27 Июля 2024 Суббота

Падение черного орла
Александр Братерский Фарминдустрия
23 сентября 2013, 19:43
5191

Как пошел по рукам фармпром ЧССР

«У черного орла» – можно подумать, это название пиратской таверны где‑нибудь на разгульной Тортуге, однако на самом деле это имя носит старейшая аптека, расположенная в столице респектабельной европейской Чехии – Праге. Вход в аптеку украшает орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях щит с изображением змеи и чаши с ядом, которого вполне можно считать «фамильным гербом» всей чехословацкой фармацевтики. Чехословакии на карте мира больше нет, остались независимые Чехия и Словакия, однако исчезнувшая страна успела отметиться в отрасли не только производством чужих лицензионных препаратов, но и изобретением поистине мирового значения – мягких контактных линз в их современном виде.

Аптека ≪У черного орла≫ была основана в 1488 году, а в 1857 году ее владельцем стал Бенджамин Фрагнер, который продавал в ней разные мази и бальзамы. Его внука, впоследствии известного пражского фармацевта Иржи Фрагнера, часто называют ≪отцом чехословацкой фармацевтики≫. Именно он в 1928 году основал при своей аптеке первую в стране фабрику по производству лекарств ≪Бенджамин Фрагнер≫ – ее он назвал в честь своего деда, известного фармацевта. После Второй мировой войны и образования Чехословацкой советской социалистической республики (ЧССР) фабрика ≪Бенджамин Фрагнер≫ стала частью государственного концерна Spofa, объединившего несколько небольших разрозненных фармацевтических производств на территории страны.

Чехословакия, как и другие страны Восточной Европы, не преминула воспользоваться помощью СССР в создании собственной нефтехимии, частью которой стала и фармацевтика. Доля химической продукции в общем экспорте страны выросла с 35% в 1970 году до 49% в 1980 году. Массовый экспорт собственно фармацевтической продукции начался в 1950 году и ежегодно увеличивался – к 1973 году он составлял 750 млн чешских крон ежегодно (около $120 млн по официальному курсу). Если в 1938 году страна сама производила только 30% потребляемых лекарств, к 1973 году этот объем достиг уже 75%. На экспорт в СССР, страны СЭВ, Западной Европы и Северной Америки лекарства, сделанные в Чехословакии, шли под брендом Spofa. Эта марка объединяла нескольких производителей, среди которых были Leciva Praha, Galena Opava, Farmakon, Lachema, Biotika – все они были расположены в разных частях страны и производили фармацевтические препараты, пищевые добавки, средства для ветеринарии, а также изготавливали контактные линзы.

Чехословацкий взгляд

Мягкие контактные линзы, ставшие одним из самых значительных изобретений XX века, были созданы известным чехословацким химиком, консультантом предприятий Spofa Отто Карлом Вихтерле. В начале 1960-х ученый сумел разработать мягкий гель, который впитывал влагу и пропускал кислород, создавая тем самым гораздо более комфортные условия для глаз, чем применявшийся раньше жесткий пластик. Мировое распространение мягких контактных линз началось в 1965 году, когда ученый подписал лицензионные соглашения с американскими компаниями.

Хорошо известной в мире была и чехословацкая компания Lachema, которая специализировалась на производстве фармацевтических субстанций, дезинфектантов и различных тестов – ее продукцию активно использовали, в частности, в советской криминальной милиции.

Компании, входящие в Spofa, выпускали 85% всех чехословацких лекарственных препаратов, в объединении насчитывалось 6 тысяч сотрудников, это примерно треть от общего количества сотрудников, работавших в системе национального здравоохранения.

Компания Galena стала одним из ведущих производителей жидких лекарственных препаратов, которые пользовались успехом на мировых рынках. Именно Galena стала второй после швейцарской Sandoz (ныне часть Novartis) фармацевтической компанией, которой удалось наладить производство иммунодепрессанта Циклоспорин А. Препарат широко использовался во всем мире для профилактики отторжений при пересадке донорских органов. В 1990 году препарат был представлен на чехословацком рынке под именем Consupren. Годом ранее свой способ выделения Циклоспорина А предложила группа советских ученых из Всесоюзного научно-исследовательского института антибиотиков, однако сам патент был опубликован только в 1996 году.

Дешево и сердито

Впрочем, надо признать, Западную Европу и Северную Америку чехословацкие фармацевты покоряли не только уникальными разработками, но и массовыми поставками давно известных препаратов по супернизкой цене. Тут им удавалось успешно конкурировать даже с мировыми фармгигантами. Например, дешевый чешский Тетрациклин смог победить компанию Pfizer в Великобритании. Владельцы небольшой британской дистрибьюторской фирмы DDSA Pharmaceuticals обнаружили, что мировой гигант практически полностью монополизировал поставки Тетрациклина британской Национальной службе здравоохранения. В поисках альтернативы владельцы DDSA решили предложить английским чиновникам чехословацкие лекарства по очень низким ценам. Компания Pfizer просила за свой Тетрациклин 99 фунтов стерлингов за тысячу капсул, а компания DDSA начала продавать препарат почти в 20 раз дешевле – по 5 фунтов стерлингов за то же самое количество. Британское правительство не устояло – оно отказалось от услуг Pfizer и полностью перешло на закупки у DDSA.

В Канаде чехословакам пыталась помешать компания American Cyаnamid, также производившая Тетрациклин. Однако в 1966-м она проиграла битву против Spofa в канадском суде, который не нашел в действиях чехословацких производителей нарушения каких-либо законов.

СССР против ЛСД

Как и другие страны социалистического лагеря, Чехословакия активно экспортировала лекарства в СССР. В аптеках Советского Союза продавались Санорин для лечения насморка, анестетик Наркотан, противовоспалительная жидкость для инъекций Кетазон и многие другие препараты. Чехословацкие фармацевты также поставляли на советский рынок популярный муколитик Солутан, который врачи часто рекомендовали детям.

Однако в 1970-е это безобидное лекарство из-за содержания в нем эфедрина стало пользоваться популярностью в среде наркоманов. ≪....Солутан исчезал с аптечных прилавков по мере его появления≫, – свидетельствует клавишник группы ≪Машина времени≫ Петр Подгородецкий в своей автобиографической книге ≪Машина с евреями≫. Проблемы употребления наркозависимыми лекарств не по назначению существовали и в ЧССР, однако обсуждались более открыто, и часть лекарств ≪двойного назначения≫ впоследствии стали продавать по рецепту.

При этом именно в Чехословакии предприятиями Spofa вполне легально производился и знаменитый впоследствии наркотик ЛСД – его в микродозах использовали для облегчения болей раковых больных. Чехословацкие фармацевты начали производить ЛСД в 1963 году, после того как истек патент, принадлежавший швейцарской Sandoz.

≪Он был в списке официальной фармакопеи как терапевтический агент... вместе с такими средствами, как пенициллин, антибиотики группы тетрациклинов...≫, – вспоминает чешский и американский психолог Станислав Гроф в книге ≪ЛСД: дверь в непостижимое≫, опубликованной в 1975 году в США. Производство ЛСД в стране было полностью прекращено после советского вторжения в Чехословакию в 1968 году. Партийные руководители знали, что им балуется оппозиционно настроенная богема.

Пражская весна 1968 года имела и положительные последствия – началась относительная либерализация чехословацкой экономики, впоследствии названная периодом ≪нормализации≫. Одновременно с усилением контроля над оппозиционными группами правительство страны пошло на определенные экономические реформы, которые дали больше свободы предприятиям, в том числе и фармацевтическим.

Большая распродажа

К концу 1990 года первое посткоммунистическое правительство пока еще единой Чехословакии решило дать самостоятельность входившим в состав Spofa предприятиям, и в стране появились сразу 12 независимых фармацевтических фирм. Для заводов, которые теперь были вынуждены выживать в одиночку, наступили тяжелые времена. Низкие цены при относительно хорошем качестве, которыми славился по всему миру фармпром ЧССР, достигались в том числе с помощью дешевых советских энергоносителей, которые СССР теперь отказывался поставлять за кроны, требуя твердую валюту. К тому же оборудование многих фабрик было изношено и нуждалось в обновлении. В общем, предприятия оказались на грани краха, а после распада ЧССР в 1993 году правительства отныне независимых Чехии и Словакии принялись активно распродавать государственные доли в фармацевтических предприятиях иностранным инвесторам.

В 1994 году чешскую компанию Galena приобрел американский фармпроизводитель IVAX Corporation (сейчас компания является частью израильской группы Teva). Другое подразделение Teva, хорватская Pliva, приобрело бывшую чешскую компанию Lachema.

Аналогичным образом процессы протекали и в Словакии. В 1992 году швейцарская компания Ferring Pharmaceuticals создала совместное предприятие со словацкой Leciva. В 1998 году акции другого крупного словацкого фармпроизводителя, Slovakofarma, приобрел совместно с американским инвестиционным фондом Warburg Pincus менеджмент предприятия. Компания активно начала заниматься приобретением фармпредприятий в других странах Восточной Европы, а в 2003 году Leciva и Slovakofarma объединились под единым брендом Zentiva, так был создан один из крупнейших игроков на восточно- европейском фармрынке.

В 2009 году Zentiva вошла в международную группу Sanofi. Основной продукцией компании являются лекарства-дженерики. В своих рекламных проспектах Zentiva с гордостью печатает изображение аптекарей Фрагнеров и старинное здание пражской аптеки с фигурой черного орла над фасадом, однако к современной чешской фармацевтике эта гордая птица имеет теперь лишь косвенное отношение. 

чехословакия, spofa, galena, история

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении