauder Эвелин Лаудер, которой, кстати, приписывают соавторство в создании всемирно узнаваемого символа борьбы против РМЖ – розовой ленточки. В 2014 году основанный Эвелин Фонд исследований рака груди собрал более $55 млн, правда, годом ранее пожертвования превышали $77 млн.

Еще одна профильная организация – The National Breast Cancer Foundation, основанная в 1991 году победившей рак Дженейл Хейл, – предоставляет женщинам возможность пройти бесплатную маммографию на всей территории США и организует информационные кампании, посвященные РМЖ. Среди ≪золотых≫ спонсоров фонда – Procter&Gamble, Fujifilm, в группе ≪серебряных≫ доноров – Ritter Sport, Adidas и Harley Davidson. Но фандрайзинговые результаты этого сообщества скромнее, чем у вышеназванных коллег: в 2014 году фонд привлек $12,9 млн, из которых $4,3 млн были потрачены на просветительские кампании, $4,1 млн – на диагностику РМЖ и чуть более $800 тысяч – на исследовательские проекты.

Медийные персоны – постоянные активисты противоракового благотворительного корпуса. Супруга американского президента Джеральда Форда Элизабет – одна из зачинательниц этой традиции: после перенесенной в 1974 году мастэктомии первая леди начала среди женщин работу над повышением осведомленности об РМЖ. На глобальном информационном портале Pinkribbon, посвященном РМЖ, есть специальный раздел, рассказывающий о победивших заболевание селебрити. В числе преодолевших рак – Кайли Миноуг, Анастейша и Шерил Кроу. Последняя, кстати сказать, совместно с фондом National Breast Cancer Coalition лоббировала в конгрессе законопроект об изучении влияния окружающей среды на развитие РМЖ.

Актриса Синтия Никсон, исполнившая роль Миранды в сериале ≪Секс в большом городе≫, долгое время скрывала свою болезнь, но в 2008 году заявила о недуге публично, после чего стала официальным лицом фонда Susan G. Komen. В той же элитной компании – одна из ≪ангелов Чарли≫ Люси Лью: вообще-то у актрисы была найдена доброкачественная опухоль, но это не помешало ей стать активисткой Komen. В просветительских проектах о РМЖ занята и Риз Уизерспун, ставшая первым послом профильной программы компании Avon. В благотворительной деятельности этого известного косметического бренда участвует и певица Ферги, выпустившая специальную коллекцию обуви Fergie’s Footwear Hope Shoe, выручка от продаж которой направлялась на исследования РМЖ.

≪Активность частных компаний, фондов связана с гламурным флером заболевания и распространенностью этого рака, – считает Илья Фоминцев, исполнительный директор российского Фонда профилактики рака, сотрудничающего с Avon. – Это в хорошем смысле слова довольно распиаренный рак – про него знают больше и говорят о нем больше, чем о других онкозаболеваниях≫.

ДОНЫ ПРИЕМОВ

В России активность подобных сообществ пока невысока, и благотворительные бюджеты, направляемые на диагностику и другие мероприятия по борьбе против РМЖ, куда скромнее. Может быть, поэтому отечественные филантропы не торопятся раскрывать финансовые показатели своей деятельности. Тем не менее за последние пять лет на этом поле началось движение и даже определились лидеры. К их числу можно отнести программу создания сети центров ≪Белая роза≫. Проект реализуется при поддержке Фонда социально-культурных инициатив (ФСКИ), который патронирует супруга премьер-министра Светлана Медведева: считается, что ≪Белая роза≫ – именно ее заслуга.

По подсчетам ФСКИ, с 2010 года, когда открылся первый из девяти центров сети, в ≪Белой розе≫ обследовались не менее 80 тысяч женщин. В бесплатный для всех обладательниц полисов ОМС диагностический пакет включены осмотр гинеколога, УЗИ органов малого таза и молочных желез, забор материала на онкоцитологию, осмотр маммолога-онколога и маммография по показаниям (возраст старше 39 лет или подозрение на онкологию при проведенном обследовании). ≪При выявлении заболевания женщина получает на руки направление и подробные инструкции – когда и куда ей обратиться, – объясняет руководитель дирекции социальных проектов ФСКИ Дарья Крючко. – У нас существует договоренность с рядом московских и подмосковных клиник по дальнейшему обследованию пациенток в формате ОМС. Если заболевание не выявлено, женщина получает на руки результаты обследования и рекомендацию посетить центр через год≫. Объем инвестиций в создание центров в фонде не раскрывают, финансовые отчеты на сайте благотворительной организации также не вывешены. ≪При строительстве центров не используются бюджетные деньги. Строительство и оснащение осуществляется на средства благотворителей, – уклоняется от оценок Крючко. – Минимум оборудования – пригодный для скрининга аппарат УЗИ не экспертного класса, цифровой маммограф, кольпоскоп. Количество установленных в центрах УЗИ-аппаратов разнится от региона к региону≫. Операционные расходы сети покрываются ФСКИ и местными частными или коллективными филантропами.

Фандрайзинговые мероприятия ≪Белой розы≫ хоть и немногочисленны, но масштабны: в благотворительных концертах, проведенных в доме приемов Правительства РФ, принимали участие Анна Нетребко, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Владимир Спиваков с ≪Виртуозами Москвы≫.

ВЫШЛИ НА AVON

Санкт-петербургский Фонд профилактики рака на ниве борьбы против РМЖ кооперируется с косметическим гигантом Avon, чьи профильные благотворительные программы реализуются в 55 странах мира. ≪В России нет на данный момент единой государственной системы скрининга РЖМ, – говорит представитель компании Наталья Гордеева. – Поэтому наша основная задача – сделать маммологическое обследование более доступным для наших женщин≫.

Противораковую активность в России Avon начала в 2003 году с открытия горячей линии по поддержке женщин с диагностированным РМЖ. Ежегодно колл-центр обрабатывает более 10 тысяч звонков. В 2013 году компания начала проводить акции по раннему выявлению рака ≪Розовая ленточка в твоем городе≫. Обследования женщин от 18 и старше на протяжении четырех дней проводят ≪выписанные≫ из Санкт-Петербурга врачи. За последние два года Avon и Фонд профилактики рака провели такие акции в 11 российских городах: бесплатные обследования прошли около 15 800 женщин, у 208 из которых был выявлен РМЖ. В 2015 году маршрут кооператоров охватит еще пять регионов. ≪Мы платим вменяемые деньги за работу местного персонала и привозим своих докторов≫, – говорит Илья Фоминцев. Avon со своей стороны направляет в проект выручку от продажи благотворительных товаров, украшенных розовой ленточкой. По данным компании, за 10 лет работы программа ≪Вместе против рака груди≫ собрала более 400 млн рублей. Помимо адресной диагностики, спонсорские средства шли и на другие мероприятия, посвященные борьбе с РМЖ, – поддержку постановки в театре ≪Практика≫, вирусные ролики в соцсетях, информационные кампании ≪Проверь себя≫ и др.

Фонд профилактики рака сотрудничеством с Avon не ограничивается, говорит Фоминцев: ≪Мы стараемся развивать историю с вовлечением бизнеса, сейчас к нашей работе присоединились сеть пекарен Le pain quotidian, где продаются наклейки с розовой ленточкой, сайт знакомств Topface, предлагающий благотворительные подарки≫. Аккумулируемые фондом средства позволяют также поддерживать работу двух центров диагностики РМЖ в Санкт-Петербурге: с 2010 по 2014 год там прошли обследования около 38 тысяч женщин, у 342 из которых был заподозрен рак.

ТОЧКИ В ОКЕАНЕ

Профильная благотворительная программа ≪Женское здоровье≫ функционирует при фонде Олега Дерипаски ≪Вольное дело≫. Точнее сказать, направление курирует и финансирует супруга промышленника – Полина Дерипаска – и возглавляемый ею издательский дом Forward media group. Правда, информации об объеме затрат в открытом доступе тоже нет. Программа, начавшаяся как сервис по психологической поддержке женщин с диагностированным РМЖ, в конце 2012 года в содружестве с ФМБА запустила в трех городах страны пилотный скрининговый проект: агентство предоставило свои больницы, а фонд взял на себя организацию диагностики. Перед стартом программы сотрудники фонда организовали стажировки рентгенологов и маммологов в столице и за рубежом. И провели в пилотных регионах мощные промокампании. ≪Мы разработали ролики для местного радио и телевидения, договорились об их бесплатном размещении. В общественном транспорте и маршрутках появились плакаты, в кабинетах терапевтов, гинекологов, онкологов лежали флаеры. Ролапы разместили и в торговых сетях. Привезли московских профессоров на пресс-конференцию. На первом этапе нам хорошо помогали местные администрации≫, – рассказывает заместитель руководителя программы ≪Женское здоровье≫ Инна Алесина.

Для записи на обследования выделили отдельные телефонные номера в каждой больнице ФМБА. За полтора года скрининг прошли более 10 тысяч женщин, РМЖ был диагностирован у 0,9–11,1% обследованных. Несмотря на бодрый старт, скрининговая программа была фактически свернута. ≪Мы попали на период изменения системы финансирования здравоохранения, стало сложнее организовывать запись женщин, – объясняет Алесина. – А без направления врача ТФОМС не оплачивает проведение маммографии≫. Но и эти сложности можно было бы преодолеть, считают организаторы проекта: беда в том, что задействованные в пилотной программе больницы лишены мотивации на продолжение трудоемкой скрининговой деятельности. ≪У нас есть методические рекомендации, зарубежные протоколы, разработан план действий, мы готовы помогать внедрять скрининг в регионах, но для этого нужно как минимум желание и поддержка местной администрации. Ни один фонд не может подменить собой государство≫, – резюмирует Инна Алесина.

С коллегой вынуждены согласиться другие независимые провайдеры, пытающиеся на благотворительные средства наладить системный скрининг РМЖ. ≪Наши акции с точки зрения снижения смертности – это таблетка аспирина, растворенная в океане. Они нужны, чтобы поднять вопрос о регулярной работе в регионах, мы показываем, что это возможно и эффективно, – говорит Илья Фоминцев. – Но от наших примеров отмахиваются – мол, на то есть диспансеризация≫.

ГРАНТООБРАЗУЮЩИЕ

И все же примеры эффективного сотрудничества благотворителей с региональными медицинскими властями есть. Национальный фонд поддержки здоровья женщин (НФПЗЖ) с 2010 года реализует долгосрочные проекты в Курской, Мурманской и Архангельской областях, а точечные акции и информационные кампании – еще в четырех регионах.

≪С момента основания мы работали как экспертный фонд, сотрудничая в основном с корпоративным сектором. Сейчас начинаем кооперироваться с частными благотворителями≫, – рассказывает президент фонда Оксана Молдованова. Согласно отчету НФПЗЖ за 2014 год, от юрлиц в бюджет организации поступило 8,9 млн рублей, от одиночных филантропов – 137 тысяч рублей, еще 146 тысяч рублей фонд заработал на оказании аудиторских и просветительских услуг. Доноры фонда в основном крупные промышленные компании, заинтересованные в улучшении качества медицинской помощи на территории своего присутствия. НФПЗЖ внедряет в российскую практику западные методы и протоколы диагностики, обучает врачей, поддерживает ученых, проводит просветительские кампании. ≪Мы информируем женщин о праве на бесплатную маммографию и приглашаем их пройти это обследование в рамках диспансеризации по месту жительства, – объясняет тактику этой работы Молдованова. – Наши ключевые партнеры – региональные минздравы. Все акции и проекты мы разрабатываем и согласуем с ними. И медучреждения заранее предупреждаются о возможном росте загрузки: когда идет активная информационная кампания, спрос обычно превышает ожидания. И это нормально. Важно, чтобы у женщины была возможность пройти обследование – через неделю, через месяц, через год≫. Фонд в прошлом году распространил 50 тысяч приглашений на маммографию, но отсроченный эффект от информационных акций пока не проанализирован.

Статистика есть по наиболее крупному проекту фонда – программе в Курской области, начатой в сотрудничестве с холдингом ≪Металлоинвест≫ (в регионе дислоцирован один из основных промышленных активов компании – Михайловский ГОК). Сначала по заказу ≪Металлоинвеста≫ НФПЗЖ проводил онкологический аудит промпредприятий и разрабатывал систему профилактики для сотрудников. Затем между холдингом и администрацией региона было заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, фонд стал выполнять роль оператора диагностической программы. С 2012 по 2014 год здесь было обследовано около 5 тысяч женщин, у 17 из них был заподозрен РМЖ. Затем результаты 3 457 маммографических исследований, проведенных в медучреждениях по программе диспансеризации, прошли двойной независимый просмотр экспертов РОНЦ.

У 19 женщин диагноз ≪РМЖ≫ был подтвержден, они успешно прошли лечение в онкодиспансерах. Бюджет программы за два года составил 45 млн рублей: на материально-техническое оснащение медучреждений областной бюджет направил 32 млн рублей, оставшуюся сумму обеспечил ≪Металлоинвест≫. ≪Если говорить о первых результатах программы, количество выявленных больных на ранних стадиях значительно выросло и заметно превысило общероссийский уровень: 72 человека против 66,7 на 100 тысяч населения, – рассказывает Оксана Молдованова. – Уровень смертности в течение первого года после постановки диагноза стал ниже общероссийского показателя: 6,3% против 7,4%≫. Кроме этого, в регионе идет апробация разработанной специалистами НФПЗЖ ≪Системы описаний, рекомендаций и статистики маммографического скрининга≫. Речь идет о стандартах, помогающих наладить дальнейшую маршрутизацию пациенток, повысить эффективность ранней диагностики. Рабочая группа фонда разрабатывает ≪дорожную карту≫ по снижению смертности от РМЖ, но приходит к тому же неумолимому выводу: значимых результатов можно добиться только при широком охвате целевой аудитории.

онкоскрининг молочной железы, рмж, рак молочной железы

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении