27 Июля 2024 Суббота

Парт активы
Кирилл Седов, Дарья Ефимова
20 октября 2014, 18:24
9116

Почему частным медицинским вузам не удается подвинуть государственные

Количественный рост медицинских вузов и факультетов в стране «уже давно пересек оптимальную черту», заявил в сентябре помощник председателя правительства Геннадий Онищенко. Как известно, бывший глава Роспотребнадзора слов на ветер не бросает, его тяжелую руку прежде не раз ощущали на себе поставщики разнообразной импортной продукции, теперь же дошла очередь и до регулирования медицинского образо­вания. Сопоставив это заявление с давним обещанием Минздрава ужесточить требования к частным медву­зам, VM изучил несколько представителей этого бизнеса. И оказалось, что чиновники беспокоятся зря – дело подготовки врачей не назовешь процветающим, скорее наоборот: государство вскоре может снова остаться здесь единственным игроком.

Тезис об избыточном количестве медвузов Геннадий Онищенко выдвинул на встрече с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым. Тот в ответ сообщил, что многие отечественные медицинские вузы отстают по качеству обра­зования от зарубежных из-за того, «что откры­вают программы, не имея клинической базы, профессорско-преподавательского состава, научных школ и так далее». Затем он предло­жил экс-главе Роспотребнадзора объединить усилия и «навести порядок в системе медицин­ского образования». Объединять усилия ведом­ство будет с малоизвестной до этого момента общественной организацией «Медицинская лига России», президентом которой, как оказа­лось, является Геннадий Онищенко.

Наведение порядка в сфере медобразования – тема, традиционная как для чиновников, так и для общественников. В 2012 году очередной виток ее обсуждения задала глава Минздрава Вероника Скворцова, заявив, что, с учетом частных медвузов, в стране «превышающее наши потребности количество» медицинских специалистов. Заявление было подкреплено обещанием пересмотреть аккредитационные и лицензионные критерии, для того чтобы уже­сточить требования к частным медицинским образовательным учреждениям.

Фронт оставшейся в этой области работы, как выяснил VM, небольшой. Несмотря на то что у государства нет законодательно оформленной монополии на подготовку врачей, медицинская сфера находится на задворках рынка частного высшего образования. Всего в России, по дан­ным Росстата, 391 высшее учебное заведение с негосударственной формой собственности. При этом, согласно реестру лицензий Рособрнадзора, выучиться на врача можно лишь в пяти из них.

В «АВАНГАРДЕ» ЗНАНИЙ

Главный корпус Санкт-Петербургского ме­дико-социального института (СПбМСИ) находится в петербургском округе Писка­ревка и занимает два этажа огромного пред­приятия «Авангард», работающего в сфере радиоэлектроники и приборостроения. Непо­далеку расположена Дорожная клиническая больница ОАО «РЖД», которая служит одной из клинических баз института.

«Медико-социальный институт видит свою миссию в улучшении здоровья населения посредством качественной подготовки обуча­ющихся на основе современных достижений медицинской науки, в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда», – го­ворится на сайте СПбМСИ. Кроме того, декла­рируется, что институт создавался «с целью предоставления возможности получить выс­шее медицинское образование по доступным ценам жителям России и ближнего зарубежья». Цены в медико-социальном институте и правда относительно невысокие. Например, стоимость обучения на первом курсе по специальности «лечебное дело» составляет 115 тысяч рублей, по специальности «стоматология» – 134 тыся­чи. Для сравнения, в государственном Севе­ро-Западном медицинском университете им. И.И. Мечникова аналогичное образование можно получить за 165 и 185 тысяч рублей в год соответственно.

Конкурса, при котором несколько абитури­ентов претендуют на одно место, в СПбМСИ фактически нет, говорят в руководстве инсти­тута. Однако отмечают, что в вуз принимаются далеко не все желающие. «Есть ребята, которых мы не берем по разным причинам – даже доку­менты не принимаем. Из тех, кого мы допуска­ем до тестирования, отсеиваем всего процентов 10», – рассказывает проректор Светлана Ма­каренко. Основной отсев начинается на первом и втором курсах, на которых отчисляют до 30% учащихся. В основном, за неуспеваемость. «Это люди, которые неадекватно относятся к вузу, которые думают, что, раз это платное образова­ние, достаточно заплатить – и можно ни о чем не думать», – говорит проректор.

«10 лет назад мы с коллегами подумали: чего мы тянем?! Давайте сделаем частный медин­ститут, соберем лучшие силы. Если бы мы знали, через что придется пройти, то не стали бы связываться», – говорит 84-летний прези­дент и основатель СПбМСИ Борис Шулутко. В 2004 году профессор Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова объединил усилия с несколькими преподавателями возглавляе­мой кафедры военно-морской госпитальной терапии и учредил собственный институт. При этом первых студентов вуз принял только в 2010 году – шесть лет ушли на подготовку и получение лицензии Рособрнадзора. Тре­бования у ведомства действительно строгие и, как считает Шулутко, не всегда обоснован­ные: «Например, на каждого студента должно приходиться 18 кв. м площади. Зачем – никто сказать не может. Ведь если, например, они за­нимаются в группе из 15 человек в 30-метровой аудитории – им не нужно больше площади. Мы планировали обучать 500 человек, значит, у нас уже на этапе получения лицензии должно было быть порядка 10 тысяч кв. м площади – либо в аренде, либо в оперативном управлении».

Откуда питерские преподаватели привлекали средства на создание вуза? «Помогло то, что Борис Ильич [Шулутко. – VM] – очень востребо­ванный врач в городе, – объясняет Светлана Ма­каренко. – У него были пациенты, которые могли помочь, в том числе и в финансовом смысле. Это были не такие большие деньги, как нам хотелось бы, но они были. Помогали с первой площадью, с покупкой литературы, оборудования».

Пациенты Бориса Шулутко помогали своему врачу не только материально. Не менее важной была и «административная» помощь, позволяв­шая приводить в движение то и дело буксовав­ший бюрократический механизм. Помощь была очень кстати, поскольку для чиновников созда­ние частного медвуза было делом небывалым. «Мы составили лицензионный пакет и повезли в министерство. Нам сказали: вы с ума сошли! В городе пять больших государственных вузов – кому вы нужны?! Поили чаем, говорили: зачем вы в это ввязываетесь? У одного моего пациента были выходы на руководство Минюста, он ко­му-то позвонил, и только тогда наши документы согласились принять», – вспоминает Шулутко.

Окупаются все эти усилия с трудом. Сей­час годовой оборот компании не превыша­ет 40 млн рублей, но все же позволяет вузу оплачивать свои расходы самостоятельно. В 2013 году СПбМСИ потратил на зарплату сотрудников 15,4 млн рублей. При наличии 450 студентов в вузе работают больше 120 препода­вателей и больше половины из них, в соответ­ствии с требованиями Рособрнадзора, состоят в штате. Кроме того, затрачено 7 млн рублей на аренду помещений и 3,5 млн рублей на опла­ту медоборудования. В среднем один студент платит за свою учебу около 100 тысяч рублей в год, и, чтобы вуз приносил устойчивую при­быль, в нем должны обучаться порядка 600 че­ловек, говорит Шулутко. Сейчас их около 450. Кроме того, 10% доходов институту приносит последипломная подготовка врачей. СПбМСИ проводит циклы профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования по 46 лечебным и стоматологическим специ­альностям. Стоимость цикла варьируется от 16 до 40 тысяч рублей.

Главные проблемы частного медицинского вуза – это клинические базы и преподаватель­ский состав. «Клинической базой могут быть практически любая частная клиника и го­родские больницы, – говорит Борис Шулут­ко. – Главное, чтобы у них была медицинская лицензия и чтобы там были созданы условия для обучения студентов – учебные комнаты, питание организовано. Вот, в принципе, и все. Другое дело, что возникает проблема с государ­ственными больницами при заключении дого­воров – они как-то с опаской относятся, когда слышат, что вуз частный. Хотя у многих есть договоры с государственными институтами».

В сфере медицинского образования сложно надеяться на большую прибыль, подтвержда­ет ректор Московского государственного медико-стоматологического университета и заместитель председателя Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов Олег Янушевич. Одна из проблем – в низком уровне доверия абитуриентов и их родителей к ка­честву подготовки в частных вузах, считает эксперт. Другая – в высокой себестоимости обучения. «Если для других направлений зачастую достаточно парты, аудитории и ком­пьютера, то медицинскому вузу необходимо сложное оборудование, трупы для анатомии, нужны микроскопы и препараты для гистоло­гии, требуются современные фантомы для от­работки мануальных навыков, материалы для практической работы и еще многое другое, – перечисляет Янушевич. – Без этого хорошего специалиста не подготовишь. Плюс кадровое обеспечение учебного процесса. Обеспечение качества медицинского образования – доста­точно серьезная проблема и для государствен­ных вузов. Создать хорошую медицинскую школу невозможно даже за 10 лет, нужны поко­ления врачей, педагогов и исследователей».

«ХОЧЕТСЯ УЖЕ ПЛЮНУТЬ НА ВСЕ И ЗАКРЫТЬСЯ»

Интересно, что с настороженным отношени­ем к себе сталкиваются все частные медвузы, вне зависимости от возраста учреждения или количества подготовленных им специалистов. «Ужасно много отчетности – километры стра­ниц надо писать. Это полная заорганизован­ность. Хочется уже плюнуть на все и закрыть­ся», – не скрывает эмоций Юрий Перов, ректор Кубанского медицинского института, основан­ного в Краснодаре еще в 1995 году.

Оборот вуза составляет около 40 млн рублей, и около 1 млн из них Перов, по его собствен­ным словам, ежегодно отдает государству в виде штрафов. Визиты контрольных органов уча­стились где-то с 2012 года. «Проверки передали на региональный уровень, а они заинтересова­ны в штрафах, и за два года у нас было 72 прове­ряющих, – вспоминает Перов. – Наш институт проверяли прокуратуры районная, городская, краевая, ОБЭП, полиция ЮФО, Роспотребнад­зор, Рособрнадзор, какая-то комиссия по борь­бе с терроризмом, экологи. 12 проверяющих организаций, и все они имеют право штрафо­вать. Нам руки связали – у нас на настоящую работу времени нет».

О специфичности работы в сфере высшего, но негосударственного медобразования хорошо знают и в отраслевых объединениях. «На самом деле руководству негосударственных медвузов надо памятник ставить, – считает исполни­тельный директор Ассоциации негосударствен­ных вузов Динара Асадуллина. – Во-первых, потому что их деятельность связана с очень большими затратами, главным образом на за­купку оборудования. Им сразу нужно иметь материальную базу, в отличие, допустим, от гу­манитарных или технических вузов, которые могут все это наращивать со временем. Во-вто­рых, многое зависит от региональных властей, потому что если есть потребность в кадрах – есть поддержка региона. Без этого трудно».

Впрочем, этот принцип работает далеко не всегда. В Краснодарском крае не хватает больше 10 тысяч врачей, приводит статистику Юрий Перов, однако его вуз за все время своего существования никакой финансовой поддерж­ки от региона не получил. Сам ректор считает это вопиющей несправедливостью. «Подготов­ка выпускника обходится бюджету примерно в 1,5 млн рублей. Мы с 1995 года выпустили около тысячи специалистов. Представляете, сколько денег мы сэкономили бюджету за под­готовку этих специалистов? – вопрошает Пе­ров. – При этом мы совершенно в неравных ус­ловиях – госвуз имеет государственное здание, государственную библиотеку, а нам приходится на все это зарабатывать».

Кстати, теоретическая возможность полу­чения господдержки у медвузов все же есть. С 2012 года частные вузы могут претендовать на бюджетное обучение студентов и получение соответствующего финансирования. Впрочем, среди частных медицинских институтов этим правом воспользоваться пока никто не смог, говорит Юрий Перов.

ВУЗ ОТКЛЕИЛСЯ

Отметим, что напрямую о необходимости сокращения частных медвузов чиновники профильных министерств не говорят и введе­ния госмонополии на право предоставления медицинского образования пока не обещают. Зато опрошенные VM руководители государ­ственных вузов, оценивая деятельность своих конкурентов, сходятся во мнении, что обучение в частном институте нельзя считать полноцен­ной альтернативой государственному медицин­скому образованию.

«Я знаю мало известных профессоров медици­ны, которые работают в частных медицинских вузах, – говорит Олег Янушевич. – Не уверен также, что главные врачи больниц предоставят возможность обучать студентов частных вузов в своих клиниках, а обучение вне клиники – это, простите, не медицинское образование. Теоретически можно выполнить все условия аккредитации, но в реальной жизни это слож­но даже для государственных медицинских вузов. В целом я к их деятельности отношусь спокойно и надеюсь, что кому-то повезет – и он сможет вкладывать в эту сферу большие деньги, получая достойный продукт, но пока в рам­ках частной медицинской школы это не очень реально. Подчеркну, это мое частное мнение. Я оптимист и думаю, что в жизни все возмож­но».

