Количественный рост медицинских вузов и факультетов в стране «уже давно пересек оптимальную черту», заявил в сентябре помощник председателя правительства Геннадий Онищенко. Как известно, бывший глава Роспотребнадзора слов на ветер не бросает, его тяжелую руку прежде не раз ощущали на себе поставщики разнообразной импортной продукции, теперь же дошла очередь и до регулирования медицинского образования. Сопоставив это заявление с давним обещанием Минздрава ужесточить требования к частным медвузам, VM изучил несколько представителей этого бизнеса. И оказалось, что чиновники беспокоятся зря – дело подготовки врачей не назовешь процветающим, скорее наоборот: государство вскоре может снова остаться здесь единственным игроком.
Тезис об избыточном количестве медвузов Геннадий Онищенко выдвинул на встрече с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым. Тот в ответ сообщил, что многие отечественные медицинские вузы отстают по качеству образования от зарубежных из-за того, «что открывают программы, не имея клинической базы, профессорско-преподавательского состава, научных школ и так далее». Затем он предложил экс-главе Роспотребнадзора объединить усилия и «навести порядок в системе медицинского образования». Объединять усилия ведомство будет с малоизвестной до этого момента общественной организацией «Медицинская лига России», президентом которой, как оказалось, является Геннадий Онищенко.
Наведение порядка в сфере медобразования – тема, традиционная как для чиновников, так и для общественников. В 2012 году очередной виток ее обсуждения задала глава Минздрава Вероника Скворцова, заявив, что, с учетом частных медвузов, в стране «превышающее наши потребности количество» медицинских специалистов. Заявление было подкреплено обещанием пересмотреть аккредитационные и лицензионные критерии, для того чтобы ужесточить требования к частным медицинским образовательным учреждениям.
Фронт оставшейся в этой области работы, как выяснил VM, небольшой. Несмотря на то что у государства нет законодательно оформленной монополии на подготовку врачей, медицинская сфера находится на задворках рынка частного высшего образования. Всего в России, по данным Росстата, 391 высшее учебное заведение с негосударственной формой собственности. При этом, согласно реестру лицензий Рособрнадзора, выучиться на врача можно лишь в пяти из них.
В «АВАНГАРДЕ» ЗНАНИЙ
Главный корпус Санкт-Петербургского медико-социального института (СПбМСИ) находится в петербургском округе Пискаревка и занимает два этажа огромного предприятия «Авангард», работающего в сфере радиоэлектроники и приборостроения. Неподалеку расположена Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД», которая служит одной из клинических баз института.
«Медико-социальный институт видит свою миссию в улучшении здоровья населения посредством качественной подготовки обучающихся на основе современных достижений медицинской науки, в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда», – говорится на сайте СПбМСИ. Кроме того, декларируется, что институт создавался «с целью предоставления возможности получить высшее медицинское образование по доступным ценам жителям России и ближнего зарубежья». Цены в медико-социальном институте и правда относительно невысокие. Например, стоимость обучения на первом курсе по специальности «лечебное дело» составляет 115 тысяч рублей, по специальности «стоматология» – 134 тысячи. Для сравнения, в государственном Северо-Западном медицинском университете им. И.И. Мечникова аналогичное образование можно получить за 165 и 185 тысяч рублей в год соответственно.
Конкурса, при котором несколько абитуриентов претендуют на одно место, в СПбМСИ фактически нет, говорят в руководстве института. Однако отмечают, что в вуз принимаются далеко не все желающие. «Есть ребята, которых мы не берем по разным причинам – даже документы не принимаем. Из тех, кого мы допускаем до тестирования, отсеиваем всего процентов 10», – рассказывает проректор Светлана Макаренко. Основной отсев начинается на первом и втором курсах, на которых отчисляют до 30% учащихся. В основном, за неуспеваемость. «Это люди, которые неадекватно относятся к вузу, которые думают, что, раз это платное образование, достаточно заплатить – и можно ни о чем не думать», – говорит проректор.
«10 лет назад мы с коллегами подумали: чего мы тянем?! Давайте сделаем частный мединститут, соберем лучшие силы. Если бы мы знали, через что придется пройти, то не стали бы связываться», – говорит 84-летний президент и основатель СПбМСИ Борис Шулутко. В 2004 году профессор Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова объединил усилия с несколькими преподавателями возглавляемой кафедры военно-морской госпитальной терапии и учредил собственный институт. При этом первых студентов вуз принял только в 2010 году – шесть лет ушли на подготовку и получение лицензии Рособрнадзора. Требования у ведомства действительно строгие и, как считает Шулутко, не всегда обоснованные: «Например, на каждого студента должно приходиться 18 кв. м площади. Зачем – никто сказать не может. Ведь если, например, они занимаются в группе из 15 человек в 30-метровой аудитории – им не нужно больше площади. Мы планировали обучать 500 человек, значит, у нас уже на этапе получения лицензии должно было быть порядка 10 тысяч кв. м площади – либо в аренде, либо в оперативном управлении».
Откуда питерские преподаватели привлекали средства на создание вуза? «Помогло то, что Борис Ильич [Шулутко. – VM] – очень востребованный врач в городе, – объясняет Светлана Макаренко. – У него были пациенты, которые могли помочь, в том числе и в финансовом смысле. Это были не такие большие деньги, как нам хотелось бы, но они были. Помогали с первой площадью, с покупкой литературы, оборудования».
Пациенты Бориса Шулутко помогали своему врачу не только материально. Не менее важной была и «административная» помощь, позволявшая приводить в движение то и дело буксовавший бюрократический механизм. Помощь была очень кстати, поскольку для чиновников создание частного медвуза было делом небывалым. «Мы составили лицензионный пакет и повезли в министерство. Нам сказали: вы с ума сошли! В городе пять больших государственных вузов – кому вы нужны?! Поили чаем, говорили: зачем вы в это ввязываетесь? У одного моего пациента были выходы на руководство Минюста, он кому-то позвонил, и только тогда наши документы согласились принять», – вспоминает Шулутко.
Окупаются все эти усилия с трудом. Сейчас годовой оборот компании не превышает 40 млн рублей, но все же позволяет вузу оплачивать свои расходы самостоятельно. В 2013 году СПбМСИ потратил на зарплату сотрудников 15,4 млн рублей. При наличии 450 студентов в вузе работают больше 120 преподавателей и больше половины из них, в соответствии с требованиями Рособрнадзора, состоят в штате. Кроме того, затрачено 7 млн рублей на аренду помещений и 3,5 млн рублей на оплату медоборудования. В среднем один студент платит за свою учебу около 100 тысяч рублей в год, и, чтобы вуз приносил устойчивую прибыль, в нем должны обучаться порядка 600 человек, говорит Шулутко. Сейчас их около 450. Кроме того, 10% доходов институту приносит последипломная подготовка врачей. СПбМСИ проводит циклы профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования по 46 лечебным и стоматологическим специальностям. Стоимость цикла варьируется от 16 до 40 тысяч рублей.
Главные проблемы частного медицинского вуза – это клинические базы и преподавательский состав. «Клинической базой могут быть практически любая частная клиника и городские больницы, – говорит Борис Шулутко. – Главное, чтобы у них была медицинская лицензия и чтобы там были созданы условия для обучения студентов – учебные комнаты, питание организовано. Вот, в принципе, и все. Другое дело, что возникает проблема с государственными больницами при заключении договоров – они как-то с опаской относятся, когда слышат, что вуз частный. Хотя у многих есть договоры с государственными институтами».
В сфере медицинского образования сложно надеяться на большую прибыль, подтверждает ректор Московского государственного медико-стоматологического университета и заместитель председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов Олег Янушевич. Одна из проблем – в низком уровне доверия абитуриентов и их родителей к качеству подготовки в частных вузах, считает эксперт. Другая – в высокой себестоимости обучения. «Если для других направлений зачастую достаточно парты, аудитории и компьютера, то медицинскому вузу необходимо сложное оборудование, трупы для анатомии, нужны микроскопы и препараты для гистологии, требуются современные фантомы для отработки мануальных навыков, материалы для практической работы и еще многое другое, – перечисляет Янушевич. – Без этого хорошего специалиста не подготовишь. Плюс кадровое обеспечение учебного процесса. Обеспечение качества медицинского образования – достаточно серьезная проблема и для государственных вузов. Создать хорошую медицинскую школу невозможно даже за 10 лет, нужны поколения врачей, педагогов и исследователей».
«ХОЧЕТСЯ УЖЕ ПЛЮНУТЬ НА ВСЕ И ЗАКРЫТЬСЯ»
Интересно, что с настороженным отношением к себе сталкиваются все частные медвузы, вне зависимости от возраста учреждения или количества подготовленных им специалистов. «Ужасно много отчетности – километры страниц надо писать. Это полная заорганизованность. Хочется уже плюнуть на все и закрыться», – не скрывает эмоций Юрий Перов, ректор Кубанского медицинского института, основанного в Краснодаре еще в 1995 году.
Оборот вуза составляет около 40 млн рублей, и около 1 млн из них Перов, по его собственным словам, ежегодно отдает государству в виде штрафов. Визиты контрольных органов участились где-то с 2012 года. «Проверки передали на региональный уровень, а они заинтересованы в штрафах, и за два года у нас было 72 проверяющих, – вспоминает Перов. – Наш институт проверяли прокуратуры районная, городская, краевая, ОБЭП, полиция ЮФО, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, какая-то комиссия по борьбе с терроризмом, экологи. 12 проверяющих организаций, и все они имеют право штрафовать. Нам руки связали – у нас на настоящую работу времени нет».
О специфичности работы в сфере высшего, но негосударственного медобразования хорошо знают и в отраслевых объединениях. «На самом деле руководству негосударственных медвузов надо памятник ставить, – считает исполнительный директор Ассоциации негосударственных вузов Динара Асадуллина. – Во-первых, потому что их деятельность связана с очень большими затратами, главным образом на закупку оборудования. Им сразу нужно иметь материальную базу, в отличие, допустим, от гуманитарных или технических вузов, которые могут все это наращивать со временем. Во-вторых, многое зависит от региональных властей, потому что если есть потребность в кадрах – есть поддержка региона. Без этого трудно».
Впрочем, этот принцип работает далеко не всегда. В Краснодарском крае не хватает больше 10 тысяч врачей, приводит статистику Юрий Перов, однако его вуз за все время своего существования никакой финансовой поддержки от региона не получил. Сам ректор считает это вопиющей несправедливостью. «Подготовка выпускника обходится бюджету примерно в 1,5 млн рублей. Мы с 1995 года выпустили около тысячи специалистов. Представляете, сколько денег мы сэкономили бюджету за подготовку этих специалистов? – вопрошает Перов. – При этом мы совершенно в неравных условиях – госвуз имеет государственное здание, государственную библиотеку, а нам приходится на все это зарабатывать».
Кстати, теоретическая возможность получения господдержки у медвузов все же есть. С 2012 года частные вузы могут претендовать на бюджетное обучение студентов и получение соответствующего финансирования. Впрочем, среди частных медицинских институтов этим правом воспользоваться пока никто не смог, говорит Юрий Перов.
ВУЗ ОТКЛЕИЛСЯ
Отметим, что напрямую о необходимости сокращения частных медвузов чиновники профильных министерств не говорят и введения госмонополии на право предоставления медицинского образования пока не обещают. Зато опрошенные VM руководители государственных вузов, оценивая деятельность своих конкурентов, сходятся во мнении, что обучение в частном институте нельзя считать полноценной альтернативой государственному медицинскому образованию.
«Я знаю мало известных профессоров медицины, которые работают в частных медицинских вузах, – говорит Олег Янушевич. – Не уверен также, что главные врачи больниц предоставят возможность обучать студентов частных вузов в своих клиниках, а обучение вне клиники – это, простите, не медицинское образование. Теоретически можно выполнить все условия аккредитации, но в реальной жизни это сложно даже для государственных медицинских вузов. В целом я к их деятельности отношусь спокойно и надеюсь, что кому-то повезет – и он сможет вкладывать в эту сферу большие деньги, получая достойный продукт, но пока в рамках частной медицинской школы это не очень реально. Подчеркну, это мое частное мнение. Я оптимист и думаю, что в жизни все возможно».
Ректор Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) Геннадий Котельников согласен с тем, что частные вузы откровенно уступают государственным в деле подготовки конкурентоспособных специалистов. «Я не вижу тут оснований для дискуссии, – рассуждает о частном медицинском образовании Котельников. – Если говорить о необходимости увеличения количества врачей, то надо делать ставку на базовые государственные вузы, повышать их возможности, строить учебные корпуса, общежития и так далее. А негосударственное образование приобрело яркий характер бизнеса».
Геннадий Котельников, который входит в правление Российского союза ректоров, знает, о чем говорит, не понаслышке. В начале 90-х он участвовал в создании одного из первых в стране частных медвузов – самарского РЕАВИЗа (аббревиатура расшифровывается как «РЕАбилитация, Врач И Здоровье»). Сейчас это старейший, крупнейший и, видимо, наиболее успешный в коммерческом отношении российский частный медвуз, в структуру которого входит пять факультетов (лечебный, стоматологический, фармацевтический, медико-социальный и непрерывного образования) и 14 кафедр. По данным открытой отчетности, в 2013 году его выручка составила 288,5 млн рублей, чистая прибыль – 17,9 млн рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, 10% уставного капитала РЕАВИЗа принадлежит главе Минздрава Самарской области Геннадию Гридасову. К сожалению, поговорить с руководством вуза о том, как устроен их бизнес, не удалось: на просьбу VM о проведении интервью в институте ответили отказом.
В 1993 году инициатором создания РЕАВИЗа выступил СамГМУ, переживавший сложные времена из-за нехватки финансирования. И официальная версия гласит, что крупнейший частный медвуз создавался, как ни странно, под вполне государственные задачи. Журнал «Самарские судьбы» описывал смысл этого коммерческого начинания так: «Всем было понятно, что если не предпринять какие-то нерядовые шаги, то в ближайшее время из-за уменьшения количества студентов Самарский государственный медицинский университет может потерять как минимум одну треть своего профессорско-преподавательского состава, поэтому создание негосударственного медицинского вуза могло также стать очень мощным социальным гарантом сохранения высокопрофессионального коллектива университета». Геннадий Котельников подтвердил VM, что СамГМУ был одним из учредителей РЕАВИЗа, однако подчеркнул, что впоследствии институт стал полностью независим от университета.
Может ли сейчас кто-то повторить самарский опыт? На сегодняшний день у нас в стране 55 государственных медицинских вузов и 27 медицинских факультетов в составе университетов Минобрнауки, и этого вполне достаточно – формулирует государственное отношение к частным медвузам Геннадий Котельников. Чтобы вуз состоялся как полноценное образовательное учреждение, он должен проработать не менее 20–25 лет, настаивает ректор: «Нормальные люди – родители, дети – понимают: чтобы получить качественное профессиональное образование, надо обучаться в классическом вузе, в котором сложились традиции, сформировались научно-педагогические школы, есть современная учебная и научная материально-техническая база, необходимая социальная структура. Поэтому большого количества негосударственных медицинских вузов быть не должно, и нет необходимости открывать дополнительно негосударственные вузы. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова придерживается того же мнения».
КОМПОЗИЦИЯ КАДРОВ
Несмотря на обеспокоенность чиновников, общий вклад «частников» в дело подготовки врачей и так невелик. По данным Росстата, в 2013 году российские вузы выпустили 34,6 тысячи врачей, из них только 12 тысяч учились на внебюджетных местах. Частные же вузы все вместе выпускают в год не более 300–400 специалистов.
Очевидно, кадры для российского здравоохранения по-прежнему куются, главным образом, в госучреждениях, которые успешно осваивают как бюджетные средства, так и деньги тех, кто готов платить за науку из своего кармана.
Как получилось, что государство, с одной стороны вроде бы озабоченное сохранением кадрового потенциала в отрасли, взяло курс на сокращение количества медвузов?
Проблема в том, что чиновники сами не уверены, есть у нас дефицит врачей или нет. В 2013 году Минздрав сообщал о том, что отрасли не хватает около 40 тысяч врачей. Через год все вроде бы стало еще хуже: 7 мая 2014 года на сайте ведомства была опубликована справка о ходе исполнения «майских указов» президента, где было дословно сказано, что «дефицит врачей в России составляет уже около 120 тысяч человек». На следующий день фраза о катастрофическом дефиците врачей была удалена из текста документа, однако тревожную новость уже успели растиражировать информагентства. Вносить ясность в ситуацию пришлось лично главе Минздрава. 14 мая 2014 года, принимая участие в праздновании 200-летия Казанского медуниверситета, Вероника Скворцова сообщила, что «дефицита врачей абсолютного в стране нет». Вместо него есть «сформированная десятилетиями кадровая диспропорция», объяснила министр.
А вот то, что выпускники медицинских вузов не идут работать по специальности – проблема действительно официально признанная. Масштабы бедствия подсчитать трудно, но регуляторы и вузы чаще всего оценивают количество «не пошедших в медицину» в 40% от числа всех выпускников. Однако статистика эта формируется за счет именно государственных заведений. Случаев «непрофильного» трудоустройства среди выпускников негосударственных медвузов гораздо меньше. По крайней мере, так считают сами «частники». Юрий Перов, например, утверждает, что практически все выпускники его института выбирают именно врачебную карьеру. В СПбМСИ этот факт парадоксальным не считают. «Диплом государственного медуниверситета престижен сам по себе, независимо от того, работает его обладатель врачом или нет, а частный вуз, у которого еще нет громкого имени, престижа не дает, – рассуждает Светлана Макаренко. – Люди идут сюда и платят деньги, многие из наших студентов где-то параллельно работают. Вряд ли они делают все это, чтобы получить высшее образование «для галочки». Поэтому у меня больше веры в наших ребят, что они в итоге пойдут в профессию». Причем в процессе поиска работы шансы соискателя-врача мало зависят от формы собственности медвуза как таковой. «Для работодателей в первую очередь важен опыт работы и рекомендации с прошлой работы, – говорит директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев. – В то же время у молодых специалистов зачастую нет никаких конкурентных преимуществ, кроме как название вуза – и для работодателей серьезным преимуществом кандидата будут вузы из первой десятки. Все остальные учебные заведения воспринимаются примерно на одном уровне».
Первых специалистов СПбМСИ выпустит только в 2015 году. Перед этим институту предстоит пройти госаттестацию, а студентам – сдать госэкзамен. По сути, для СПбМСИ это и будет проверкой того «качества образования», о котором так переживают Минздрав, Рособрнадзор и Геннадий Онищенко. «У нас на пятом курсе осталось 10 человек из принятых первоначально 25-ти, – говорит Макаренко. – Мы за них отвечаем, их и наша задача – сдать госэкзамены так, чтобы не было причин усомниться в нашей подготовке. Они будут состоять из трех частей – практические навыки, тестирование и собеседование с комиссией. У нас они много работают руками – на моделях, фантомах, друг на друге, и я надеюсь, что практическую часть они сдадут уверенно».
Пока СПбМСИ готовится к государственной аттестации, подготовка врачей становится сферой активного внимания еще и профессиональных ассоциаций. В октябре о своем намерении оценить качество обучения медиков в стране заявила Национальная медицинская палата (НМП). В рамках заключенного ранее соглашения о взаимодействии с Минздравом организация займется проведением профессионально-общественной аккредитации программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования. По ее итогам специалисты обещают составить специальный рейтинг учебных заведений.
Коснется ли эта инициатива частных медвузов – зависит от того, по каким именно специальностям и программам подготовки решено будет проводить аккредитационные мероприятия, говорит сопредседатель комиссии по саморегулированию НМП Юрий Ушанов. «Если кто-то думает, что аккредитация будет проводиться для того, чтобы угробить частный предпринимательский бизнес в подготовке врачей, я сразу отвечу: нет, не для этого», – заверил эксперт.