15 Мая 2024 Среда

Песни про тесты
Тимофей Добровольский Мединдустрия
5 мая 2016, 15:26
Вид на симуляционную станцию из комнаты экзаменаторов
Фото: Оксана Добровольская
9334

Минздрав испытал на студентах новую систему аккредитации врачей

28 апреля в стенах Федерального методического центра аккредитации на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Министерство здравоохранения впервые провело репетицию трехступенчатого выпускного экзамена для студентов-медиков. Новая система медицинского образования стала ответом министерства на кадровые проблемы отрасли: успешно сданный экзамен, по замыслу чиновников, позволит молодым специалистам приступить к врачебной работе по окончании учебы в вузе. Экзамен проводился по специальности «стоматология», однако вскоре его будут сдавать все выпускники медицинских вузов. Чтобы узнать, каково это, корреспондент Vademecum побывал на экзаменационной площадке и пообщался с испытуемыми.

В Центре аккредитации собрались представители 57 медицинских вузов страны, руководство Минздрава, эксперты и, разумеется, «подопытные» – по одному студенту от каждого вуза.

Экзамен назван «трехступенчатым» не без причины:  вначале студент проходит тестирование, затем выполняет практические задания и, наконец, общается с экзаменационной комиссией в формате собеседования.


Тест состоит из 60 вопросов,  отвечать на которые нужно быстро: на всю процедуру отведен только один час. Студенты расселись в просторном зале, оборудованном двумя камерами наблюдения и системой аудиозаписи. Перед каждым оказался ноутбук с индивидуальным набором вопросов, выбранных наугад из 3,5 тысячи возможных. Положительная отметка начинается с 70% правильных ответов.

Компьютерный тест: 60 вопросов за 60 минут

Некоторым не повезло:  прямо в разгар теста их начали вызывать на практические задания, ссылаясь на сбой графика экзамена, мол, «тесты потом доделаете».

Практическая часть экзамена проходила в так называемых симуляционных станциях – комнатах, имитирующих стоматологический кабинет, оборудованный под определенную задачу. Роль пациента исполняет специальный манекен – «медицинский фантом». Станция отделена от экспертов односторонним зеркальным стеклом таким образом, чтобы  экзаменуемый не видел и не слышал того, что происходит в комнате экзаменаторов.

Вид на симуляционную станцию из комнаты экзаменаторов

Вот, например, задание одной из станций: «Вы – стоматолог общей практики. Пациент Хайсман А.А., 35 лет, пришел на ежегодный осмотр. До этого вы пациента никогда не видели. Анамнез собран (без особенностей). Задание: проведите осмотр, соблюдая права пациента, правила асептики и антисептики. Озвучьте данные осмотра, в том числе зубную формулу, для записи в карту медицинской сестре, находящейся за перегородкой. Дайте рекомендации пациенту».

В «кабинете» у студента имеются необходимое оборудование и «пациент»-фантом, чьи зубы ему и предстоит оперировать.  За перегородкой сидит эксперт, который играет роль пациента: может задавать вопросы экзаменуемому, жаловаться на боль, вспоминать аллергические реакции и прочее.

В руках у эксперта планшет разработки отечественной компании «Первый БИТ», где открыт профиль студента, выполняющего задание. «Те штрафные баллы, которые выставляют проверяющие, вносятся сразу на специальный портал, потом заливаются в учетную систему 1С, в итоге получается некая сумма. Есть диапазон: вот столько-то штрафных баллов – сдал, больше – не сдал», – пояснил процесс оценки представитель компании «Первый БИТ».

Каждый студент должен пройти пять симуляционных станций, то есть выполнить пять практических заданий, на каждое из которых выделяется по 10 минут.

Ситуации предусматриваются не только штатные. Самым сложным заданием для стоматологов оказалась сердечно-легочная реанимация.

«Вы пришли на работу. Войдя в кабинет, вы увидели, что человек лежит на полу. Ваша задача – оказать ему помощь в рамках своих умений», – гласила карточка  последней симуляционной станции.

Даже стоматолог должен уметь делать реанимацию

Студенты, попадая в комнату, видели лежащего на полу фантома, вызывали скорую помощь и приступали к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких. Показатели «жизнедеятельности», в том числе уровень компрессии, ее частоту и прочее фиксировал эксперт по ту сторону одностороннего стекла. Как выяснилось к концу дня, только двум студентам удалось вытащить «пациента» из лап клинической смерти.

<--slider-->

Одну из симуляционных станций прямо в ходе выполнения студентом задания осмотрела министр Вероника Скворцова вместе со своим заместителем, курирующим направление медицинского образования, Игорем Каграманяном, президентом Национальной медицинской палаты Леонидом Рошалем, директором департамента высшего медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяной Семеновой и ректором МГМУ им. И.М. Сеченова Петром Глыбочко. Министр попросила студентку не смущаться нашествием начальства и продолжать операцию, но вряд ли это сильно помогло.

Чтобы узнать, каково пришлось испытуемым, корреспондент Vademecum побеседовал с некоторыми из них, только что вышедшими из симуляционных комнат.

«Готовились не в таких же симулированных условиях, но приблизительно. Единственное, что условия именно таких заданий появились буквально совсем недавно, и это несколько сложно. Ну и плюс мы мандражируем, потому что самые первые», – рассказала студентка Первого санкт-петербургского государственного медицинского университет им. академика И.П. Павлова.

Студентка Оренбургского государственного медицинского университета отметила, что, после того как узнала, что ее отправят на пробную аккредитацию, успела потренироваться на похожих фантомах.

«До этого у нас был цикл по реанимации – нам по крайней мере сами реаниматологи все объясняли. В любом случае, одно дело знать, куда нажимать, а другое дело – последовательность, кому позвонить, что сказать. Конечно, немножко сложновато», – отметила она, добавив, что большую роль играет стресс.

Третья часть  аккредитации представляет собой устный экзамен, в ходе которого студент должен решить клинические задачи и обосновать свое решение перед комиссией. Выпускники назначали диагностические тесты, оценивали их результаты, назначали лечение, а комиссия проверяла, насколько глубоко студент погружен в тему.

_DSC6210.JPG

По словам Вероники Скворцовой,  в состав комиссий будут входить в первую очередь практикующие врачи, а не профессора и преподаватели вузов.

Решение о принятии  нового члена в свой «орден», как выразилась министр, должно принимать само профессиональное медицинское сообщество. При этом, отметила Скворцова, аккредитация станет экзаменом не только для студентов – она позволит Минздраву объективно оценить, насколько хорошо работает тот или иной медицинский вуз. «Раньше у нас была аттестация вузов по чисто формальным показателям. Сейчас у нас будет возможность оценить эффективность работы вузов по тому, каких молодых специалистов они готовят», – сказала министр.

образование врачей, вуз, мединститут, медвуз, экзамен, скворцова, каграманян, глыбочко, симуляционное обучение

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС