Знакомая студентка медицинского вуза проходила этим летом практику в роддоме. Чтобы не путалась под ногами, ее посадили заполнять отчетность. «Вот тут пиши побольше разрывов, за них страховая платит, а вот тут разрывов не пиши, чтобы отчетность перед Минздравом не портить», – проинструктировал девушку опытный товарищ. На изумленный вопрос, а что будет, если эти бумаги кто-нибудь сравнит, бывалый только отмахнулся: да ну, не волнуйся, их никто никогда не смотрит.
Удивительно? Нет, закономерно. Похоже, наше здравоохранение пустилось в забег по граблям. Достаточно вспомнить злополучную программу ДЛО. Изначально предполагалось сделать нечто вроде лекарственного страхования, чтобы ФФОМС платил бюджетные деньги страховым компаниям, а те уже оплачивали льготные лекарства, поставляемые через дистрибьюторов и розницу гражданам. При этом страховые, естественно, исполняли бы функцию контролера, предотвращая необоснованную выписку ЛС. Однако по неизвестным причинам страховщики из этой схемы были выброшены. В ней остались ФФОМС и поставщики, кровно заинтересованные в максимальном объеме отгрузок.
Итог всем известен: перерасход 40 млрд рублей бюджетных средств, скандал, уголовные дела и посадка в тюрьму руководства ФФОМС практически в полном составе.
А теперь посмотрим на ныне действующую систему ОМС. Вроде бы страховые компании в ней присутствуют, но формально. Они не несут рисков и не получают за это премии, то есть действуют не как страховые, а как простые посредники между ФФОМС и ЛПУ, контролирующие правильность оформления бумаг за 1-2% комиссионных от объема «освоенных» средств.
Снова какой-то необъяснимый страх перед страховщиками мешает государству включить нормальную систему контроля, что и позволяет «опытным товарищам» спокойно манипулировать отчетностью. В условиях ожидаемого дефицита фондов ОМС (подробности – в материале «Гвоздь в программу») финал предсказать несложно: перерасход, скандал, тюрьма.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА