27 Июля 2024 Суббота

От кульмана будете
Ольга Гончарова, Марина Кругликова Мединдустрия
25 мая 2015, 14:37
7306

Кем очерчивался рынок проектирования медицинских объектов

В середине 2000‑х многие архитекторы увидели в медицинском строительстве перспективную нишу – в сег­мент хлынули сотни проектных компаний, 90% из которых никогда не «рисовали» даже ФАПов, не говоря уже о поликлиниках и больницах. Впрочем, после череды провалов многочисленная группа дилетантов оставила привлекательный – со среднегодовым оборотом в 20 млрд рублей – рынок. Медицинским проектированием занялись профильные специалисты и некоторые «смежники» – поставщики медоборудования и консалтинго­вые компании.

Проектирование в медицинском девелопменте занимает отдельную нишу. Этот этап профес­сионалы нежно называют «легендой стройки», а архитекторов клиник – «философами всего строительного процесса». «Самое главное для медицинского объекта – сделать качественный проект, при наличии авторского надзора со стороны проектировщика строить его может любая компания», – поясняет метафору замген­директора НПЦ «Гипроздрав» Лариса Сидоркова (подробнее – в интервью архитектора на стр. 38).

Проектная компания, как правило, сопровожда­ет сооружение медицинского объекта до сдачи «под ключ». Типичная схема работы выглядит так: архитектор плотно взаимодействует с меди­цинским технологом или автором медицинской программы, то есть концепции объекта, или сам ее разрабатывает. А когда проект готов и прошел государственную экспертизу, заключает договор авторского надзора со строительными подряд­чиками и контролирует всю стройку – от за­кладки бетона до отделочных работ. В зависимо­сти от желаний девелопера в проекте может быть занят один архитектор или несколько, подчиня­ющихся генподрядчику по проектным работам.

Несмотря на ощутимый вес архитекторов в индустрии, рынок проектирования медицин­ских объектов заметно скромнее строительного и составляет не более 10–15% от общих затрат девелопера на сооружение объекта. То есть если объем строительства медицинских учреждений в 2015 году оценивается в 160 млрд рублей, то проектировщики за этот период могут зарабо­тать только 16–24 млрд рублей.

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ

В СССР индустрия медицинского проектирова­ния была фактически поделена между тремя мо­нополистами – ГипроНИИздравом Минздрава СССР, проектным институтом Минздрава Рос­сии (Минздравпроект) и НИИ по проектирова­нию объектов культуры, образования и спорта (НИИ ПОКОС). В этих солидных, не уступа­ющих друг другу в мощности организациях работали сотни сотрудников, ежегодно проекти­ровавшие сотни объектов.

Перестройка похоронила этот триумвират, да и саму модель медицинского проектирования, а выходцы из крупнейших советских бюро занялись коммерцией. Бывшие проектировщи­ки ГипроНИИздрава СССР основали частную компанию с похожим названием «Гипроздрав», а представители коллектива Минздравпроекта – проектное бюро НИиПИ «ЗдравПроект».

До середины «нулевых» сегмент развивался не особо динамично. Бюджетоемких федераль­ных заказов почти не было, а возникавшим вре­мя от времени региональным, муниципальным и редким частным проектам явно недоставало советского размаха. В основном проектирова­лись небольшие поликлиники, стоматологиче­ские кабинеты, реже – диагностические центры, роддома и больницы. Острой конкуренции на медицинском проектном рынке тоже не за­мечалось – пара десятков частных компаний, известных всей отрасли, легко расходились краями.

Теснее в проектировочной нише стало после того, как в медицинский девелопмент пошли масштабные государственные вливания: сна­чала по нацпроекту «Здоровье» и программе строительства федеральных центров высокотех­нологичной медицинской помощи (ВМТ), затем началась программа модернизации здраво­охранения, стартовали проекты по развитию ядерной медицины, организации сети пери­натальных центров и другие. Да и в частном сегменте рынка медуслуг появились операторы (такие, например, как Европейский медицин­ский центр или ОАО «Медицина»), готовые инвестировать в строительство сложных объек­тов – с поликлиническими, диагностическими и стационарными подразделениями.

Именно в этот период к уже освоившимся на проектировочном рынке российским игро­кам стали присоединяться специализированные зарубежные бюро, например, компании Vamed и Transumed, открывшие в России свои пред­ставительства. За ними на обильно удобренное инвестициями поле подтянулись компании из соседних сегментов – производители и по­ставщики расходных материалов, препаратов и оборудования. В первых рядах смежников, взявшихся за архитектуру, выступила компания «Юникс»: поставщики медицинской аппарату­ры в 2007 году спроектировали ЦРБ Кодинска на 79 коек. «В какой-то момент мы поняли: для качественной эксплуатации оборудования имеет смысл перепроектировать объект», – объясня­ет мотив эксперимента генеральный директор «Юникса» Владимир Троценко.

Тем же путем пошла компания «Росимед», круп­ный поставщик и производитель медтехники для лабораторий, медицинской мебели и ути­лизаторов медотходов. «Пять лет назад к нам обратился клиент, который решил открыть собственную частную клинику. А поскольку мы поставляли ему оборудование, то подключились и к проектированию, – рассказывает генераль­ный директор компании Александр Сяглов. – Проект заказчику понравился, мы стали зани­маться аналогичными решениями и для других клиентов, постепенно набирая обороты в этой сфере проектирования».

Дистрибьюторы медтехники значительных до­ходов от архитектурного опыта не имели: выруч­ка от продажи оборудования в медучреждение во многих случаях в 30–40 раз превышала профит от его проектирования, но дополнительная опция давала преимущество перед конкурентами.

ВОТ ШОВ, ВОТ ПОРОГ

Примерно в то же время проектный сегмент начали штурмовать непрофильные компании – многочис­ленные архитекторы без опыта работы в медицин­ской сфере, которые по всей России выигрывали тендеры на строительство и реконструкцию госуч­реждений или шли на подряд к частникам.

Дилетантизм проявился сразу. Председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербур­га Валерий Колабутин, например, заявлял, что из 10 медицинских учреждений, которые долж­ны были начать работу в городе еще в 2012 году, было достроено только одно. Причину провала чиновник видел в непрофессионализме про­ектировщиков, ошибки которых приходилось исправлять уже на стадии строительства. Управление капитального строительства Перм­ского края во время приемки инфекционно-ту­беркулезного корпуса краевой клинической психиатрической больницы пять лет назад обнаружило целый ряд дефектов – здание ме­стами «поползло» по швам. Как показал анализ ведомства, ошибки были допущены компанией «Ветлан-Строй», взявшейся за проектирование специфического проекта (подробнее – в мате­риале «Заветы кирпича», VADEMECUM #19 от 28 октября 2013 года).

«В одном перинатальном центре, с которым мы работали, проектировщики сделали порог в душевой, не подумав о том, что женщины после кесарева сечения не могут поднять ногу и переступить через него, – приводит еще один пример архитектурного верхоглядства управ­ляющий партнер консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрей Алмазов. – И таких огрехов из-за незнания специфики отрасли – масса».

По словам участников рынка, причина неи­моверного числа ошибок в том, что, помимо специфики самой отрасли, медицинскому проектировщику нужно хорошо разби­раться в постоянно меняющихся и проти­воречивых нормативных документах, ре­гулирующих медицинский девелопмент. «Недостаток проектирования медицин­ских центров в том, что здесь очень много СанПиНов и они все разные. В одном доку­менте может быть, например, написано, что показатель воздухообмена в помещении должен быть три объема в час, а в другом – два объема в час. И в этом нужно разбираться», – призна­ется представитель непрофильной проектной компании «Левша».

Подводило случайных проектировщиков и общее непонимание конъюнктуры рынка. «Еще до принятия стандартов GMP в России мы проектировали свои ПЭТ-центры с учетом этих норм, понимая, что они когда-то будут внедрены. А некоторые проектные компании этого не учитывали, поэтому сейчас такие центры планируют перепроектировать», – го­ворит советник директора ФГУП «Федераль­ный центр по проектированию и строительству объектов ядерной медицины» Дмитрий Дубин­кин. По схожей причине так и не заработала клиника Романа Абрамовича на улице Крылат­ской – проектированием объекта занималось американское бюро NBBJ совместно с россий­ской компанией ABD Аrchitects. «Американцы убедили инвестора в том, что медцентр нужно строить по американским стандартам. Они сказали, что так строят во всем мире, а если в России нормы другие, то это наши проблемы, значит, эти нормы надо менять. Мы преду­преждали, что это до добра не доведет, но они не слушали», – рассказывал в интервью VADEMECUM президент ABD Аrchitects Борис Левянт (под­робнее – в материале «Квадрат Абрамовича», VADEMECUM #41 (66) от 15 декабря 2014 года).

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОФИЛИ

Количество провалов непрофильных компа­ний постепенно переросло в качество приня­тия тендерных решений. Дилетантов вымыло с рынка. Во всяком случае проектированием специализированных объектов по текущим госзаказам занимаются преимущественно ком­пании с неоспоримым авторитетом. Например, 16 из 32 федеральных перинатальных центров проектировал долгожитель рынка – компания «Гипроздрав». Двумя аналогичными проектами в Махачкале и Нальчике занимается компания «Юникс», у которой с момента выхода в ме­дицинский архитектурный сегмент заметно прибавилось специального опыта. Да и доля проектных работ в общем обороте компании значительно выросла. «Если пять – семь лет назад основной деятельностью компании было оснащение оборудованием, то сейчас 70% наших доходов – это реализация проектов под ключ – от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию», – подчеркивает глава «Юник­са» Владимир Троценко. Для проектирования центров ядерной медицины, финансируемых «Роснано», генподрядчик – «дочка» корпора­ции «ПЭТ-Технолоджи» – нанял специализиру­ющуюся исключительно на медицинских объ­ектах компанию «ПЭТРУСКо», которая помимо ПЭТ-центров строит перинатальные центры, родильные дома и онкодиспансеры.

«Компании, которые не сумели освоить ме­дицинские технологии, вынуждены рано или поздно покинуть рынок, – констатирует Троценко. – Их уходу будут способствовать и ужесточившиеся законодательные нормы. В радиологии, например, сегодня необходимо иметь лицензию на работу с радиационными источниками и их использование». Поми­мо этого, на отток непрофильных компаний с рынка повлияло и сокращение масштабного финансирования медицинского строительства, и конкурентная активность специализирован­ных проектных бюро. «В какой-то момент госу­дарственные заказчики, зная о нашей работе, стали обращаться к нам с таким запросом: как нам сделать, чтобы вы выиграли тендер? Мы отвечали: указывайте в условиях конкурса как критерий опыт проектирования медицинских объектов», – признается Лариса Сидоркова из «Гипроздрава».

Сейчас к специализированным архитекторам и поставщикам оборудования добавляется еще один тип профильных игроков – консал­тинговые компании, выступающие девелопе­рами – организаторами медицинского стро­ительства и оснащения учреждений. Такие структуры, естественно, сами проектировани­ем не занимаются и строительных мощностей не имеют, но привлекают на подряд зареко­мендовавших себя в отрасли исполнителей. «Как-то к нам обратился один из наших кли­ентов, которому нужно было уже имеющиеся площади переоборудовать под косметологию и пластическую хирургию, – рассказывает представитель компании «Медбизнесэкс­перт». – Поскольку мы хорошо знаем лучших медицинских технологов и проектировщи­ков, работающих на рынке России и Москвы в частности, – мы взяли этот проект в управ­ление, наняли специалистов с богатым опы­том работы и выполнили задачу». По такой же схеме работает и компания «Базис-Мед», гово­рит ее управляющий директор Андрей Алма­зов: «Мы помогаем клиенту составлять меди­ко-техническое задание, концепцию проекта, а на проектировочные работы привлекаем своего партнера – немецкую компанию «Обермайер», имеющую солидный проектный опыт в индустрии здравоохранения».

строительство объектов медицинского назначения, девелопмент, строительство, строительство больниц, строительство поликлиник

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении