Прошлый год стал переходным для одного из самых затратных федеральных проектов внедрения электронных технологий – Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Базовая информатизация почти завершилась, а второй этап, подразумевающий развитие прикладных сервисов, в большинстве регионов еще не начался. Однако чиновникам и участникам рынка этот период не принес спокойствия – наоборот, сопровождался скандалами.
Всего на первый период базовой информатизации, который длился с 2011-го по 2013 год, было выделено более 33 млрд рублей – 72% этих средств составили субсидии Федерального фонда ОМС, а оставшаяся часть пришлась на региональные бюджеты. Для сравнения: федеральная целевая программа «Электронная Россия», реализуемая с 2002-го по 2010 год, обошлась государству чуть более чем в 21 млрд рублей.
Согласно концепции ЕГИСЗ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития №364 от 28 апреля 2011 года, основными задачами базовой информатизации были компьютеризация и подключение к интернету российских ЛПУ, а также внедрение прикладных сервисов, в том числе электронной медицинской карты и самозаписи к врачу. Значительные бюджеты и перспектива работы с государством привлекли к ЕГИСЗ крупных системных интеграторов и телекоммуникационные компании. В сжатые сроки абсолютное лидерство в этом сегменте госзаказа захватил «Ростелеком», внедривший ряд сервисов на федеральном уровне и так или иначе работавший с региональными фрагментами ЕГИСЗ в 46 субъектах РФ. Помимо этой компании, на рынок вышли МТС, «Компьюлинк», «Армада», структуры Ростеха и другие крупные игроки.
Итоги первого этапа информатизации чиновники и участники рынка оценили неоднозначно. Например, в октябрьском интервью VM представители Минздрава РФ говорили о том, что на тот момент региональные фрагменты ЕГИСЗ были внедрены почти полностью, все организации, оказывающие первичную помощь, были подключены к интернету, оборудованы компьютерами и информационными системами. Но сводки из регионов дают другую картину. По данным Счетной палаты Пермского края, оборудование для информатизации, контракт на закупку которого был заключен еще в 2011 году, до сих пор не установлено. В Воронежской области конкурс на внедрение регионального фрагмента ЕГИСЗ прошел только в ноябре. В Астраханской области из 5 тысяч рабочих мест врачей основных ЛПУ к медицинской информационной системе подключены не более 3 тысяч. Базовая информатизация здравоохранения проходила неравномерно, настаивают участники рынка, и по факту завершилась далеко не во всех регионах.
Охватить информатизацией все ЛПУ страны на 100% помешал целый ряд проблем. Во-первых, начало проекта совпало с перестановками в Минздравсоцразвития. В мае 2012 года пост замминистра, отвечающего за информатизацию отрасли, покинул Андрей Гусельников, а вслед за ним ушел и директор IT-департамента Вадим Дубинин. Поэтому конкурсные торги по ЕГИСЗ активно начались только во второй половине 2012 года с приходом нового руководства департамента уже в Минздраве РФ. Помимо задержек по срокам, реализацию проекта осложнял поток судебных исков, жалоб в прокуратуру и ФАС, которые стали результатом конкурентной борьбы за госзаказ между участниками рынка в субъектах РФ.
В прошлом году к многочисленным локальным скандалам добавились и федеральные. Главным оппонентом Минздрава стал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Руслан Гаттаров. Он выступал категорически против внедрения ЕГИСЗ в том виде, в каком она предложена ведомством, призывал отменить конкурсы на создание федерального центра обработки данных и на программное обеспечение для скорой помощи.
В итоге критики проекта во главе с Гаттаровым смогли добиться уступок со стороны федерального центра. По инициативе министра Скворцовой в ноябре была создана отдельная подкомиссия по информатизации здравоохранения при правительственной Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность госорганов под председательством премьера Медведева. Теперь новый орган должен подвести итоги первого этапа информатизации и определить направления развития проекта.
Пока средства, выделяемые на второй этап информатизации, значительно скромнее первоначальных затрат. В утвержденном на этот год бюджете Федерального фонда ОМС нет отдельной строки расходов на модернизацию здравоохранения, которая включает в себя информатизацию, – предполагается, что программа будет финансироваться из остатков средств бюджета фонда по итогам 2013 года.
По словам представителей Минздрава, на поддержку федерального сегмента ЕГИСЗ из сэкономленных средств будет направлено около 700 млн рублей, которые распределят между тремя компаниями. В декабре Дмитрий Медведев утвердил исполнителей госзаказа по федеральному сегменту ЕГИСЗ на 2014–2018 годы – Ростех, НИИ «Восход» и «Ростелеком». За каждым из исполнителей закреплена своя часть работ. Ростех займется поддержкой и развитием ключевых подсистем ЕГИСЗ: федеральной электронной регистратуры, электронной медицинской карты, ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан. (Подробнее об активности Ростеха в сфере здравоохранения см. на стр. 10.) НИИ «Восход», подведомственный Минкомсвязи, предоставит вычислительные мощности Федерального центра обработки данных для основной площадки ЕГИСЗ, а компания «Ростелеком» – для резервной площадки системы.
Ростех получит самый значительный объем федерального финансирования – около 300 млн рублей, оставшаяся сумма будет поровну поделена между НИИ «Восход» и компанией «Ростелеком».
По предварительным подсчетам Минздрава РФ, региональные власти способны потратить на свои сегменты ЕГИСЗ в этом году совокупно около 1,5 млрд рублей. При этом представители многих субъектов РФ указывают на то, что выделенных денег не хватит им даже на поддержку компонентов ЕГИСЗ, не говоря уже о развитии сервисов. В Минздраве говорят, что в курсе опасений региональных властей и уже прорабатывают возможность предоставления дополнительных федеральных денег из остатков бюджета ФФОМС в 2013 году.