Есть такой старинный анекдот, в котором ревнивый муж, узнав от нанятого сыщика, что его жена легла в постель с неизвестным мужчиной и погасила свет, восклицает: «Опять эта проклятая неизвестность!» Вот так же хочется воскликнуть по поводу инициативы Минпромторга, в очередной раз меняющего правила определения понятия «отечественный лекарственный препарат».
Дефиниция эта, напомним, обретает чрезвычайную важность в условиях государственного курса на импортозамещение и поддержку отечественного производителя.
Во-первых, отечественный производитель уже имеет право на 15%-ную преференцию по цене при госзакупках. А во-вторых, рынок ждет введения правила «Третий лишний», вовсе исключающего из госзакупок лекарственные препараты иностранного производства, если на тендер подано более двух заявок с лекарствами из России или других стран ЕАЭС.
Летом, казалось бы, все было решено, Минпромторг даже собирал по этому поводу специальный пресс-брифинг. На нем объявили, что степень локализации будет измеряться по правилам СНГ – отечественным считается препарат, в котором доля иностранных (то есть происходящих не из стран ЕАЭС) лекарственных компонентов не превышает 50% в цене конечной продукции, причем сертификаты «отечественности» будет выдавать Торгово-промышленная палата.
Но вдруг на минувшей неделе все переменилось. Стало известно, что ведомством подготовлены поправки к постановлению правительства №719, которые постулируют, что с 1 января 2016 года произведенными на территории РФ будут считаться лишь те препараты, сыворотки и вакцины, которые «в результате ряда технологических операций произведены в виде готовой лекарственной формы и упакованы на территории стран ЕАЭС».
Составление конкретного перечня необходи- мых операций ведомство оставляет за собой. Что это будут за операции? Кто и как все это станет контролировать? Чем подтверждать? В упомянутом анекдоте юмор в том, что неиз- вестности на самом деле никакой нет. Но жизнь у нас куда суровей анекдотов.
Роман Кутузов, заместитель главного редактора