В России, по официальным данным за 2013 год, с диагнозом «рак молочной железы» (РМЖ) проживало более 562 тысяч женщин. Этот вид злокачественных новообразований лидирует как в статистике заболеваемости, так и в структуре смертности женщин. И наметившаяся за последние годы позитивная динамика в выявляемости и терапии РМЖ не меняет общую печальную картину. В сегменте женской онкологии особенно выпукло проявляются традиционные для большинства секторов отечественного здравоохранения проблемы – отсутствие внятного порядка оказания медицинской помощи и ее финансирования. Заметно тормозят развитие терапии РМЖ бюрократические препоны, обнуляющие возможность внедрить в практику передовые методики диагностики и лечения. Достаточно заметить, что у нас до сих пор 85% профильных пациенток молочную железу удаляют полностью, а реконструктивные операции при РМЖ проводят лишь 20% женщин. VADEMECUM попытался выяснить причины отставания российской онкопрактики от мировой в одной отдельно взятой нозологии.
Во всем мире РМЖ относят к тому краткому перечню онкозаболеваний, где успех терапии наиболее очевиден. В первую очередь прогресс связывают с медикаментозным лечением, позволяющим увеличить продолжительность жизни пациенток. «Очень важно, что перестала расти смертность, – подчеркивает ведущий научный сотрудник отделения амбулаторной химиотерапии РОНЦ им. Н.Н. Блохина Елена Артамонова. – Мы регистрируем растущее число новых случаев, но смертность удалось взять под контроль. И важнейшую роль в этом играют успехи системного лечения, я похвалю химиотерапевтов». Если в 2003 году в стране было впервые установлено 46 288 новых профильных диагнозов, то через 10 лет этот показатель достиг уже 60 701 случая. Доля больных РМЖ, состоящих на учете в онкологических учреждениях пять и более лет с момента установления диагноза (важный показатель уровня онкопомощи), наоборот, возросла с 54,1% в 2003 году до 58,5% в 2013-м. Но особо радоваться этой динамике рано: в США пятилетняя выживаемость пациенток составляет 89%, 10-летняя – 83%.
В случае с метастатическим РМЖ, по-прежнему считающимся неизлечимым во всем мире, онкологи говорят о возможности перевести заболевание в разряд всего лишь хронических. «Есть сахарный диабет, но инсулин позволяет пациентам жить с этой болезнью. То же самое происходит сейчас с опухолями молочной железы. Средние цифры, может быть, сильно не впечатляют, но когда я пришел в ординатуру, медиана выживаемости больных с метастазами была менее двух лет. То есть в течение этого времени половина пациенток погибала, – рассказывает руководитель отдела оптимизации лечения онкологических заболеваний у подростков и взрослых ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева Николай Жуков. – Сейчас при определенных подтипах медиана приближается к четырем-пяти годам. Появляется прослойка пациенток, которые живут с этой болезнью многие годы».
Прогрессируют и хирургические методы лечения. «Меняются подходы, – замечает заведующий отделением опухолей молочных желез РОНЦ Игорь Воротников, – то, что раньше считалось абсолютным противопоказанием, например, наличие нескольких узлов, сейчас воспринимается совершенно иначе».
УЗКИЙ СТАНДАРТ
Робко намечающиеся положительные тенденции не перевешивают многочисленных проблем, связанных с лечением РМЖ. Негативный спектр начинается со сложностей, ставших общим местом для системы здравоохранения, и заканчивается исключительными неудачами в лечении конкретной нозологии. Казалось бы, с учетом распространенности РМЖ стандарты его лечения должны быть проработаны в первую очередь и максимально четко, равно как и структура финансовых расходов на развитие направления. Ан нет, понятные и жесткие регламенты здесь по-прежнему не разработаны. Сейчас в России утверждены восемь стандартов оказания помощи пациенткам с диагнозом «РМЖ», и все они стационарные: три – хирургического профиля, два – по системному лекарственному обеспечению, еще три – в отношении лучевой терапии.
В стандарты лекарственной терапии включены 19 противоопухолевых препаратов (в том числе гормональные), 16 из которых входят в федеральный перечень ЖНВЛП. Всего же в России зарегистрировано около 50 лекарственных препаратов по МНН, показанием к применению которых является РМЖ. И большинство регионов – 52 субъекта – взяли за основу для своих территориальных программ госгарантий федеральный перечень ЖНВЛП.
«Остальные 33 региона разработали свои перечни ЖНВЛП, при этом списки двух территорий – Томской области и Кабардино-Балкарской Республики – уже, чем федеральный, – уточняет региональный расклад руководитель консалтингового отдела Aston Group Мария Сдвижкова. – Впрочем, есть регионы, включившие в свои перечни «дополнительные» ЛП по МНН для терапии рака молочной железы». Лидерами этого ряда выступают Псковская область (+11 МНН), Приморский край (+10 МНН), Пензенская область (+8 МНН), Еврейская автономная область (+8 МНН) и Смоленская область (+8 МНН).
К действующим стандартам оказания профильной помощи большинство специалистов сегмента относятся, мягко говоря, скептически. Изданные документы, считают клиницисты, сложно назвать настоящими guidelines. «Это таблицы, в которых написано, с какой частотой предоставляется та или иная услуга, – говорит Николай Жуков из ФНКЦ. – Например, КТ грудной клетки снабжена коэффициентом 0,3, то есть среди 100 больных вы должны провести 30 компьютерных томографий, но кому именно, не указано. Зато осмотр гинеколога и анализ мочи идет с частотой 1, то есть выполняется всем пациенткам».
Негодование практиков вызывает, конечно, не столько форма предлагаемых им стандартов оказания онкопомощи, сколько их содержание. «Была дана команда – написать стандарты. Чтобы получить хоть какие-то деньги, ответственные за их разработку напихали туда кучу ненужных регулярных обследований. Расписали более-менее приличное лекарственное лечение, – рассказал VADEMECUM на условиях анонимности один из московских врачей-онкологов. – Затем отдали их в Минздрав и в страховые компании, там поняли, что и близко не могут обеспечить этого, сократили все нужное и оставили видимость – все эти обследования. А страховые компании контролируют соблюдение стандартов именно по сохранившимся в регламенте пунктам. И вот женщина приходит на химиотерапию каждые 28 дней, и ей каждый раз нужно сдавать анализ мочи. Препаратов как не было, так и нет, но клинику штрафуют за невыполненное ЭКГ-исследование перед каждым «введением».
С куда большим воодушевлением медики относятся к клиническим рекомендациям по диагностике и терапии РМЖ, разработанным в прошлом году Ассоциацией онкологов России. Отраслевое сообщество подготовило для себя и коллег свод подробных наставлений по врачебным действиям и более обширный перечень лекарственных средств, но они не имеют статуса обязательных для исполнения. «Документ подан в Минздрав, и в дальнейшем рекомендации должны послужить основой разработки экономического стандарта, определяющего процесс финансирования лечения пациента за средства государственного бюджета. Но, к сожалению, на сегодняшний день этот стандарт не разработан, – сетует исполнительный директор НП «Равное право на жизнь» Дмитрий Борисов. – В связи с чем нет единого для всех регионов и понятного врачам алгоритма обеспечения доступности лечения. Это ключевая проблема, приводящая к гибели огромного числа больных».
ВЕДОМОСТЬ НЕВЕДАЮЩИХ
Нет в природе отечественного здравоохранения и строгих стандартов финансирования профильной онкопомощи. Хотя в США, например, известна не только средняя стоимость лечения РМЖ, но и спрогнозированы государственные затраты по этому направлению до 2020 года. По данным BMC Cancer, средняя стоимость лечения женщины с метастатическим РМЖ, получающей химиотерапию в качестве основного метода лечения, составляет $128 500. BreastCancer.org приводит разброс цен на терапию РМЖ – от $100 тысяч до $300 тысяч, а диапазон цен на мастэктомию колеблется в пределах $15–50 тысяч. В целом же расходы в США на лечение РМЖ в 2010 году составили $16 млрд – больше, чем на терапию любой другой злокачественной опухоли. По прогнозам, к 2020 году тематические затраты национальной системы здравоохранения возрастут до $20,5 млрд.
Справедливости ради стоит заметить, что у нас в программе госгарантий все же обозначены усредненные расходы на терапию РМЖ посредством оказания «базовой» высокотехнологичной помощи. Правда, независимо от сложности проводимой операции и от того, было ли вмешательство комбинировано с курсом химиотерапии, территориальными фондами ОМС клиникам выделяется одинаковая сумма (подробнее – в таблице – «Равные среди неравных»). Несколько более детальную разбивку по видам лечения и относительно адекватные затратам операторов цены предусматривает стандарт ВМП, не включенной в базовую программу ОМС (подробнее – в таблице «Квотный рефлекс»). Но понять среднюю стоимость лечения российской пациентки с диагностированным РМЖ невозможно в принципе. Тем более что ни один отраслевой аналитик не возьмется даже приблизительно прикинуть суммарные расходы государства на лечение РМЖ – как реальные, так и достаточные для эффективной борьбы с этим видом рака. Причина такого калькуляционного бессилия проста – слишком сложно организована схема финансирования онкопомощи вообще и терапии РМЖ в частности. Единый стандарт, как уже было отмечено, отсутствует, а в регионах применяются слишком разные типы возмещения затрат.
Даже самые продвинутые организаторы здравоохранения не могут сегодня свести в одну «ведомость» все статьи расходов на лечение РМЖ, не говоря уже о размещении сколь-нибудь достоверных сведений в открытых источниках.
В текущем году 65 из 85 российских регионов утвердили клинико-статистические группы (КСГ) в качестве метода оплаты профильных терапевтических процедур, подавляющее большинство определившихся (60 из 65) использует так называемую федеральную группировку КСГ (подробнее – на карте «Размер имеет назначение» на стр. 14). По этому принципу под профиль «онкология» подпадают 28 из 258 существующих КСГ, при этом для РМЖ выделена только одна КСГ хирургического профиля – с лаконичным названием «мастэктомия». В то же время КСГ «химиотерапия» оплачивается по двум общим для всех злокачественных новообразований схемам.
На федеральном уровне утверждена рекомендуемая структура возмещения для КСГ по основным видам расходов. Так, в «химиотерапии» рекомендуемая доля затрат на медикаменты и расходные материалы составляет 73% (уровень затрат 1) от определенного регионом базового ценника, или 83% (уровень затрат 2), по КСГ «мастэктомия» – 45%. «Насколько этого достаточно для покрытия реальной потребности в лекарственных препаратах при лечении РМЖ – сказать сложно, но проблемы точно существуют. И одна из них – отсутствие отдельных КСГ в дневных стационарах, со своей системой тарификации, – рассуждает Мария Сдвижкова из Aston Group. – Не всем больным РМЖ сразу показана операция, поэтому необходимо, помимо стационарных, иметь амбулаторные стандарты или хотя бы регламенты по дневному стационару. А с учетом выбранного курса на развитие стационарозамещающих технологий было бы логично перевести большую часть химиотерапии в дневной стационар, разработав для этого отдельные тарифы». Подобное предложение логично, хотя бы потому, что успешные примеры такой работы в системе оплаты по КСГ уже есть: это диализ и ЭКО, тарифы на которые специально утверждаются для дневных стационаров. На финальный тариф, согласно введенной не так давно трехуровневой системе оказания медпомощи, влияет также уровень медучреждения, в котором проводится лечение. Приняв во внимание все эти факторы, Aston Group по просьбе VADEMECUM показала, насколько разительно могут отличаться тарифы на химиотерапию в отдельных регионах (подробнее – в таблице «Тип-топ»). Необходимо оговориться, что заявленные аналитиками тарифы тоже условны, поскольку неизвестно, в медучреждениях каких уровней в разных регионах может проводиться профильная терапия, но сравнить гостарифы по-другому невозможно.
Если говорить об амбулаторном сегменте, то здесь лекарственное обеспечение всех онкопациентов должно, по действующему законодательству, реализовываться по следующей схеме: при статусе федерального льготника – за счет средств федерального бюджета по перечню ОНЛС, во всех остальных случаях – за счет региональных бюджетов. По правилу, описанному в известном постановлении правительства №890, все пациенты со злокачественными новообразованиями должны обеспечиваться необходимыми лекарствами бесплатно, но на практике действие постановления обычно ограничивается отдельным перечнем ЛС, ежегодно утверждаемым в территориальных программах госгарантий. «Количество и состав МНН в этих перечнях находятся исключительно в зоне ответственности региона, – рассказывает Сдвижкова, – и может содержать от 70 до 700 различных позиций, включая противоопухолевые средства для лечения РМЖ».
ЗАПОЗДАЛАЯ ДАННОСТЬ
Трудночитаемую схему отягощает хроническая нехватка средств, в случае РМЖ особенно актуальная, поскольку абсолютному большинству пациенток требуется дорогостоящая гормональная или химиотерапия. «Та информация, которая сегодня поступает к нам из регионов от врачей и пациентов, позволяет делать только неутешительные выводы, – негодует Дмитрий Борисов из НП «Равное право на жизнь». – Объем финансирования на лечение онкологических пациентов существенно снижается, единые и полноценные тарифы ОМС так и не внедрены, качество и доступность лечения значительно различаются от региона к региону. Сегодня для обеспечения лечения РМЖ в нашей стране в соответствии с современными клиническими стандартами объем финансирования должен быть увеличен минимум в четыре раза». Правда, озвучивая это требование и коэффициент, общественник ни за что не признается, от каких абсолютных финансовых показателей он отталкивается и к каким хочет прийти.
О дефиците средств на борьбу с онкозаболеваниями свидетельствуют организаторы здравоохранения в регионах. Но сведения эти случайны и отрывочны. Например, в Петербурге, по данным главного онколога города Георгия Манихаса, недостаток финансирования госзакупок таргетных препаратов для больных РМЖ составляет 200– 250 млн рублей.
Онкологи вынужденно предлагают различные варианты оптимизации лечения. В 2014 году российское общество химиотерапевтов RUSSCO выпустило рекомендации, касающиеся назначения укороченного курса трастузумаба «при отсутствии достаточных материальных ресурсов». Год лечения этим препаратом стоит в среднем 1,5 млн рублей, и подобная фармакотерапия показана примерно 8 тысячам россиянок, больных HER-2 положительным раком (самый агрессивный тип РМЖ, встречающийся примерно у 20–25% женщин). Таким образом, на лекарственную терапию для только этих пациенток требуется 12 млрд рублей ежегодно. «Препарата явно меньше, чем нужно. Есть две возможности – сокращать срок введения препарата или уменьшать количество больных, которые его получат. У нас идут по пути сокращения потребителей, – говорит Николай Жуков из ФНКЦ им. Дмитрия Рогачева. – В некоторых регионах это делается единообразно, например, лекарство не назначается пациенткам с непораженными лимфоузлами. Хорошо ли это? Нет, потому что среди этой когорты есть пациентки, которые бы выиграли от такого назначения. Где-то выбор вообще происходит по критерию «социальной значимости» больной. Но, исходя из анализа медицинских исследований, более оправданно – сократить длительность приема, что привело бы к меньшим потерям суммарнной эффективности лечения». Подобный выход выбрали в Великобритании, где терапия трастузумабом применяется только при метастатической форме рака. Английский National Institute for Health and Care Excellence – пример того, как в условиях недостаточного финансирования должны реально работать государственные органы, считает Жуков: «Там есть человек, который от имени правительства берет на себя смелость сказать, что если препарат не проходит стоимостную границу в 30 тысяч фунтов за год продленной качественной жизни, он не будет предоставляться за счет государства. У нас же истинные цели не совпадают с декларируемыми».
Многие онкологи убеждены, что трастузумаб работает эффективнее, когда применяется одновременно с адъювантной (постоперационной) химиотерапией. Но забюрократизированность отрасли не позволяет этой схеме работать: закупки препарата не поспевают за реальной терапевтической потребностью. То есть препарата расходуется столько же, но он спасает меньше жизней, замечают клиницисты.
Безусловно, может и должна быть оптимизирована не только лекарственная терапия. После завершения радикального лечения, приводят типичный пример онкологи-маммологи, российским пациенткам проводят многочисленные тесты, не применяющиеся в США и европейских странах, – ежегодные рентген легких, УЗИ органов брюшной полости, общий, биохимический анализы крови, пробы на онкомаркеры. «Дополнительные тесты не сказываются на общей выживаемости и не увеличивают шансы больных, – убежден Николай Жуков. – Но суммарно, если считать по московским тарифам ОМС прошлого года, только отказавшись от ненужных обследований, можно было бы сэкономить около 230 млн рублей в год».