27 Июля 2024 Суббота

Оскалоносцы
Ольга Гончарова, Софья Лопаева Стоматология Мединдустрия
26 февраля 2016, 17:29
10438

Почему развитие отечественной стоматологии идет вразрез с мировыми тенденциями

В российской стоматологии назрел кризис роста. Меньше чем за 30 лет, начиная с 90-х, отечественный «зубной» рынок по технологиям лечения и уровню квалификации специалистов стремительно развивался и вышел на уровень мировых стандартов. Однако выдающихся финансовых результатов российская стоматология так и не показала. И дело вовсе не в том, что операторы профильного рынка обслужили платежеспособный спрос и выбрали у небогатого населения все деньги, а в том, что Россия и тут нашла особенную траекторию развития. Если западная мединдустрия в целом и стоматология в частности стремится к углублению специализации, а уже следом – к объединению узконаправленных частных практик в многопрофильные клиники и сети, то у нас набирают численность стоматологи универсалы, нагруженные всеми возможными в отрасли компетенциями. Отринув передовой европейский и американский опыт, наши врачи хотят в одном кресле практиковать терапию и хирургию, ортодонтию и ортопедию, имплантологию и высокую эстетику. С чем связано безудержное стремление к мультипрофессионализму, как оно отражается на экономике индустрии, Vademecum попытался разобраться во второй части масштабного исследования рынка стоматологических услуг Москвы в 2015 году.

Первые частные дантисты появились в Европе лет 300 назад. Как свидетельствует известный бри­танский историк стоматологии Кристин Хиллам, в конце 1700-х годов в Париже практиковали пять дантистов, а в Лондоне – немногим более 10, но уже тогда между ними была жесткая конкуренция. Сто­матологи в то время главным образом занимались не столько лечебной практикой, сколько продажей средств от зубной боли. Дантистов тогда нередко называли шарлатанами – характеристика была вызвана методами, которые зубные врачи исполь­зовали в своей коммерческой деятельности ради завлечения клиента, – рассказывает Хиллам в своей книге «Практика дантистов в Европе в конце ХVIII века». Тем не менее стоматологи быстро приобретали не только коммерческие, но и медицинские приклад­ные навыки. К началу XIX века в Европе действовали более 350 профильных специалистов. Уже к середине XX века европейская стоматология стала развитым высокотехнологичным и прибыльным рынком, осно­ву которого составляли все те же частные стоматологи и их семейные предприятия.

Отечественная стоматология начала развиваться поз­же зарубежной. В Российской империи тоже прак­тиковали частные дантисты, но их изначально было немного, да и числом зубоврачебное сообщество прибывало очень медленно. По данным «Россий­ского медицинского списка», реестра медицинских специалистов XIX века, в 1811 году в стране практи­ковали всего 24 стоматолога, а в 1826 году – только 44. Правда, русские дантисты считались одними из са­мых успешных в мире и уже тогда удачно справлялись со сложными манипуляциями, близкими к им­плантологии и ортопедии. Известно, например, что на зубах императрицы Александры Федоровны были установлены штифты и платиновые коронки.

Однако в советское время частная зубоврачебная практика сошла на нет, уступив место стоматологиче­ским отделениям в государственных поликлиниках. Как и специалисты других отраслей медицины, совет­ские стоматологи вынуждены были работать на обо­рудовании и расходных материалах отечественного производства, которые, как сейчас признают многие старожилы отрасли, значительно отставали от амери­канских или европейских аналогов. Соответственно, набор манипуляций был крайне ограничен и сводил­ся к пломбированию, удалению и примитивному про­тезированию. Тогда в отрасли были распространены дополнительные теневые заработки или, как их до сих пор называют в отрасли, «чипуха». Официально част­ная стоматологическая практика начала развиваться в конце 80-х – середине 90-х годов.

«За эти 30 лет наша стоматология сделала резкий качественный скачок. Получила развитие специа­лизация: среди стоматологов появились не только высококвалифицированные терапевты, хирурги, ортопеды, ортодонты, но и узкие специалисты, на­пример, имплантологи, эндодонтисты или пародон­тологи. Стоматологи начали агрессивно обучаться новым технологиям, до тех пор пока не прибли­зились по своему уровню к западным коллегам. Появилась не только частная практика, но и сети клиник», – свидетельствует врач-имплантолог кли­ники Organic Dent Андрей Лавров. По многим параметрам российская стоматология бы­стро догнала западную. Получила широкое развитие специализация стоматологических клиник. По дан­ным аналитического центра Vademecum, в 2015 году более 90% столичных сетевых стоматологических клиник предлагали терапевтические, хирургические, ортопедические, ортодонтические услуги. Более 90% одиночных стоматологических клиник практиковали терапию, свыше 80% – хирургию и больше 50% – ортодонтию и ортопедию. Детский прием в том или ином виде в Москве в 2015 году вели более 70% частных медучреждений.

Конкурентным преимуществом стоматологических клиник стали не только широкий комплекс услуг и высокая квалификация специалистов, но и до­стойное оснащение. «Все большее число пациентов обращают свое внимание при выборе клиники на ее техническое оснащение – люди понимают, что эндо­донтическое лечение зуба с применением микроско­па и лазера сокращает время их пребывания в кресле стоматолога, что для занятого человека играет немаловажную роль», – говорит стоматолог-терапевт клиники Telo’s Beauty Татьяна Виноградова.

По оценкам опрошенных Vademecum представителей отрасли, стоматологический рынок России уже достиг насыщения – в целом последние два-три года сегмент демонстрирует стагнацию, а рост отмечается лишь по отдельным направле­ниям, например, по имплантологии. Несмотря на это, по финансовым показателям отечественная индустрия стоматологических услуг пока не при­близилась к уровню европейских стран с гораздо меньшим населением и экономическим потенциа­лом. По данным главного стоматолога Минздрава Олега Янушевича, годовой объем российско­го рынка стоматологических услуг составляет 100–150 млрд рублей. Однако участники рынка считают, что оборот индустрии в полтора-два раза больше официально заявленного. Но даже такое умножение не делает финансовый вес сегмента значительным – российский стоматологический рынок все равно оказывается как минимум вдвое меньшим по объему, чем, например, британский, оцениваемый в 5,8 млрд фунтов стерлингов (более 600 млрд рублей). Что уж там говорить о США, где профильный оборот составляет $125 млрд.

Почему же наша стоматологическая отрасль, не­смотря на качественный и технологический про­рыв, так и не смогла отличиться экономическими показателями?

Монетизация сегмента в западных странах растет за счет углубления специализации стоматологов и одновременного объединения частных прак­тик в клиники и сети, предлагающие комплекс услуг. В Великобритании год от года растет число сетевых практик, в 2013-2014 годах совокупная выручка сетевых стоматологий, в которых задей­ствовано почти 7 тысяч специалистов, добралась до отметки в 1,3 млрд фунтов стерлингов. В США тоже наблюдается тенденция к объединению частных практик, правда, пока не такая замет­ная, как в Европе, однако, по многочисленным прогнозам экспертов, число сетей и клиник, выросших из объединяющихся частных практик, здесь непременно будет расти. «В Европе все уже понимают, что один специалист не может быть одинаково хорошим имплантологом, проте­зистом и пародонтологом. Поэтому очевидный тренд – узкая специализация стоматологов, кото­рые постепенно объединяются между собой и от­крывают многопрофильные стоматологические практики», – отмечает знаменитый французский стоматолог Бернар Туати.

России за короткий период частично удалось пройти этап консолидации. По данным аналитического центра Vademecum, более 500, или более 20% стома­тологических клиник Москвы, входят в сети. Ини­циаторами создания крупнейших сетей у нас, правда, в 90-х – начале 2000-х выступали не стоматологи, а непрофильные инвесторы или крупные торговые компании. И внутри этих сетей оформлялась вполне внятная специализация. Тогда как сейчас в отрасли набирает силу обратный процесс. Актуальное исследование Vademecum показывает, что наиболее значимой производственной единицей на столичном рынке стоматологических услуг становится так называемый универсальный стоматолог, практикующий три, а то и четыре базовых специальности – терапию, хирургию, ортопедию, ортодонтию. Наиболее попу­лярный профиль универсала – терапевт-хирург-им­плантолог-ортопед. По оценкам опрошенных Vademecum участников рынка, один такой специалист может ге­нерировать среднемесячную выручку свыше 550 ты­сяч рублей, в полтора раза больше, чем, например, терапевт широкого профиля. Распространено и ве­дение совмещенного детского приема во взрослых стоматологических клиниках, часто без необходимой лицензии на такую деятельность.

Мультиинструментализм как явление, полагают эксперты, возник во многом из-за особенностей лицензирования медицинской деятельности. Меди­цинскую лицензию в России, в отличие от зарубеж­ных стран, получает организация, а не отдельный врач, соответственно, именно организация несет ответственность за работу специалиста и отчитыва­ется перед налоговыми органами. В этой ситуации стоматолог все равно находит возможности работать на себя, но уже «в тени». «Схема выглядит так. Сто­матолог арендует площади у организации, получает с пациента наличные, а арендодателю просто отдает «фикс». Налоговые органы видят только доход организации, а миллионы рублей, которые получает стоматолог, арендующий кабинет у медучреждения, государство просто теряет. При этом за медицинскую помощь, которую оказывает такой стоматолог, фак­тически никто не отвечает», – описывает происхо­дящее президент Ассоциации молодых стоматологов Инна Вирабова. При такой системе стоматологу выгоднее самостоятельно освоить несколько направ­лений в профессии, чем кооперироваться с коллега­ми в клинику, говорит эксперт другой профильной ассоциации.
Инициативная часть отраслевого сообщества ратует сейчас за внедрение персонифицированной практики стоматолога. «Необходимо юридически и экономически проработать систему формирова­ния персональной, или индивидуальной, практики врачей-стоматологов с целью улучшения доступно­сти стоматологической помощи, стимулирования экономических условий для открытия специалиста­ми персональных практик, как это принято в боль­шинстве развитых стран мира», – поясняет Олег Янушевич.

Главный профильный специалист Минздрава в содружестве с ведущими отраслевыми объеди­нениями и Всероссийским союзом страховщиков уже готовит программу реформирования отрас­ли, в числе основных положений которой как раз разработка механизмов персональной практики врачей-стоматологов. В том же портфеле новаций – внедрение специализированной стоматологической страховки в программы ДМС, апробация в отрасли программы «ОМС плюс», которые в комплексе позволят развиваться частной или корпоративной практике стоматологов – индивидуальных предпри­нимателей. Проект программы Янушевич планирует направить во все профильные ведомства и заинте­ресованные организации. Как отреагируют коллеги и регуляторы, пока до конца неясно. Не дожидаясь исхода реформы, Vademecum решил разобраться, какие тренды двигают стоматологическую индустрию сей­час, – на примере крупнейшего стоматологического региона страны. 

стоматология, стоматолог, янушевич
Источник: Vademecum №4, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении