«Нацимбио» выступила с предложением расширить действующее на рынке лекарственного госзаказа протекционистское правило «Третий лишний». «Дочка» ГК «Ростех» видит новую модель закупок трехступенчатой. В первую очередь, считают в «Нацимбио», преференции на аукционах должны получать отечественные предприятия полного цикла. Во вторую – производители, выпускающие продукты с наибольшей степенью локализации. И лишь затем к аукциону могут быть допущены все остальные. Инициативу уже поддержали в Правительстве РФ, поручившем Минздраву, Минпромторгу, ФАС и Минэкономразвития к 15 июля подготовить соответствующее распоряжение. Vademecum выяснил, как воспринимают инициативу участники рынка.
К сожалению, когда происходит обсуждение подобных проектов, некоторые эксперты забывают о том, что в России, как и во всем мире, есть фармпроизводство двух типов. Есть биотехнологические компании, для которых производство полного цикла – естественный процесс: такие предприятия производят и субстанции, и готовые продукты из них. Но большинство предприятий производят готовые ЛП из субстанций, которые получаются посредством химического синтеза. В этом случае создавать производство полного цикла нерентабельно, поскольку производство химически синтезированных субстанций исключительно под собственные нужды не окупит издержек. Наверное, возможна некая вертикально интегрированная структура, куда входит и одно, и второе предприятие, но я не очень понимаю, зачем это делать в рамках одной компании. Я это говорю как человек, который когда-то создавал компанию «Вертекс», производящую готовые ЛП, и как человек, который является владельцем компании, производящей активные фармсубстанции. Считаю, что инициатива «Нацимбио» создаст преференции в первую очередь для биотехнологических предприятий и будет совершенно пустой для других компаний. А небиотехнологических компаний полного цикла в России, как и во всем мире, крайне мало.
«Третий лишний» – ключ к развитию высокотехнологичной фармацевтической промышленности, в особенности к развитию экспорта. Чем раньше мы начнем применять это правило, тем лучше. Есть большое количество заводов, которые делают субстанции, в том числе недорогой сегмент, и их необходимо поддерживать. Такие высокотехнологичные производства, как «Генериум», «Герофарм» и мы, в этом кровно заинтересованы, поскольку сможем удовлетворить запросы наших зарубежных коллег в качественных субстанциях. С расширением правила «Третий лишний» ситуация в госзакупках принципиально не изменится: заказчик вправе стартовать с тех цен, которые были установлены на предыдущих аукционах. Говорить о том, что такие условия будут препятствовать конкуренции, неправильно, поскольку конкуренция бывает разная, в том числе недобросовестная, когда на рынке появляется крупная иностранная компания и устраивает демпинг только для того, чтобы вытеснить местного производителя. А с точки зрения развития производства субстанций это рост конкурентоспособности отрасли в целом.
Инициатива «Нацимбио» не нова. Уже несколько лет участники рынка обсуждают дополнительные преференции для отечественных производителей. Первоначальная идея, которая обсуждалась с регуляторами, заключалась в следующем: если препарат производится по полному циклу из отечественного сырья, то ценовая преференция при госзакупках для него составит 40%, если по полному циклу, но из импортной субстанции – 20%, если только упаковка – 10% и с последующим исключением данной стадии. Этот подход не ограничивает конкуренцию, стимулирует приток инвестиций в отрасль и желание иностранных производителей локализоваться в РФ. Но, к сожалению, дальше обсуждений дело пока не пошло. Предложение «Нацимбио» об ограничении допуска к госзакупкам коснется немногих производителей. В нашей стране 85–90% субстанций импортные, произведенные в Китае и Индии. Поэтому, если предложение будет принято, на рынок это сильно не повлияет. Вероятно, будет определенный приток инвестиций в производство субстанций, не думаю, что большой.
Введение правила «Третий лишний» понятно c точки зрения государства. Тем не менее мы считаем, что стимулирующие меры эффективнее ограничительных. На наш взгляд, необходимо создавать благоприятные условия, поддерживающие инвестиции не только в строительство производственных мощностей, но в развитие ноу-хау и инноваций в России. К этому государство иностранных инвесторов не стимулирует, к сожалению. «Санофи» не планирует менять свои инвестиционные планы. Мы учитывали тенденцию к локализации в своей долгосрочной стратегии. «Санофи» одной из первых международных компаний начала производство современных инсулинов в Орловской области в 2010 году, выйдя на полный цикл в 2013-м. Кроме того, мы локализуем производство ключевых препаратов и вакцин совместно с российскими партнерами. Тем не менее мы видим определенные риски для некоторых препаратов, по которым процесс локализации начат сравнительно недавно и производство находится на стадии упаковки. Мы считаем, что необходимо предусмотреть меры поддержки для тех компаний, которые уже заявили о своих намерениях организовать полный цикл производства, но не успеют его реализовать к 1 января 2017 года. Специнвестконтракты могли бы стать эффективным инструментом для разрешения данных противоречий.