В начале марта в Пекине состоялась вторая сессия высшего законодательного органа Китая – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12‑го созыва. Игроки фармотрасли воспользовались случаем, чтобы в очередной раз привлечь внимание к проблеме регистрации ЛС – как инновационных, так и дженериков. Процедура слишком затянута, заявили они, порой препараты ждут одобрения по 10 лет и успевают устареть, так и не выйдя на рынок. В China Food and Drug Administration (CFDA) накапливаются горы ждущих рассмотрения заявок, что ведет не только к задержкам, но и к коррупции. В 2007 году бывший глава CFDA Чжэн Сяоюй был расстрелян за взятки, однако делу это мало помогло – проблемы остались. Вся система нуждается в реформе, говорят фармпроизводители, добавляя, что даже готовы за это платить.
Китайцы пытались регулировать выход новых препаратов на рынок своей страны еще во времена правления Мао Цзэдуна (1949–1976), но глобальные меры стали приниматься позднее. В 1982 году было объявлено, что все ранее одобренные лекарственные средства должны быть перерегистрированы, а через два года вышел фактически первый закон, регулирующий «управление регистрацией новых препаратов». Ведал тогда всем этим процессом Минздрав Китая, до тех пор, пока его в 1998 году не сменил новый орган – CFDA. В настоящее время отрасль руководствуется законом «Способ управления регистрацией лекарственных средств», который был окончательно сформулирован в 2007 году, претерпев до этого немало редакций и исправлений.
Согласно устоявшейся схеме, сейчас одобрение новых ЛС в Китае представляет собой многоступенчатый процесс: производитель подает заявление на регистрацию своего изобретения в местное подразделение CFDA, после чего регулятор проводит проверку на предприятии и берет на пробу образцы из одной – трех партий препарата. При отсутствии нареканий дело передается в Центр по оценке ЛС при CFDA, затем непосредственно в центральный аппарат CFDA, которое дает окончательный ответ: разрешается или нет приступить к клиническим испытаниям. На каждом этапе требуется предоставлять регулятору множество различных документов, при обнаружении ошибок дело возвращается на предыдущий этап, и процесс еще сильнее затягивается. После завершения КИ фармпроизводитель снова проходит через аналогичную процедуру, только уже имея на руках результаты исследований. Общее количество документов, необходимых для регистрации одного ЛС, может достигать 14 тысяч.
В принципе, такая система почти ничем не отличается от механизма работы FDA, который также подразумевает многоступенчатость и детальное рассмотрение всех этапов проверки нового препарата. Но, как заявляют представители китайского фармпрома, у китайских чиновников на выполнение всего цикла рассмотрения заявки уходит гораздо больше времени.
Генеральный директор китайской фармацевтической компании Zhejiang Huahai Pharma Чжэн Баохуа на собрании ВСНП 6 марта заявил о том, что необходимо ускорить процесс реформирования системы одобрения препаратов.
В обоснование своей позиции он привел цифры, которые наглядно демонстрируют проблему. В прошлом году Центр по подаче заявлений CFDA получил 7 600 новых заявок, а завершил рассмотрение 4 600, добавив еще 3 тысячи к уже имеющимся у него 14 тысячам нерассмотренных заявок.
«Большое количество накопленных заявок ведет к тому, что эффективность и качество процесса одобрения снижаются, а давление на сотрудников Центра по оценке растет», – заявил Чжэн Баохуа.
Местная пресса также цитирует пожелавших сохранить анонимность представителей отрасли, которые полагают, что свой отпечаток на работу регулятора наложила деятельность бывшего главы CFDA Чжэн Сяоюя, который выпустил на рынок опасные препараты от избранных фармкомпаний за взятку. Несмотря на то, что чиновника расстреляли в 2007 году, годом позже «наследие эпохи Чжэн Сяоюя» составило 24 тысячи нерассмотренных заявок.
Для преодоления кризиса Чжэн Баохуа предложил инвестировать больше средств в работу CFDA, сосредоточиться на решении проблемы нехватки кадров, а также передать часть полномочий в региональные подразделения CFDA.
Кстати, в ноябре 2012 года такой эксперимент уже проводился: в экспериментальном порядке CFDA передало полномочия по регистрации препаратов в свое подразделение в одной из крупнейших провинций Гуандун. В итоге процесс одобрения ЛС сократился на 30–40 рабочих дней.
Кроме того, Чжэн Баохуа высказался за разработку особых условий ускоренной регистрации препаратов, необходимых для лечения тяжелых и орфанных заболеваний, а также болезней пожилых людей. Аналогичную методику применяет сейчас FDA, присваивая некоторым важным препаратам особые статусы, например «Прорыв» (Breakthrough), благодаря чему весь процесс их регистрации существенно ускоряется.
Своего коллегу поддержал глава компании Kelun Pharmaceutical Лю Гэсинь, который предложил воспользоваться зарубежным опытом и ускорить процесс одобрения ЛС, предназначенных для терапии тяжелых заболеваний.
Глава компании Yabao Pharmaceutical Group Жэнь Усянь в своем интервью информационному агентству Dazhihui отметил медлительность принятой сейчас системы «двух заявок и двух одобрений», а также посетовал, что громоздкий документооборот CFDA обслуживает недостаточное количество сотрудников. Весь процесс вывода на рынок нового лекарства, по его словам, занимает порой до 10 лет.
Затянутость процесса наблюдается не только при одобрении инновационных препаратов, страдают даже дженерики. «Мы одновременно подаем заявки на одобрение дженериков в Китае, США и Европе, при этом для регистрации препарата в западных странах требуется пара лет, а в Китае – более пяти», – говорит Жэнь Усянь.
Для сравнения, в России процесс регистрации оригинального препарата занимает от двух до двух с половиной лет, а дженерика – от трех месяцев. Наибольшее количество нерассмотренных заявок (около 9 тысяч) в регистрирующих органах РФ было зафиксировано в 2010 году, «затор» возник из-за бюрократических проволочек, возникших в момент передачи регистрационных функций Минздраву от Росздравнадзора.
На бюрократию и долгие сроки вывода препарата на рынок Поднебесной сетуют не только местные компании. Представители китайской Bayer Healthcare заявили VM, что они по требованию CFDA вынуждены заново проводить клинические испытания лекарств, уже протестированных в других странах.
Жэнь Усянь лоббирует реформу системы одобрения уже несколько лет. На этот раз он призвал власти Китая увеличить плату за подачу заявлений на регистрацию и за счет этих дополнительных средств увеличить штат CFDA и его подразделений.
Китайская фармотрасль не зря говорит о нехватке кадров в CFDA. Президент Иностранной торговой фармацевтической ассоциации Чжо Юнцин привел в 2013 году такие данные: штат сотрудников китайского Центра по оценке ЛС насчитывает всего 120 человек, в то время как в США аналогичной работой заняты 2 тысячи человек, а в Европе – 4 тысячи.
В июле 2013 года CFDA ответило на эти обвинения, заявив, что все время пытается добиться расширения штата, но Госсовет КНР не дает необходимых для этого распоряжений. Для устранения «завалов» к работе Центра по оценке ЛС привлекаются даже сотрудники смежных ведомств, таких как Комиссия по делам здравоохранения и планирования семьи, Центр по профилактике и контролю заболеваний, а также Управление традиционной китайской медицины, но рук не хватает все равно.
Для того чтобы повысить эффективность работы механизма допуска препаратов на рынок, фармпроизводители даже готовы платить больше за услуги регулирующих органов. По словам Жэнь Усяня, для регистрации нового препарата американским FDA необходимо заплатить пошлину в $190 тысяч плюс $230 тысяч за использование производственной площадки. При регистрации дженерика сумма уменьшается до $50 тысяч. В Китае же эта процедура обойдется намного дешевле – всего в 20 тысяч юаней ($3 252), но займет гораздо больше времени.
Помимо увеличения количества сотрудников CFDA, представители отрасли предлагают дать регулятору возможность нанимать дополнительных экспертов на основе аутсорсинга, чтобы разгрузить Центр по оценке ЛС.