Ректор Самарского государственного меди­цинского университета (СамГМУ) Геннадий Котельников согласен с тем, что частные вузы откровенно уступают государственным в деле подготовки конкурентоспособных специали­стов. «Я не вижу тут оснований для дискус­сии, – рассуждает о частном медицинском образовании Котельников. – Если говорить о необходимости увеличения количества вра­чей, то надо делать ставку на базовые государ­ственные вузы, повышать их возможности, строить учебные корпуса, общежития и так далее. А негосударственное образование приоб­рело яркий характер бизнеса».

Геннадий Котельников, который входит в правление Российского союза ректоров, знает, о чем говорит, не понаслышке. В начале 90-х он участвовал в создании одного из первых в стра­не частных медвузов – самарского РЕАВИЗа (аббревиатура расшифровывается как «РЕАби­литация, Врач И Здоровье»). Сейчас это старей­ший, крупнейший и, видимо, наиболее успеш­ный в коммерческом отношении российский частный медвуз, в структуру которого входит пять факультетов (лечебный, стоматологиче­ский, фармацевтический, медико-социальный и непрерывного образования) и 14 кафедр. По данным открытой отчетности, в 2013 году его выручка составила 288,5 млн рублей, чи­стая прибыль – 17,9 млн рублей. По данным СПАРК-Интерфакс, 10% уставного капитала РЕАВИЗа принадлежит главе Минздрава Са­марской области Геннадию Гридасову. К сожа­лению, поговорить с руководством вуза о том, как устроен их бизнес, не удалось: на просьбу VM о проведении интервью в институте отве­тили отказом.

В 1993 году инициатором создания РЕАВИЗа выступил СамГМУ, переживавший сложные времена из-за нехватки финансирования. И официальная версия гласит, что крупнейший частный медвуз создавался, как ни странно, под вполне государственные задачи. Журнал «Самарские судьбы» описывал смысл этого коммерческого начинания так: «Всем было по­нятно, что если не предпринять какие-то неря­довые шаги, то в ближайшее время из-за умень­шения количества студентов Самарский государственный медицинский университет может потерять как минимум одну треть своего профессорско-преподавательского состава, поэтому создание негосударственного меди­цинского вуза могло также стать очень мощным социальным гарантом сохранения высокопро­фессионального коллектива университета». Геннадий Котельников подтвердил VM, что СамГМУ был одним из учредителей РЕАВИЗа, однако подчеркнул, что впоследствии институт стал полностью независим от университета.

Может ли сейчас кто-то повторить самарский опыт? На сегодняшний день у нас в стране 55 государственных медицинских вузов и 27 медицинских факультетов в составе универси­тетов Минобрнауки, и этого вполне достаточ­но – формулирует государственное отношение к частным медвузам Геннадий Котельников. Чтобы вуз состоялся как полноценное образо­вательное учреждение, он должен проработать не менее 20–25 лет, настаивает ректор: «Нор­мальные люди – родители, дети – понимают: чтобы получить качественное профессиональ­ное образование, надо обучаться в классиче­ском вузе, в котором сложились традиции, сформировались научно-педагогические школы, есть современная учебная и научная материально-техническая база, необходимая социальная структура. Поэтому большого количества негосударственных медицинских вузов быть не должно, и нет необходимости открывать дополнительно негосударствен­ные вузы. Министр здравоохранения России Вероника Скворцова придерживается того же мнения».

КОМПОЗИЦИЯ КАДРОВ

Несмотря на обеспокоенность чиновников, общий вклад «частников» в дело подготовки врачей и так невелик. По данным Росстата, в 2013 году российские вузы выпустили 34,6 ты­сячи врачей, из них только 12 тысяч учились на внебюджетных местах. Частные же вузы все вместе выпускают в год не более 300–400 специалистов.

Очевидно, кадры для российского здравоохра­нения по-прежнему куются, главным образом, в госучреждениях, которые успешно осваивают как бюджетные средства, так и деньги тех, кто готов платить за науку из своего кармана.

Как получилось, что государство, с одной стороны вроде бы озабоченное сохранением кадрового потенциала в отрасли, взяло курс на сокращение количества медвузов?

Проблема в том, что чиновники сами не уве­рены, есть у нас дефицит врачей или нет. В 2013 году Минздрав сообщал о том, что отрасли не хватает около 40 тысяч врачей. Через год все вроде бы стало еще хуже: 7 мая 2014 года на сайте ведомства была опубликова­на справка о ходе исполнения «майских ука­зов» президента, где было дословно сказано, что «дефицит врачей в России составляет уже около 120 тысяч человек». На следующий день фраза о катастрофическом дефиците врачей была удалена из текста документа, однако тревожную новость уже успели растиражи­ровать информагентства. Вносить ясность в ситуацию пришлось лично главе Минздрава. 14 мая 2014 года, принимая участие в праздно­вании 200-летия Казанского медуниверситета, Вероника Скворцова сообщила, что «дефицита врачей абсолютного в стране нет». Вместо него есть «сформированная десятилетиями кадро­вая диспропорция», объяснила министр.

А вот то, что выпускники медицинских вузов не идут работать по специальности – про­блема действительно официально признан­ная. Масштабы бедствия подсчитать трудно, но регуляторы и вузы чаще всего оценивают количество «не пошедших в медицину» в 40% от числа всех выпускников. Однако статистика эта формируется за счет именно государствен­ных заведений. Случаев «непрофильного» трудоустройства среди выпускников негосудар­ственных медвузов гораздо меньше. По край­ней мере, так считают сами «частники». Юрий Перов, например, утверждает, что практиче­ски все выпускники его института выбирают именно врачебную карьеру. В СПбМСИ этот факт парадоксальным не считают. «Диплом государственного медуниверситета прести­жен сам по себе, независимо от того, работает его обладатель врачом или нет, а частный вуз, у которого еще нет громкого имени, престижа не дает, – рассуждает Светлана Макаренко. – Люди идут сюда и платят деньги, многие из на­ших студентов где-то параллельно работают. Вряд ли они делают все это, чтобы получить высшее образование «для галочки». Поэтому у меня больше веры в наших ребят, что они в итоге пойдут в профессию». Причем в процес­се поиска работы шансы соискателя-врача мало зависят от формы собственности медвуза как таковой. «Для работодателей в первую очередь важен опыт работы и рекомендации с прошлой работы, – говорит директор по исследовани­ям HeadHunter Глеб Лебедев. – В то же время у молодых специалистов зачастую нет никаких конкурентных преимуществ, кроме как на­звание вуза – и для работодателей серьезным преимуществом кандидата будут вузы из пер­вой десятки. Все остальные учебные заведения воспринимаются примерно на одном уровне».

Первых специалистов СПбМСИ выпустит толь­ко в 2015 году. Перед этим институту предстоит пройти госаттестацию, а студентам – сдать госэкзамен. По сути, для СПбМСИ это и будет проверкой того «качества образования», о кото­ром так переживают Минздрав, Рособрнадзор и Геннадий Онищенко. «У нас на пятом курсе осталось 10 человек из принятых первоначаль­но 25-ти, – говорит Макаренко. – Мы за них отвечаем, их и наша задача – сдать госэкзамены так, чтобы не было причин усомниться в на­шей подготовке. Они будут состоять из трех частей – практические навыки, тестирование и собеседование с комиссией. У нас они мно­го работают руками – на моделях, фантомах, друг на друге, и я надеюсь, что практическую часть они сдадут уверенно».

Пока СПбМСИ готовится к государственной аттестации, подготовка врачей становится сферой активного внимания еще и профес­сиональных ассоциаций. В октябре о своем намерении оценить качество обучения медиков в стране заявила Национальная медицинская палата (НМП). В рамках заключенного ранее соглашения о взаимодействии с Минздравом организация займется проведением профессио­нально-общественной аккредитации программ среднего профессионального, высшего и допол­нительного профессионального образования. По ее итогам специалисты обещают составить специальный рейтинг учебных заведений.

Коснется ли эта инициатива частных медвузов – зависит от того, по каким именно специально­стям и программам подготовки решено будет проводить аккредитационные мероприятия, говорит сопредседатель комиссии по саморегули­рованию НМП Юрий Ушанов. «Если кто-то дума­ет, что аккредитация будет проводиться для того, чтобы угробить частный предпринимательский бизнес в подготовке врачей, я сразу отвечу: нет, не для этого», – заверил эксперт.

частные медвузы, медицинское образование, медицинские вузы

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении