27 Июля 2024 Суббота

Перрон в бок
Татьяна Равинская
12 января 2015, 15:56
5930

Почему принципиальные поправки в ФЗ-61 не попали по назначению

Так вышло, что закон «Об обращении ЛС» за четыре года существования (чтобы не сказать «действия») не сумел избавиться от репутации самой «сырой» нормотворческой инициативы Госдумы V созыва. Мучительно рождавшиеся все это время и, наконец, принятые в декабре 2014 года поправки в ФЗ61 эффективнее индустрию не сделали. Зачем, спрашивается, торопились, кому так срочно понадобился спотыкающийся на ходу регламент? Необъяснимо. Но есть версия.

Регуляторы и представляющие разные отраслевые группы лоббисты особенно жарко спорили об изменениях в ФЗ-61 последние года два, а на протяжении всего 2014-го пытались обогатить законопроект сущностными уточнениями. Всем интересантам поправок, но каждому – со своей колокольни, было видно, что фарминдустрия хромает потому, что движется по правовому полю, изрытому противоречиями. Договориться всем со всеми не удалось, но проект изменений, собрав недоброжелательную критику отрасли и замечания правительственных экспертов, в сентябре попал в Госдуму. Между первым и вторым чтениями прошло еще месяца два, потребовавшихся на доработку документа.

Фактически парламентарии могли принять документ сразу в двух чтениях еще 21 ноября, поскольку ничего важного к третьему, окончательному, чтению в тексте не появилось, и 9 декабря незрелые поправки к «сырому» закону были приняты. И прежде чем задаваться вопросом, куда торопились, наверное, стоит отметить, на каких участках подписанный 22 декабря президентом документ подравнял правовое поле.

Комплиментарные отзывы представителей отрасли собрали определенные в законе критерии взаимозаменяемости лекарственных препаратов, расширенный понятийный аппарат, обновленные процедуры регистрации ЛС и получения разрешения на проведение клинических исследований. Кроме того, как подмечают позитивисты, поправки уточнили порядки ценообразования и действия режима эксклюзивности данных, определили функционал фармаконадзора за эффективностью и безопасностью ЛС. Но даже те эксперты и операторы фарминдустрии, кто доволен нынешним законотворческим результатом, непременно снабжают свои отклики оговоркой: увы, многие положения закона по-прежнему носят рамочный характер и эффект от их реализации во многом будет формироваться через правоприменительную практику и подзаконные акты.

Удивительно, но ровно с тех же оговорок начинают критиковать правовую беспомощность документа его бескомпромиссные противники. Мало того, что закон прямо не двигает индустрию к полноценному режиму GMP, реальному импортозамещению, внятным правилам игры на тендерном и коммерческом рынках, так ведь и отсылка к подзаконным актам звучит издевательски. Решать принципиальные для отрасли вопросы закон предлагает правительству, а по сути – тем самым регуляторам, которые четыре года не могут договориться об обращении ЛС.

Так куда гнали? Объяснение у наблюдателей находится одно. 23 декабря, то есть через день после того, как президент Путин завизировал поправки в ФЗ-61, государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписали соглашение, которое определяет единые принципы и правила обращения ЛС на создаваемом едином экономическом пространстве. Проще говоря, национальные отраслевые регламенты будут гармонизироваться, а еще проще – заменяться наднациональными, устраивающими всех участников ЕАЭС. И для того, чтобы в оговоренные союзниками сроки – с 1 января 2016 года – начался свободный оборот трудовых ресурсов, капиталов, услуг и товаров, в том числе лекарственных, уже в начале января 2015-го должны быть приняты те самые единые правила обращения. Получается, российские регуляторы и законотворцы торопились со своим скоропостижно отредактированным ФЗ-61 прямиком в ЕАЭС, комиссии (правительству) которого, видимо, абсолютно все равно, что с чем гармонизировать. Потому что единому экономическому пространству задуманного масштаба нужен один закон прямого действия, а не компромиссный свод надлежащих и прилежащих правил.

фз-61

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении