Общая стоимость внедрения системы мониторинга и контроля госзакупок лекарств оценивается в 15 млрд рублей. Как стало известно Vademecum, Минэкономики и Минпромторг поддерживают идею использовать для ее разработки механизм государственно-частного партнерства. Самый активный претендент – близкая к братьям Ротенбергам компания «Национальный фармацевтический реестр». Ей придется побороться за этот заказ с госкорпорациями «Ростех» и «Росатом».
Годовой объем государственных закупок лекарств составляет более 30% всего рынка лекарственных препаратов в России, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев 24 октября на заседании правительственной комиссии.
«На эти цели направляется из бюджета около 400 млрд рублей ежегодно. При этом стоимость упаковки одного и того же препарата в разных регионах может отличаться довольно значительно – на 20–25%, иногда даже больше», – добавил он.
Рецепт решения проблемы правительством уже найден. 10 августа 2016 года Президент РФ Владимир Путин поручил Минздраву, Минкомсвязи, Минэкономразвития и госкорпорации «Ростех» создать «информационно-аналитическую систему мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Сроки были поставлены весьма сжатые – в тестовом режиме система должна заработать с 1 марта 2017 года, а в полном объеме – с 1 января 2018 года.
В сентябре, как и предполагал Vademecum, деловой партнер братьев Ротенбергов и председатель совета директоров «СМП Банка» Артем Оболенский решил поучаствовать в реализации этого проекта. Он написал письмо вице-премьеру Игорю Шувалову с предложением включить созданную месяцем ранее компанию «Национальный фармацевтический реестр» (НФР) в работу по запуску системы контроля госзакупок лекарств.
Артем Оболенский. Фото: obzor.press
Генеральный директор НФР Николай Дуксин подтвердил отправление данного письма в правительство и добавил, что Игорь Шувалов поручил изучить этот вопрос федеральным министерствам.
В Министерстве экономического развития идею уже одобрили.
«Ведомство поддерживает предложение о применении ГЧП при функционировании государственных информационных систем. Реализация указанного подхода потребует внесения изменений в законодательство РФ, в том числе в законодательства о ГЧП», – заявили Vademecum в пресс-службе Минэкономразвития.
Схожей позиции придерживается Минпромторг. Источник Vademecum в министерстве сообщил, что 10 октября в Минздрав было направлено письмо, в котором Минпромторг высказался за участие частных компаний в разработке системы мониторинга госзакупок.
В Минздраве эту идею пока не комментируют, однако источник в министерстве сообщил, что собственную концепцию развития этой системы предложил еще один крупный игрок – госкорпорация «Росатом».
На запрос Vademecum в «Росатоме» оперативно ответить не смогли. Примечательно, что «Ростелеком», обеспечивающий работу единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, как сообщили в пресс-службе компании, в проекте участия не принимает.
Третий игрок, госкорпорация «Ростех», кажется, не сомневается в своей победе и, как написала в октябре газета «КоммерсантЪ», уже рассчитывает, используя систему закупок лекарств в качестве образца, создать гораздо более всеобъемлющую систему контроля и мониторинга всех госзакупок.
Источник Vademecum, знакомый с ситуацией вокруг системы мониторинга госзакупок, сообщил, что «Ростех» в настоящий момент разрабатывает каталог всех видов товаров, участвующих в госторгах, поскольку в дальнейшем все они будут включены в проект. То, что «Ростех» намерен расширить систему мониторинга закупок лекарств на всю сферу госзаказа, Vademecum подтвердили и в самой госкорпорации.
Фото: sibnovosti.ru
НФР тоже не теряет времени даром и уже разработал концепцию воплощения проекта.
«Национальный фармацевтический реестр предлагает осуществить на основе государственно-частного партнерства разработку федеральной информационной системы (далее – ФИС «Фармацевтика»), осуществляющей автоматизированный учет производства, импорта, государственных закупок, реализации лекарственных препаратов в аптечных сетях и иных формах гражданского оборота фармацевтической продукции», – указано в концепции проекта системы мониторинга госзакупок НФР (есть в распоряжении Vademecum).
«В данный момент у нас есть «дорожная карта», технические решения, которые будут внедряться. Нами разработаны стандарты, есть техническое задание – и мы готовим пилотный проект для того, чтобы на конкретно взятом регионе Российской Федерации его опробовать, доказать его эффективность и дальше уже переходить на следующий уровень», – рассказал Дуксин корреспонденту Vademecum. Он добавил, что система маркировки лекарств станет частью этого проекта.
Директор НФР не сомневается, что проект будет реализован именно в формате ГЧП, однако решение о том, какое ведомство будет подписывать соглашение со стороны государства, пока не принято. Для этого, уточняет он, потребуются дополнительные встречи с Минздравом, другими ведомствами и с аппаратом правительства.
Член Экспертного совета Минздрава по использованию информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении Олег Симаков оценил стоимость внедрения такой системы в пилотном регионе в 300 млн рублей.
«Я говорю о центральном сегменте, о базе данных, о программном обеспечении. Я специально убираю из расчетов оборудование, которое должен приобрести производитель, исключаю пресловутые сканеры, которые, как сейчас считается, необходимо установить в аптечных учреждениях», – пояснил Симаков.
Полную стоимость внедрения системы глава Росздравнадзора Михаил Мурашко оценил в 15 млрд рублей.
Участники рынка, в частности, фармпроизводители идею внедрения системы мониторинга госзакупок в целом поддерживают.
«Контролировать заявки участников аукциона я не вижу смысла, поскольку они и так выставляют цены ниже тех, которые указал заказчик, – комментирует владелец «Р-Фарм» Алексей Репик. – Контроль за заказчиком – правильная идея, поскольку на некоторых аукционах случается необоснованное завышение цен. Кроме того, заказчик не всегда знает, какая цена адекватна для данного препарата».
Главное, чтобы при этом не пострадало качество поставляемых лекарств, считает Виталий Алейников, директор фармзавода «Озон».
«Желание государства сэкономить понятно, самое главное, чтобы это не сказалось на качестве продукции. Ведь в тендерах компании конкурируют по цене, а в итоге заказчик может получить дешевый некачественный препарат», – рассуждает он.
Между тем неопределенности добавляет еще один логичный вопрос: будет ли новая система всеобъемлющего контроля госзакупок бесплатной для ее пользователей, в частности фармпредприятий, дистрибьюторов и аптечных сетей? Или, как в созданной по схеме ГЧП при участии Ротенбергов системе сбора средств с грузоперевозчиков «Платон», оплата ее создания и эксплуатации ляжет на плечи пользователей?
Ответ на этот вопрос дал директор НФР Николай Дуксин. По его словам, часть сервисов системы будет предоставляться за плату, а часть бесплатно. За что именно фармкомпаниям придется заплатить и сколько, Дуксин не уточнил.