27 Июля 2024 Суббота

Отрезанный ЛОМО
Алексей Каменский Мединдустрия
12 июля 2015, 13:29
10064

Как питерская компания позаимствовала технологии у мирового лидера эндоскопии, но вышла на рынок сама по себе

Руководство Ленинградского оптико‑механического объединения (ЛОМО) должно страдать от раздвоения личности. Большая часть его продукции предназначена для скорейшего уничтожения всего живого: здесь делают головки для самонаведения ракет, системы управления огнем и тому подобное. Но один цех зама­ливает грехи остальных: из него выходят медицинские микроскопы, а также единственные в мире гибкие эндоскопы made in Russia, которые предприятие ухитряется даже экспортировать. Кто научил ЛОМО созда­вать эксклюзив?

На российском рынке гибких эндоскопов – устройств, с помощью которых врач через есте­ственные отверстия человеческого тела заглядыва­ет внутрь пациента – царствует японская «большая тройка» в лице Olympus, Pentax и Fujinon. Olympus, созданная в 1919 году, производит эндоскопы более 60 лет. Свою первую фотокамеру она сдела­ла на пару десятилетий раньше, чем свой первый эндоскоп, но сегодня медицинское оборудование – главное в ее деятельности, на него приходится почти 70% оборота. Pentax тоже готовится празд­новать 100-летие, а медицинским оборудованием она начала заниматься даже раньше конкурента. История Fujinon, медицинского подразделения Fujifilm, ненамного короче. Найти свою нишу на рынке, оккупированном такой славной компа­нией, пытаются китайцы: компания Aohua и дру­гие еще менее известные бренды контролируют несколько процентов российских продаж. А между китайцами и японцами неожиданно нашлось место и для ЛОМО.

Российский рынок гибких эндоскопов невелик и составляет порядка $100 млн, дает грубую оценку (а другой и не существует) менеджер Olympus по это­му виду продукции Дмитрий Григоренко. Olympus лидирует на рынках Японии и США. В России, если брать эндоскопическое оборудование в целом, лидером окажется немецкий Karl Storz, утверждает аналитическая компания Discovery Research Group. Но в гибких эндоскопах доля Olympus составляет, по разным оценкам, примерно 60%, у Pentax – примерно в 2,5 раза меньше, у Fujinon – еще вдвое меньше. С учетом средней стоимости одного устройства в год в России едва ли продается боль­ше 2 тысяч гастро-, колоно- и прочих эндоскопов. Нынешний объем эндоскопического производства ЛОМО, по словам ведущего инженера-маркетолога компании Владимира Серединского, составляет до 250 приборов в год, и кое-что даже идет на экспорт. Если подсчитать «в штуках», в России компания занимает 10–15% рынка.

КРАСНОГВАРДЕЕЦ С ТРУБКОЙ

Эндоскопическая история ЛОМО началась в 70-80-х годах прошлого века, еще при плано­вой экономике. Правительство решило тогда наладить в СССР производство эндоскопов – жестких и гибких. Рассказывают, что автором идеи был министр обороны Дмитрий Устинов, который после гастроскопии, которую ему про­вели с помощью прибора Olympus, обнаружил, что мировая медицина ушла вперед, и предло­жил принять меры. С жесткими эндоскопами, изделиями в технологическом плане куда более простыми, вопрос решился быстро: их доверили НПО «Красногвардеец». Позже «Красногварде­ец» был переименован в «Оптимед», но и сейчас он выпускает жесткие эндоскопы, имеющие вид небольших трубочек с окуляром на конце, а также некоторую более продвинутую продук­цию. С гибкими эндоскопами все было гораздо сложнее. Несколько заводов пытались, но так и не смогли наладить их выпуск, и тогда это было поручено ЛОМО, не без удовлетворения вспоминает руководитель направления «меди­цинская техника» компании Лариса Варламова. Эту историю Варламова наблюдала со стороны: она в те годы занималась другой половиной медицинского бизнеса ЛОМО, микроскопами, а всю медицину возглавила после ухода на пен­сию прежнего начальника.

«Многие годы мы были брошенными, развива­лись только на свои средства», – грустит Вар­ламова, вспоминая годы перестройки. Впро­чем, эти жалобы относятся к более позднему времени. А тогда, в 80-е, дело продвигалось с не­бывалой скоростью. Эндоскоп, простой на вид прибор – гибкая трубка с каналами внутри, на одном, пусть даже и режимном, заводе было не разработать. Особые требования предъявля­ются к материалу трубки, которая должна сохра­нять свои свойства после жесткой дезинфекции, к оптическим волокнам, передающим изображе­ние с дальнего конца прибора на окуляр. «Были обозначены важные конструкторско-техноло­гические точки, и были подключены к работе другие предприятия – Государственный оп­тический институт им. С.И. Вавилова, НИТИ оптического материаловедения», – рассказывает Варламова. Эксперимент по изобретению вело­сипеда был все же не совсем чистым. На Западе гибкие эндоскопы уже существовали, были вы­делены средства на закупку у компании Olympus образцов для подражания: распространенный в СССР способ технологических разработок.

Первые образцы ленинградских эндоскопов оказались не совсем удачные, рассказывает исторический сайт prolomo.narod.ru, не зависи­мый от компании и не связанный с коммерцией (так сказано на главной странице). Но тут в исто­рии произошел крутой поворот: «Возникла японская посредническая компания под на­званием «Искра», – рассказывает Варламова, – и она свела ЛОМО с Olympus». ЛОМО остро нуждалось в технологиях, а у японцев была идея наладить в тогда еще не распавшемся СССР собственное производство с помощью местного партнера, пользующегося мощной правитель­ственной поддержкой.

Olympus передала ЛОМО свою производственную линию: «Самое новое они хотели делать у себя, а приборы предыдущего поколения передавать в другие страны», – объясняет трансферный принцип Варламова. А главное, рассказывает она, специалисты Olympus заметно подняли тех­нический уровень местных разработчиков и тех­нологов. Японцы давали им технические задания и не раз и не два приезжали проконтролировать, как идут дела. «А ведь наши люди изначально были толковые», – гордится Варламова. Японцы, вспоминает она, были просто поражены, когда ЛОМО само научилось делать на их оборудовании совсем тонкие, шестимиллиметровые, эндоскопы для исследования бронхов. Все это подготовило ленинградское предприятие к самостоятельной жизни: при развале Советского Союза сотрудни­чество с Olympus само собой оборвалось. А обору­дование осталось.

ЭНДО И ФИБРО

В лучшие годы ЛОМО производило до 500 эн­доскопов в месяц. Но иностранцы постепенно отвоевывали рынок у временного российского монополиста. На смену фиброскопам прихо­дили оптические эндоскопы. Разница между ними принципиальная. У первых изображение передается по оптическим волокнам: прибор путешествует по кишкам, подвергается дезин­фекции, и волокна постепенно ломаются. Кар­тинка портится, покрываясь черными точками. Видеоэндоскопы лишены этого недостатка: изображение передается в цифровом виде по про­водам. Дело не только в этом: в фиброскоп врач смотрит через окуляр, а видеосистема позволяет выводить изображение на монитор и обрабаты­вать его.

ЛОМО жаждало обновления, но его российские поставщики не спешили внедрять мировые новинки. Например, такую важную деталь, как ПЗС-матрица – она преобразует изображение в аналоговый ТВ-сигнал – удалось найти толь­ко за границей. ЛОМО сумело самостоятельно создать сеть поставщиков для нового оборудо­вания, гордится Варламова. Финансирование разработок видеоэндоскопа осуществлялось через Минобрнауки, замечает Серединский, а в поставках комплектующих большую роль сы­грала формально не зависимая от ЛОМО струк­тура – компания «Аксиома-Сервис». Ее создали как производителя и поставщика медицинских инструментов выходцы из ЛОМО (раньше она даже базировалась на территории объединения), затем она взяла на себя сервис эндоскопов и за­купку комплектующих, получила статус дилера. Производителем видеоэндоскопов «Аксиома» называет себя, а не ЛОМО. В самой «Аксиоме» объясняют, что оборудуют эндоскопы, поступа­ющие от ЛОМО, осветителями и процессорами, а также вручную делают доводку – что-то вроде протяжки, которую раньше полагалось делать любой машине советского производства, прежде чем начать ее эксплуатацию.

Выпуск видеоэндоскопа начался в 2006 году. Но отставание сохранилось. У Olympus, говорит Дмитрий Григоренко, в продаже осталась всего одна модель фиброскопа, и та скоро будет снята с производства. У ЛОМО же из 250 ежегодно про­даваемых эндоскопов на видеопродукцию при­ходится не больше полусотни. Главная приманка ЛОМО та же, что у китайцев, – цена. Эндоскопы ЛОМО не менее чем вдвое дешевле японских, говорит Серединский: минимальный по составу видеокомплекс из самого прибора, осветителя и процессора стоит 1–1,2 млн рублей против 2,5–3 млн от Olympus. А фиброскопы ЛОМО, хоть и устарели, зато в несколько раз дешевле его же видеоэндоскопов – менее 350 тысяч рублей за прибор. Именно цена помогла ЛОМО совер­шить небольшую экспортную вылазку: после одной из недавних выставок, на которой покупа­телям понравились цены, питерские эндоскопы поехали в Молдавию и Индонезию.

ЗАПЧАСТНИК

У ЛОМО обширная география продаж, гово­рит Серединский, наибольшее число поставок осуществляется В Московскую область, По­волжье, Пермский край, Ростовскую, Крас­нодарскую, Свердловскую, Новосибирскую области, Республику Бурятию. «Рынок гибкой эндоскопии целиком зависит от госпрограмм, на долю частников приходится мизер, – при­знает Григоренко из Olympus. – Была про­грамма по онкологии, продажи стали расти, закончилась – упали». Покупатели эндоскопов ЛОМО и «Аксиомы» – не частные и, как пра­вило, даже не государственные медицинские учреждения, а чаще министерства и ведомства. Например, в 2007 году «Аксиома» заключила с ныне упраздненным Федеральным агент­ством по здравоохранению и социальному развитию семь контрактов на поставку различ­ных эндоскопов на общую сумму 173 млн руб­лей. В 2010-м сумма контрактов с Минздравом составила 36 млн рублей. ЛОМО победило в тендере Главного военно-медицинского управления при Министерстве обороны РФ на поставку эндоскопического оборудования на 10 млн рублей. В закупках, проходящих по бюджетам национального проекта «Здоро­вье», ЛОМО победило в конкурсе на поставку 400 эндоскопов.

И все же производство за последние годы сокра­щается: несколько лет назад ежегодный выпуск эндоскопов ЛОМО составлял 800 штук против нынешних 250. Найти клинику, где бы работали на питерских эндоскопах, сейчас не так просто. Заведующий эндоскопическим кабинетом Улья­новского областного клинического госпиталя вете­ранов войн Михаил Тищенко в свое время исполь­зовал эндоскопы ЛОМО: «В первый год прибор сломался, но его починили по гарантии, и дальше пять лет подряд все было хорошо», – рассказывает он. Сейчас по программе модернизации госпиталь закупил Pentax, но ЛОМО висит в шкафу исправ­ный и готовый к работе.

Врачи столичных клиник такое оборудование обычно не используют. «Слабоватенькое каче­ство, но грех хаять, на нем можно работать», – оценивает ЛОМО Виктор Веселов, руководитель отделения эндоскопической хирургии Государ­ственного научного центра колопроктологии. «Микроскопы они делают хорошие, а эндоскопы у них не очень надежные», – суммирует мнение коллег Екатерина Иванова, ведущий специа­лист клиники «К+31» (сама она с таким оборудо­ванием не сталкивалась). В компании «Фибра», которая, по информации на сайте, занимается ремонтом эндоскопов различных брендов, в том числе и ЛОМО, VADEMECUM сообщили, что информация устарела: «Это оборудование скорее для сель­ской больницы, а мы все-таки в Петербурге». Поэтому ЛОМО «Фибра» больше не ремон­тирует. «То, что сделано в ЛОМО, то ломается само», – зачем-то продекламировал напоследок менеджер «Фибры».

Эндоскопическое подразделение ЛОМО учится жить в непростой рыночной ситуации, используя явные и скрытые ресурсы. Например, расска­зывает Серединский, комплектует фиброскопы специальной видеокамерой, которая навешивает­ся на окуляр, преобразует изображение и передает его на монитор. Навесное оборудование увели­чивает цену всего на 100 тысяч рублей, и такой «псевдовидеоэндоскоп» оказывается в два-три раза дешевле и без того недорогого видеоэндоско­па ЛОМО. Еще одна спасительная идея состоит в том, чтобы в определенном смысле вернуться к корням. Тубусы для эндоскопов ЛОМО произ­водит на оборудовании от Olympus – они такие же, как у японцев, утверждает Серединский, и в принципе их можно с неплохой экономией использовать для ремонта японской продукции – по аналогии с «родными» и «неродными» автозап­частями. ЛОМО освоило 40 типоразмеров таких запчастей. Одно время, говорит Серединский, эти детали шли только на экспорт через официально­го дилера в США. Но сейчас активно разиваются продажи в РФ. Представитель Olympus исполь­зование «неродных» запчастей для ремонта своих эндоскопов решительно опроверг. Но за всей Россией не углядишь. «Такие вещи нередко случаются, – констатирует Михаил Тищенко. – Взяли сломанный Pentax, вставили в него начинку производства ЛОМО – все работает».

гастроэнтерология, эндоскопия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении