27 Июля 2024 Суббота

Песеты сквозь пальцы
Максим Сильва-Вега
17 марта 2014, 15:17
6046

Реформа здравоохранения вынуждает испанцев покупать полисы ДМС

В феврале по улицам 15 испанских городов прокатилась 17‑я по счету «белая волна» – так испанцы называют массовые акции против реформы Национальной системы здравоохранения (SNS). Проводимая правитель­ством политика экономии ведет к снижению качества государственных услуг, что играет на руку частным клиникам и страховым компаниям, продающим полисы ДМС.

БЮДЖЕТ ВЕЛЕЛ ДЕЛИТЬСЯ

В рейтинге агентства Bloomberg 2013 года Испа­ния заняла пятое место (после Гонконга, Син­гапура, Японии и Израиля) среди стран мира по эффективности системы здравоохранения. Ожидаемая продолжительность жизни здесь 82,3 года при средних затратах $3 027 на жителя. В США, для сравнения, траты почти в три раза выше – $8 608 на жителя, а ожидаемая продол­жительность жизни при этом ниже, она состав­ляет 78,6 года.

Общим для стран, вошедших в пятерку Bloomberg, является важная роль государства в обеспечении здравоохранения. Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE), одна из двух главных политических сил страны, в период правления которой в 80-е и 90-е годы создавалась SNS, считает бесплатное и каче­ственное здравоохранение одним из главных своих достижений. В годы экономического благополучия так оно и было, но потом власть сменилась и концепция здравоохранения тоже.

В ноябре 2011 года на волне общего недовольства ухудшением экономической и социальной ситу­ации к власти в Испании пришла правая Народ­ная партия (Partido Popular или PP). Уже в начале 2012 года сформированное PP правительство на­чало претворять в жизнь антикризисную финан­совую политику, одним из центральных направ­лений которой стало сокращение обязательств государства в рамках программы лекарственного обеспечения граждан.

Изменения в программе государственного фи­нансирования лекарственных средств вступили в силу 1 июля 2012 года. По новым правилам работающие граждане, в зависимости от уровня доходов, получают скидку на лекарства в разме­ре от 60% до 40% (ранее эта цифра составляла 60% для всех граждан, за исключением пенсио­неров и безработных).

До 1 июля 2012 года пенсионеры и люди, страдающие хроническими заболеваниями, получали все отпускающиеся по рецептам лекарства абсолютно бесплатно, а теперь они должны оплачивать 10% их стоимости. Изме­нения также предусматривают введение спи­ска из 425 лекарств, скидка на которые больше не распространяется.

Правительство также хотело ввести обязатель­ную плату за любой выписанный рецепт в раз­мере одного евро, однако Конституционный суд оспорил и приостановил это нововведение, признав его «антиконституционным».

Еще одним преобразованием стало измене­ние ст. 3 основного закона о национальной системе здравоохранения, в которой детали­зируется право на бесплатное медицинское обслуживание. Конкретная формулировка «испанцы и иностранцы» была заменена в но­вой редакции на более узкое понятие – «име­ющие право на государственное страхова­ние». По новому закону права на бесплатную медицину (за исключением случаев оказания срочной медицинской помощи, а также по­мощи несовершеннолетним и женщинам при родах) лишились иностранные граждане, находящиеся на территории Испании, но не яв­ляющиеся резидентами, то есть не имеющие вида на жительство.

Эти меры действительно дали экономиче­ский эффект: по данным Министерства здравоохранения, за последние 19 месяцев эко­номия составила 2,9 млрд евро (для сравнения, расходная часть испанского бюджета в 2012 году составила около 490 млрд евро).

Однако критики реформы утверждают, что социальная и человеческая цена ее слишком велика. По данным Федерации ассоциаций защиты бесплатного здравоохранения, за пе­риод действия новых правил финансирования лекарств около 17% пенсионеров не смогли в полной мере получить необходимые лекарства, так как не располагали необходимыми для этого средствами.

Кроме того, организация «Врачи мира» заре­гистрировала в 2013 году около 1 200 случаев, когда зарубежные граждане не смогли полу­чить бесплатную медицинскую помощь в связи с отсутствием документов, бюрократическими проволочками или неясностью при интерпрета­ции новых правил и даже проявлениями «расо­вой дискриминации».

ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ

Полтора года назад в словаре испанцев появи­лось новое словосочетание – «белые волны», последняя общенациональная акция протеста прошла 16 февраля. Надев белые халаты, жители испанских городов выходят на улицы, протестуя против сокращения бюджетов и передачи госу­дарственных больниц в частные руки.

За последние четыре года расходы государства на обеспечение здоровья граждан уменьшились на 6,8 млрд евро, или на 10,3%. Если в 2010 году государство в среднем расходовало на каждого испанца 1 344 евро, то в 2014 году эти расходы составят 1 205 евро.

Помимо урезания субсидий на лекарства, экономия достигается за счет сокращения ко­личества персонала государственных больниц и поликлиник, использования временных, а не постоянных трудовых контрактов, умень­шения продолжительности оплачиваемых дежурств и увеличения количества рабочих ча­сов, дополнительно не оплачиваемых. Как следствие, качество и оперативность бесплат­ных медицинских услуг стали постепенно снижаться. В медицинских центрах появились большие очереди, чтобы сделать КТ или УЗИ. Медики отвечают на ухудшение условий труда забастовками. Последним таким случаем стала забастовка врачей-интернов крупнейшего бар­селонского госпиталя Vall d'Hebron.

Интернов возмутило предписание, сокращаю­щее продолжительность дежурств до 48 часов в неделю. По мнению бастующих, следствием уменьшения продолжительности оплачиваемых дежурств стало не только сокращение их зара­ботной платы, но и замедление процесса и ухудшение качества их подготовки. После перего­воров с интернами администрация больницы решила вернуть прежний график.

Самым резонансным событием в бесконечной борьбе за экономию бюджета стал план пра­вительства Мадрида по передаче в управление частным компаниям шести крупнейших столич­ных больниц.

План предусматривал переход в частное управ­ление шести больниц (Infanta Sofia, Infanta Leonor, Infanta Cristina, Del Henares, Del Sureste, Del Tajo), а также 27 медицинских центров, об­служивающих 1,5 млн человек (18,02% от общего количества жителей Мадрида, имеющих право на бесплатное медицинское обслуживание). Более 5 тысяч человек, работающих в этих больницах, могли потерять работу или лишиться су­щественной части заработной платы. При этом мадридские власти подсчитали, что приватиза­ция принесет городу экономию в 168 млн евро в год. Предполагалось, что в приватизации при­мут участие три частные компании, выигравшие тендер: пуэрториканская Hima San Pablo и ис­панские Sanitas и Ribera Salud.

Между тем независимое исследование неком­мерческой Ассоциации врачей и медицинских специалистов Мадрида (AFEM), напротив, показало, что в случае приватизации шести больниц государство ежегодно тратило бы на 118 млн евро больше, чем было израсходовано на их содержание в 2012 году.

В планы правительства входило также впослед­ствии передать в частное управление 10% из поч­ти 400 мадридских поликлиник.

Медработники ответили на это масштабной забастовкой. За пять недель забастовки были отменены более 50 тысяч врачебных консульта­ций, около 6 500 операций было отложено. Продолжали работать только службы реанимации, неотложной помощи, а также онкологические центры. Фатима Браньяс, представительница Ассоциации врачей и медицинских специали­стов Мадрида (AFEM), заявила в интервью газе­те El Pais: «Еще недавно мы, врачи, были гордо­стью страны. Мы остались такими же, но теперь, оказывается, вызываем разочарование, теперь нас зовут лжецами и лентяями. Мы не можем продолжать работать в такой атмосфере. Мы против планов правительства, потому что они означают демонтаж системы бесплатного госу­дарственного здравоохранения».

В январе 2014 года суд Мадрида постановил, что «передача в частные руки управления госпиталями невозможна», так как «нанесет ущерб большому количеству профессионалов». После вердикта суда правительство Мадрида объявило об отмене приватизации, а чиновники, ответ­ственные за инициативу приватизации, ушли в отставку.

Юрист Хуан де ла Крус Феррер, специализи­рующийся на конкурентном и администра­тивном праве, был одним из специалистов, которые готовили запросы в судебные органы о приостановке приватизационной реформы в Мадриде. В интервью газете Diario Juridico он рассказал: «В истории с передачей управ­ления мадридскими больницами в част­ные руки поражает горячность, с которыми высказываются мнения «за»или «против», при бедности аргументов и реальных данных.

Предлагаемые концепции напоминают скорее предрассудки или клише. Именно поэтому я считаю крайне важным формировать меж­дисциплинарные комитеты, которые могли бы заниматься исследованиями в этой области, систематизировать и структурировать различ­ные направления работы».

Несмотря на судебное решение, участники «бе­лых волн» опасаются, что власти лишь отложи­ли осуществление своих планов до более бла­гоприятного момента. «Опасность не исчезла, и мы опасаемся, что приватизация будет все же проводиться и затронет менее заметные секторы системы здравоохранения», – заявил секретарь Профсоюза среднего медицинского персонала (SATSE) Хосе Мануэль Фрейре.

Как отмечают многие испанские эксперты, реформу здравоохранения необходимо вывести из сферы борьбы политических партий, лобби­рующих интересы различных общественных групп и частных компаний.

«Важно деполитизировать систему здравоох­ранения и создать такую модель управления ею, при которой политики не участвовали бы в технических, профессиональных решени­ях», – считает заведующий кафедрой экономики здравоохранения Национальной школы здраво­охранения Хосе Мануэль Репульо.

В качестве удачного примера он приводит систе­му управления здравоохранением Великобритании, в которой большую роль играют так назы­ваемые hospital governing board – общественные советы, в рамках которых и врачи-специалисты, и чиновники Министерства здравоохранения в равной мере участвуют в управлении медицин­скими учреждениями.

В ТЕНИ ГОСУДАРСТВА

Частные медицинские компании в Испании тоже, разумеется, есть, но на их долю приходит­ся менее трети от общего количества медицин­ских услуг в стране (2,45% из общих 9,3% ВВП, которые страна тратит на здравоохранение).

Из 1 075 больниц, работающих в Испании, 462 (53%) – частные, однако в основном это неболь­шие госпитали; все крупные больницы нахо­дятся в руках государства. Это хорошо видно по распределению коечного фонда – из 165 ты­сяч больничных коек страны частные больницы обеспечивают только 53 тысячи.

Крупнейшей сетью частных госпиталей являет­ся Grupo Hospitalario Quiron/USP Hospitales, владеющая 19 клиниками с более чем 2 тысячами коек. За ней следуют сети Vithas, HM Hospitales, Sanitas, Hospiten. Всего больничным сетям при­надлежит 42% частных коек, еще 55% в неза­висмых больницах и 3% – в клиниках страховых компаний.

Всего в стране работают почти 3 тысячи част­ных медицинских клиник и консультаций, 75% от общего объема услуг в них оказывается по по­лисам ДМС, лишь 14% оплачиваются самими пациентами, а 11% составляют коммерческие услуги, которые они предоставляют государственным медицинским учреждениям.

Всего из средств, направляемых государством в систему SNS, около 10,7% уходит на оплату разных услуг частных центров – от анализов до диагностических процедур.

Государственные клиники, больницы и науч­ные центры в течение последних 30 лет явля­лись основой системы здравоохранения Испа­нии, поставляя кадры в том числе и для частной медицины.

«Подавляющее большинство врачей частных клиник получили первый профессиональ­ный опыт в государственных больницах, являющихся главными центрами подготовки специалистов, – рассказывает барселонский врач и консультант в сфере медицинских услуг Ана Касерес. – Именно такие специали­сты пользуются авторитетом среди клиентов частных медицинских центров. Более того, многие врачи государственных госпиталей параллельно трудятся в частном секторе, работают в свободное время в частных клиниках или держат собственные врачебные кабине­ты». По мнению Аны Касерес, сокращение заработной платы и ухудшение условий труда в государственных больницах побудит врачей государственных больниц больше времени уделять работе в частном секторе.

Снижение качества государственной медици­ны подталкивает испанцев к приобретению полисов ДМС – услуги по ним оказываются в частных центрах своевременно и без очере­дей. Стоимость полисов ДМС в Испании от­носительно невысока: годовое обслуживание стоит всего 50–80 евро в месяц, в зависимости от количества включенных в полис услуг.

Сегодня рынок ДМС занимает около 30% от всех средств, циркулирующих в сфере здра­воохранения Испании. Количество людей, пользующихся медицинским обслуживани­ем по полисам ДМС, в 2013 году составило 10,6 млн человек, что на 1,47% больше, чем в 2012 году. Тенденция к росту количества купленных полисов сохраняется с 2006 года. ДМС стало единственным сектором рынка страхования, показавшим в прошлом году пусть небольшой, но рост.

По данным Кооперативной ассоциации стра­ховых организаций (ICEA), объединяющей страховые компании Испании, объем рынка ДМС в 2013 году составил около 6,9 млрд евро, а количество страховых компаний увеличи­лось на 2,5%.

Конкуренция и необходимость продвижения своих услуг заставляют страховые компании и частные клиники придумывать новые фор­мы вовлечения клиентов и осваивать новые области. Например, барселонская страховая компания Mutua General de Cataluna, зани­мающая 13-е место среди операторов ДМС Испании и обслуживающая более 84 тысяч клиентов, начала в феврале этого года экспе­риментальную программу по предоставлению диагностических услуг в аптеках Барселоны.

В 50 аптеках города в течение шести месяцев клиенты этой страховой компании смогут бесплатно пройти диагностические проце­дуры с целью выявления предрасположен­ности к сердечно-сосудистым заболеваниям. «Аптеки, задействованные в программе, оснащены всем необходимым оборудованием; мы же платим за их услуги из расчета 20 евро за каждую консультацию», – рассказывает представитель Mutua General de Cataluna Мар­та Эскартин.

Выгода от этого мероприятия двойная – кли­ентам не надо далеко ехать, а ранняя диагно­стика позволяет страховой компании снизить риски и расходы на последующее лечение.

Две трети испанского рынка ДМС контроли­руются четырьмя самыми крупными страхо­выми компаниями: SegurCaixa Adeslas, Sanitas, Asisa и DKV. Лидер, SegurCaixa Adeslas, занимает более 27% рынка ДМС; в 2012 году прибыль компании составила 139 млн евро, что на 28% больше, чем в 2012 году.

испанское здравоохранение, испания

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении