В середине 2000‑х многие архитекторы увидели в медицинском строительстве перспективную нишу – в сегмент хлынули сотни проектных компаний, 90% из которых никогда не «рисовали» даже ФАПов, не говоря уже о поликлиниках и больницах. Впрочем, после череды провалов многочисленная группа дилетантов оставила привлекательный – со среднегодовым оборотом в 20 млрд рублей – рынок. Медицинским проектированием занялись профильные специалисты и некоторые «смежники» – поставщики медоборудования и консалтинговые компании.
Проектирование в медицинском девелопменте занимает отдельную нишу. Этот этап профессионалы нежно называют «легендой стройки», а архитекторов клиник – «философами всего строительного процесса». «Самое главное для медицинского объекта – сделать качественный проект, при наличии авторского надзора со стороны проектировщика строить его может любая компания», – поясняет метафору замгендиректора НПЦ «Гипроздрав» Лариса Сидоркова (подробнее – в интервью архитектора на стр. 38).
Проектная компания, как правило, сопровождает сооружение медицинского объекта до сдачи «под ключ». Типичная схема работы выглядит так: архитектор плотно взаимодействует с медицинским технологом или автором медицинской программы, то есть концепции объекта, или сам ее разрабатывает. А когда проект готов и прошел государственную экспертизу, заключает договор авторского надзора со строительными подрядчиками и контролирует всю стройку – от закладки бетона до отделочных работ. В зависимости от желаний девелопера в проекте может быть занят один архитектор или несколько, подчиняющихся генподрядчику по проектным работам.
Несмотря на ощутимый вес архитекторов в индустрии, рынок проектирования медицинских объектов заметно скромнее строительного и составляет не более 10–15% от общих затрат девелопера на сооружение объекта. То есть если объем строительства медицинских учреждений в 2015 году оценивается в 160 млрд рублей, то проектировщики за этот период могут заработать только 16–24 млрд рублей.
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ
В СССР индустрия медицинского проектирования была фактически поделена между тремя монополистами – ГипроНИИздравом Минздрава СССР, проектным институтом Минздрава России (Минздравпроект) и НИИ по проектированию объектов культуры, образования и спорта (НИИ ПОКОС). В этих солидных, не уступающих друг другу в мощности организациях работали сотни сотрудников, ежегодно проектировавшие сотни объектов.
Перестройка похоронила этот триумвират, да и саму модель медицинского проектирования, а выходцы из крупнейших советских бюро занялись коммерцией. Бывшие проектировщики ГипроНИИздрава СССР основали частную компанию с похожим названием «Гипроздрав», а представители коллектива Минздравпроекта – проектное бюро НИиПИ «ЗдравПроект».
До середины «нулевых» сегмент развивался не особо динамично. Бюджетоемких федеральных заказов почти не было, а возникавшим время от времени региональным, муниципальным и редким частным проектам явно недоставало советского размаха. В основном проектировались небольшие поликлиники, стоматологические кабинеты, реже – диагностические центры, роддома и больницы. Острой конкуренции на медицинском проектном рынке тоже не замечалось – пара десятков частных компаний, известных всей отрасли, легко расходились краями.
Теснее в проектировочной нише стало после того, как в медицинский девелопмент пошли масштабные государственные вливания: сначала по нацпроекту «Здоровье» и программе строительства федеральных центров высокотехнологичной медицинской помощи (ВМТ), затем началась программа модернизации здравоохранения, стартовали проекты по развитию ядерной медицины, организации сети перинатальных центров и другие. Да и в частном сегменте рынка медуслуг появились операторы (такие, например, как Европейский медицинский центр или ОАО «Медицина»), готовые инвестировать в строительство сложных объектов – с поликлиническими, диагностическими и стационарными подразделениями.
Именно в этот период к уже освоившимся на проектировочном рынке российским игрокам стали присоединяться специализированные зарубежные бюро, например, компании Vamed и Transumed, открывшие в России свои представительства. За ними на обильно удобренное инвестициями поле подтянулись компании из соседних сегментов – производители и поставщики расходных материалов, препаратов и оборудования. В первых рядах смежников, взявшихся за архитектуру, выступила компания «Юникс»: поставщики медицинской аппаратуры в 2007 году спроектировали ЦРБ Кодинска на 79 коек. «В какой-то момент мы поняли: для качественной эксплуатации оборудования имеет смысл перепроектировать объект», – объясняет мотив эксперимента генеральный директор «Юникса» Владимир Троценко.
Тем же путем пошла компания «Росимед», крупный поставщик и производитель медтехники для лабораторий, медицинской мебели и утилизаторов медотходов. «Пять лет назад к нам обратился клиент, который решил открыть собственную частную клинику. А поскольку мы поставляли ему оборудование, то подключились и к проектированию, – рассказывает генеральный директор компании Александр Сяглов. – Проект заказчику понравился, мы стали заниматься аналогичными решениями и для других клиентов, постепенно набирая обороты в этой сфере проектирования».
Дистрибьюторы медтехники значительных доходов от архитектурного опыта не имели: выручка от продажи оборудования в медучреждение во многих случаях в 30–40 раз превышала профит от его проектирования, но дополнительная опция давала преимущество перед конкурентами.
ВОТ ШОВ, ВОТ ПОРОГ
Примерно в то же время проектный сегмент начали штурмовать непрофильные компании – многочисленные архитекторы без опыта работы в медицинской сфере, которые по всей России выигрывали тендеры на строительство и реконструкцию госучреждений или шли на подряд к частникам.
Дилетантизм проявился сразу. Председатель Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Валерий Колабутин, например, заявлял, что из 10 медицинских учреждений, которые должны были начать работу в городе еще в 2012 году, было достроено только одно. Причину провала чиновник видел в непрофессионализме проектировщиков, ошибки которых приходилось исправлять уже на стадии строительства. Управление капитального строительства Пермского края во время приемки инфекционно-туберкулезного корпуса краевой клинической психиатрической больницы пять лет назад обнаружило целый ряд дефектов – здание местами «поползло» по швам. Как показал анализ ведомства, ошибки были допущены компанией «Ветлан-Строй», взявшейся за проектирование специфического проекта (подробнее – в материале «Заветы кирпича», VADEMECUM #19 от 28 октября 2013 года).
«В одном перинатальном центре, с которым мы работали, проектировщики сделали порог в душевой, не подумав о том, что женщины после кесарева сечения не могут поднять ногу и переступить через него, – приводит еще один пример архитектурного верхоглядства управляющий партнер консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрей Алмазов. – И таких огрехов из-за незнания специфики отрасли – масса».
По словам участников рынка, причина неимоверного числа ошибок в том, что, помимо специфики самой отрасли, медицинскому проектировщику нужно хорошо разбираться в постоянно меняющихся и противоречивых нормативных документах, регулирующих медицинский девелопмент. «Недостаток проектирования медицинских центров в том, что здесь очень много СанПиНов и они все разные. В одном документе может быть, например, написано, что показатель воздухообмена в помещении должен быть три объема в час, а в другом – два объема в час. И в этом нужно разбираться», – признается представитель непрофильной проектной компании «Левша».
Подводило случайных проектировщиков и общее непонимание конъюнктуры рынка. «Еще до принятия стандартов GMP в России мы проектировали свои ПЭТ-центры с учетом этих норм, понимая, что они когда-то будут внедрены. А некоторые проектные компании этого не учитывали, поэтому сейчас такие центры планируют перепроектировать», – говорит советник директора ФГУП «Федеральный центр по проектированию и строительству объектов ядерной медицины» Дмитрий Дубинкин. По схожей причине так и не заработала клиника Романа Абрамовича на улице Крылатской – проектированием объекта занималось американское бюро NBBJ совместно с российской компанией ABD Аrchitects. «Американцы убедили инвестора в том, что медцентр нужно строить по американским стандартам. Они сказали, что так строят во всем мире, а если в России нормы другие, то это наши проблемы, значит, эти нормы надо менять. Мы предупреждали, что это до добра не доведет, но они не слушали», – рассказывал в интервью VADEMECUM президент ABD Аrchitects Борис Левянт (подробнее – в материале «Квадрат Абрамовича», VADEMECUM #41 (66) от 15 декабря 2014 года).
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОФИЛИ
Количество провалов непрофильных компаний постепенно переросло в качество принятия тендерных решений. Дилетантов вымыло с рынка. Во всяком случае проектированием специализированных объектов по текущим госзаказам занимаются преимущественно компании с неоспоримым авторитетом. Например, 16 из 32 федеральных перинатальных центров проектировал долгожитель рынка – компания «Гипроздрав». Двумя аналогичными проектами в Махачкале и Нальчике занимается компания «Юникс», у которой с момента выхода в медицинский архитектурный сегмент заметно прибавилось специального опыта. Да и доля проектных работ в общем обороте компании значительно выросла. «Если пять – семь лет назад основной деятельностью компании было оснащение оборудованием, то сейчас 70% наших доходов – это реализация проектов под ключ – от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию», – подчеркивает глава «Юникса» Владимир Троценко. Для проектирования центров ядерной медицины, финансируемых «Роснано», генподрядчик – «дочка» корпорации «ПЭТ-Технолоджи» – нанял специализирующуюся исключительно на медицинских объектах компанию «ПЭТРУСКо», которая помимо ПЭТ-центров строит перинатальные центры, родильные дома и онкодиспансеры.
«Компании, которые не сумели освоить медицинские технологии, вынуждены рано или поздно покинуть рынок, – констатирует Троценко. – Их уходу будут способствовать и ужесточившиеся законодательные нормы. В радиологии, например, сегодня необходимо иметь лицензию на работу с радиационными источниками и их использование». Помимо этого, на отток непрофильных компаний с рынка повлияло и сокращение масштабного финансирования медицинского строительства, и конкурентная активность специализированных проектных бюро. «В какой-то момент государственные заказчики, зная о нашей работе, стали обращаться к нам с таким запросом: как нам сделать, чтобы вы выиграли тендер? Мы отвечали: указывайте в условиях конкурса как критерий опыт проектирования медицинских объектов», – признается Лариса Сидоркова из «Гипроздрава».
Сейчас к специализированным архитекторам и поставщикам оборудования добавляется еще один тип профильных игроков – консалтинговые компании, выступающие девелоперами – организаторами медицинского строительства и оснащения учреждений. Такие структуры, естественно, сами проектированием не занимаются и строительных мощностей не имеют, но привлекают на подряд зарекомендовавших себя в отрасли исполнителей. «Как-то к нам обратился один из наших клиентов, которому нужно было уже имеющиеся площади переоборудовать под косметологию и пластическую хирургию, – рассказывает представитель компании «Медбизнесэксперт». – Поскольку мы хорошо знаем лучших медицинских технологов и проектировщиков, работающих на рынке России и Москвы в частности, – мы взяли этот проект в управление, наняли специалистов с богатым опытом работы и выполнили задачу». По такой же схеме работает и компания «Базис-Мед», говорит ее управляющий директор Андрей Алмазов: «Мы помогаем клиенту составлять медико-техническое задание, концепцию проекта, а на проектировочные работы привлекаем своего партнера – немецкую компанию «Обермайер», имеющую солидный проектный опыт в индустрии здравоохранения».