27 Июля 2024 Суббота

Перенос на бок
Татьяна Равинская Фарминдустрия
23 сентября 2013, 16:34
4075

Депутат требует ввести в России GMP минимум на год позже

В начале сентября, за четыре месяца до перехода российского фармпрома на стандарт GMP, Минюст все же зарегистрировал приказ Минпромторга от 14 июня 2013 года №916 «Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств». В последний раз Минпромторг опубликовал проект в январе, а утверждение правил GMP должно было состояться в июне. Чиновники не успели вовремя привести данные нормы в соответствие с требованиями аналогичных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и европейских стандартов. Смещение сроков издания приказа стало поводом заявить о том, что переход на GMP 1 января 2014 года невозможен. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников уже подтвердил намерение лоббировать смещение перехода на GMP на 2015 год.

Переход на GMP в России обсуждается еще с 1995 года. За прошедшие 18 лет создавалось немало деклараций и принималось немало документов, которые должны были приблизить переход индустрии на мировой производственный стандарт. Десять лет назад необходимость перехода на GMP обозначил и президент Владимир Путин. Он даже назвал конкретную дату – 1 января 2005 года, но этот дедлайн был сорван. Впрочем, как и все последующие в 2007 и 2010 годах.

В том же 2010 году дату перехода на GMP – 1 января 2014 года – Минздравсоцразвития провозгласило как бесповоротную и окончательную и даже зафиксировало в законе ≪Об обращении лекарственных средств≫. Причем пункт о переходе на GMP был, наверное, единственным, с которым никто не спорил ни до принятия закона, ни в процессе принятия многочисленных поправок. Хотя и скепсис по поводу бескомпромиссного перехода отрасли на стандарт GMP еще и имел место, открытого заявления о том, что индустрия по-прежнему не готова к работе по мировым стандартам, мало кто ждал.

Сергей Калашников свой негативный прогноз сделал 13 сентября (спустя две недели после опубликования приказа Минпромторга ≪Об утверждении Правил организации производства≫) в рамках пресс-конференции, посвященной законотворческой программе комитета на осень. По его словам, одним из законопроектов осенней сессии может стать перенос введения GMP ≪хотя бы на 2015 год≫. ≪Хотя я не думаю, что и к этому году что-то будет≫, – предположил Калашников.

По словам парламентария, с 2010 года, когда в законе была прописана дата перехода на GMP, не так много компаний внутри страны смогли перестроить свои предприятия в соответствии с мировыми стандартами. По данным Калашникова, из 350 российских заводов лишь 50 работают ≪по правилам, близким к GMP≫. ≪Что же, введение GMP с 2014 года означает, что остальные 300 предприятий должны быть закрыты? А как же ≪Фарма-2020≫, указания Президента РФ о том, что мы поднимем отечественную фармацевтику на недостижимый мировой уровень?≫ – недоумевал депутат.

Опасения депутата разделяют и отраслевые лоббисты. ≪Пока не существует вразумительного ответа на вопрос, что будет после 1 января 2014 года с компаниями, не соответствующим этим стандартам. Дадут ли им работать какой-то переходный период или нет≫, – признает генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. По его словам, должны быть применены обязательные меры именно к тем, кто отвечал за подготовку приказа Минпромторга. ≪Выпуская документ за несколько месяцев до его введения, необходимо понимать, что несоответствие утвержденным стандартам стоит не сотни, а миллионы рублей. Между тем с 2010 года было достаточно времени, чтобы подумать о переходе≫, – считает Дмитриев.

Гендиректор компании ≪Р-Фарм≫ Василий Игнатьев считает, что переход на GMP – слишком старая история для того, чтобы теперь ссылаться на нехватку времени и невозможность перестроить работу своих предприятий в соответствии с европейскими нормами GMP. ≪Проект правил организации производства и контроля качества ЛС известен так же давно, сколь давно известно, что правила являются, по сути, переводом европейского стандарта GMP: все кто хотел и мог – подготовились. Для тех, кто не захотел или не смог, можно ввести короткий переходный период≫, – предлагает Игнатьев. Очередной перенос сроков он, тем не менее, считает ударом по тем отечественным производителям, которые добросовестно готовились исполнить требования законодательства.

≪Инициативу главы комитета тоже можно понять. Не хотелось бы, чтобы политическое решение сейчас было выхолощено и девальвировано неким поспешным бюрократическим предложением≫, – примиряет коллег исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. Перенос ввода правил ≪на минимально разумный срок≫ он катастрофой не считает, замечая, что это повлечет за собой гораздо меньше рисков, нежели реализация идеи GMP только на бумаге.

Шипков призывает поздравить Минпромторг с выходом приказа: ≪Хоть и поздно, но министерство сделало очень большое и важное дело. Впервые принят документ, который отвечает духу и букве современных европейских требований≫. Чтобы до конца быть уверенным в этом, нужно заново перечитать документ после одобрения Минюстом, предупреждает Дмитриев. Документ действительно объемный – 294 страницы. 

gmp, контроль качества лс, закон "об обращении лекарственных средств"

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении