27 Июля 2024 Суббота

Ошибка резиденции
Василий Когаловский Фарминдустрия
11 марта 2014, 19:09
6689

Почему питерская особая экономическая зона никак не станет плодоносной

В конце февраля заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой, ответственный за развитие в отрасли ГЧП, посетовал на «отсутствие общего глоссария и понимания механизмов реализации проектов». Чиновник призвал бизнес активнее вступать в партнерские отношения с государством, а для начала – хотя бы предложить выгодные частникам позиции и форматы взаимодействия. Похоже, прежний опыт ГЧП регулятора не удовлетворил. Разобраться, почему у партнеров не складывается, Vademecum попытался на примере строительства особой экономической зоны «Санкт-Петербург», куда региональные власти уже больше восьми лет пытаются заманить фармпрозводителей.

Разминирование не терпит суеты

Решение создать в Санкт-Петербурге особую экономическую зону (ОЭЗ), в которой будут работать в том числе и предприятия фармацевтической отрасли, было принято в 2005 году. В состав зоны вошли площадки ≪Нойдорф≫ и ≪Новоорловская≫, размерами в несколько раз превосходящая первую (110 га против 19). ≪Новоорловская≫ должна была начать действовать еще в 2009 году, однако этого не произошло до сих пор. В 2011 году зону проверила Счетная палата, установившая, что длительные согласования перечней объектов инфраструктуры приводили ≪к несоблюдению сроков завершения строительства объектов и, как следствие, несвоевременному и неэффективному освоению средств, снижению объемов инвестиций со стороны резидентов≫. При том что смета в сравнении с первоначально утвержденной заметно выросла, на ≪Новоорловской≫, ≪кроме определения границ земельного участка и разминирования территории, не произведено никаких работ≫.

По обновленным планам, дороги и сети должны были появиться к концу 2012 года, а в 2013-м предстояло сдать в эксплуатацию девятиэтажное здание Центра трансфера технологий и бизнес-инкубатора площадью более 15 тысяч кв. м. К концу 2012 года в инфраструктуру было вложено более 600 млн рублей, но окончание работ вновь перенесли, на этот раз – на год. Руководство зоны мотивировало очередную отсрочку необходимостью нарастить тепловые и электрические мощности, причем дополнительные вложения должны были составить 2 млрд рублей.

Резидентов о ≪корректировке≫ окончательной даты не уведомили. Под ударом оказались прежде всего фармацевтические компании, поскольку прочие в большинстве своем предпочли не спешить со строительством и вели проектные работы. Еще в середине 2012 года получила разрешение на строительство здесь и начала возведение завода компания ≪Новартис Нева≫, а спустя несколько месяцев ≪АрСиАй Синтез≫ приступил к строительству предприятия по выпуску противоопухолевых препаратов.

Еще в апреле 2012 года ≪Новартис≫ перевел своих сотрудников во временный офис, расположенный прямо на стройплощадке. В официальном пресс-релизе компания сообщала: ≪Планируется, что строительство основного и инженерного корпусов завершится к концу 2012 года, а в 2013 году будут осуществляться импорт и монтаж оборудования. Срок сдачи проекта – 2014 год≫. Если в начале строительства генеральный директор ООО ≪Новартис Нева≫ Андрей Ступин оценивал происходящее как ≪некоторые задержки с обеспечением инфраструктурой и отсутствием таможенного поста на территории ОЭЗ≫, то в ноябре 2012 года говорило срыве планов уже как о серьезной проблеме. Компании было важно, чтобы инфраструктура была готова и подключена не позднее середины 2013 года, а режим таможенной зоны, без которого затруднителен ввоз оборудования, начал действовать хотя бы в I квартале того же года (вместо предварительно заявленного 2011-го).

Фактически же строительство предприятия не завершено и сегодня, в том числе, как утверждает один из источников в фармацевтическом сообществе, из-за частичного пересмотра проекта завода. Однако главной причиной остается все то же отсутствие газа, воды и электроснабжения: даже у стен предприятия трубы до сих пор не уложены в траншеи. Город провел конкурсы на строительство магистрального водовода и инженерных сетей для ≪Новоорловской≫ только осенью 2012 года: согласно условиям аукционов, завершение работ было запланировано на октябрь-ноябрь 2015-го.

Полевая кухня

В начале 2013 года новым руководителем филиала ОАО ≪Особые экономические зоны≫ в Санкт-Петербурге назначили бывшего сотрудника системы Минюста и коммерсанта Фарида Вердиева, которого обязали ускорить создание инфраструктуры и наладить взаимоотношения города с недоумевающими по поводу бесконечных отсрочек резидентами.

Движение в ОЭЗ активизировалось. К строительству завода на площадке приступила компания ≪Вертекс≫, планирующая инвестировать в проект более 3,6 млрд рублей. Деньги в основном кредитные, а потому в компании очень надеются на своевременный, намеченный на весну 2015 года, ввод в эксплуатацию первой очереди производства. Начала строительные работы в зоне и фармкомпания ≪Цитомед≫, уже инвестировавшая в ≪Новоорловскую≫ около 100 млн рублей. До начала производства суммарные вложения составят около 400 млн рублей [при общих инвестициях в уже построенный завод компании в соседней Финляндии около 20 млн евро. – Vademecum]. О цене аналогичного проекта компании на территории соседней Финляндии – читайте в интервью генерального директора ЗАО МБ НПК «Цитомед» Александра Хромова.

Во второй половине 2013 года резидентом ≪Новоорловской≫ стало ООО ≪Инмед≫, намеренное открыть производственную линию и лаборатории в Центре трансфера технологий.

Запланированные государственные затраты на ОЭЗ составят 17,9 млрд рублей. За весь период существования ОЭЗ государство направило на ее развитие 10,9 млрд рублей. В 2013 году бюджетные инвестиции составили 2,6 млрд рублей, в том числе 1,7 млрд из городского бюджета и 0,9 млрд из федерального. Основные вложения в 2013 году сделаны именно в ≪Новоорловскую≫, где прокладывались инженерные сети, достраивались Центр трансфера технологий и объекты таможенной инфраструктуры. В августе вице-губернатор Игорь Голиков, курирующий работы в зоне, заявил: ≪Городом выполнены все обязательства по оснащению территории инженерными коммуникациями, выровнен график работ непосредственно на территории ОЭЗ≫. Первоначально объявленный срок окончания работ по созданию инфраструктуры остался неизменным и до сих пор обозначен на сайте ОЭЗ как конец 2013 года.

Но достаточно пройти по территории площадки, чтобы убедиться, что значительная ее часть пустует. Дороги не проложены, и редкие машины, которые летом буксовали, свободно передвигаются лишь благодаря мороженому грунту. Вдоль ухабистых зимников среди остатков леса расставлены типовые трансформаторные подстанции, на части которых монтируется оборудование, из-под сугробов торчат штыри с флажками, которыми отмечены места выхода электросетей, сложены трубы, разбросаны бетонные кольца будущих колодцев, кучи песка возвышаются среди замерзших участков болота. Продолжить наладку инфраструктуры до апреля-мая будет проблематично.

Плюс ко всему в январе объявила о банкротстве компания ООО ≪Мост-сервис≫, которая должна была построить водовод в ≪Новоорловскую≫. По сообщениям петербургских СМИ, еще в конце 2012 года, то есть примерно тогда же, когда был заключен контракт по водоводу, делом этой и ряда родственных ей компаний занялся Следственный комитет. Такой поворот событий позволил Фариду Вердиеву заявить: ≪При строительстве инфраструктуры ≪Новоорловской≫ мы столкнулись с проблемой невыполнения подрядчиком своих обязательств, поэтому был запущен процесс расторжения договора и судебных разбирательств. На данный момент новый подрядчик работает в ускоренном режиме, чтобы максимально сократить отставание от графика, и уже во II квартале 2014 года мы планируем завершить строительство Центра трансфера технологий и инженерной инфраструктуры на этой площадке≫.

Городское правительство тоже оценивает ситуацию весьма оптимистично. ≪К 2014 году мы полностью выполним свои обязательства по инфраструктуре, – заявлял в декабре в интервью ≪Ведомостям≫ губернатор Георгий Полтавченко. – Я не знаю, кто может сейчас жаловаться, если хотят – пусть приходят ко мне. Novartis уже открыла в ≪Новоорловской≫ первую очередь фармацевтического производства, готовится к открытию завод ≪Витал девелопмент≫. Идя навстречу их пожеланиям, мы готовим решение о прирезке к ОЭЗ. Естественно, будем решать и вопросы с сетями≫. Представители головной компании ≪Новартис Россия≫ отказались комментировать утверждения губернатора и воздержались от оценки положения дел на площадке. А Фарид Вердиев подтвердил Vademecum, что желающих разместиться в ≪Новоорловской≫ хватает: ≪Мы находимся в постоянном контакте с потенциальными резидентами, в том числе с фармацевтическими компаниями. Спрос достаточно велик, и среди заинтересованных фармацевтов есть достаточно крупные компании. На данный момент количество компаний, желающих получить статус резидента, превышает возможности ОЭЗ, поэтому активно обсуждается вопрос увеличения площадки за счет присоединения дополнительных 52,9 га земли. Мы рассчитываем на синергетический эффект от присутствия на одной площадке целого ряда фармацевтических компаний≫.

Говорить об ажиотажном спросе на расквартирование в ОЭЗ, похоже, пока рано. Однако вера в кластерные преференции у представителей отрасли сохраняется. В апреле на арендованных площадях – 1 030 кв. м – в ≪Новоорловской≫ намерено начать обустраиваться ООО ≪Инмед≫, специализирующееся на выпуске запатентованных им гемостатических материалов для хирургических операций и медицины катастроф. В мае в компании рассчитывают инсталлировать на новом месте лаборатории, в июле – провести пусконаладочные работы на производственной линии и в R&D-центре. В августе по плану предполагается выход на уровень 30% от заявленной мощности, а начале 2015 года – на полную загрузку. Вопрос лишь в том, успеет ли вовремя завершить работы управляющая компания.

≪У нас очень технологически непростое оборудование, оно не может просто лежать. Мы очень жестко привязаны к срокам сдачи и со своей стороны сделали все необходимое, – говорит генеральный директоркомпании Евгения Насибулина. – На ≪Новоорловскую≫ мы выезжаем практически каждую неделю. Здание полностью готово, но внутренняя отделка долго стопорилась из-за того, что не было тепла≫.

В статусе резидента компания заинтересована из-за будущих налоговых и таможенных льгот (сырье и растворители будут поступать от зарубежных партнеров), что обеспечит экономию в несколько десятков миллионов рублей. ≪Греет≫ ≪Инмед≫и потенциальное соседство с ведущими предприятиями отрасли вроде того же подразделения ≪Новартиса≫. ≪Мы рассчитываем, что на территории ≪Новоорловской≫ будут сконцентрированы инновационные предприятия, а впоследствии, может быть, будет создан центр коллективного пользования, – говорит Евгения Насибулина. – Хотя арендная ставка здесь не самая низкая, мы позиционируем себя как инновационную компанию, R&D – большая часть нашей работы и один из приоритетов. Поэтому нам хотелось бы находиться в центре, где сосредоточены подобные компании≫.

Линии заступа

В Петербурге одновременно с ОЭЗ развиваются частные и полугосударственные технопарки, действующие порой успешнее ≪Новоорловской≫, однако эти структуры до сих пор не смогли привлечь фармацевтические и медицинские компании. Редкое, может быть, единственное исключение – компания ООО ≪Актив медикал групп≫, проектирующая предприятие по выпуску перчаток и других медизделий в индустриальном парке Greenstate. Отчасти невнимание представителей отрасли к ≪непрофильным≫ площадкам может объясняться неудобной локализацией технопарков, необходимостью создания санитарно-защитных зон на дорогих гектарах вдоль кольцевой дороги.

≪Объем преференций, которые получают резиденты ОЭЗ, вряд ли имеет аналоги в коммерческих и частных индустриальных парках, – выкладывает ≪козыри≫ Фарид Вердиев. – Помимо конкретных бонусов в виде льгот по налогам и арендным ставкам, резидент получает государственные гарантии по реализации проекта, что для многих инвесторов является решающим фактором. Кроме того, у многих фармкластер ассоциируется с петербургской ОЭЗ≫.

Другой питерский технопарк – ≪Ингрия≫, – получивший площадку в черте города, пока работает в режиме бизнес-инкубатора и приступил лишь к планировке промтерриторий. Работать в инкубаторе, не предполагающем развертывания производственных линий, склонны скорее IT-фирмы, однако среди резидентов есть и четыре компании медицинского профиля.

≪Компания ≪МЕДЭЛ≫ занимается пластинками, которые должны заживлять ткани в местах переломов, и планирует уже в нынешнем году начать их производство, – представил Vademecum профильных резидентов ≪Ингрии≫ специалист технопарка Дмитрий Кленов. – ≪Ортотон≫ уже начал первые продажи медоборудования для коррекции осанки. Оставшиеся две больше связаны с оказанием услуг медицинского характера, они ориентируются преимущественно на корпоративных клиентов, в том числе в рамках полисов ДМС. У нас есть очень хорошая программа, в ходе которой мы отбираем медицинские проекты, и они отправляются на стажировку в Израиль, где это направление развито. В программу включены встречи с израильскими инвесторами, посещение R&D центров ведущих фармкомпаний и бизнес-инкубаторов, которые специализируются на ≪выращивании≫ компаний медицинского и фармацевтического профилей≫.

Несколько компаний медицинского профиля уже покинули технопарк, поскольку, по словам Дмитрия Кленова, ≪переросли его формат и работают на рынке как достаточно уверенные игроки≫. Одна из таких, Sequoia genetics, входящая в состав ГК ≪Алкор Био≫ и специализирующаяся на разработке комплексных решений для молекулярно-генетической диагностики, подбирала площадку, на которой одновременно можно было бы встретить и партнеров, и клиентов. Пробыв в резидентах ≪Ингрии≫ менее года, Sequoia в конечном итоге предпочла Сколково.

≪Работа в основном сводилась к тому, что периодически мы общались на предмет составления инвестиционных тизеров. Но биотех – весьма специфический сектор, и на данный момент я знаю гораздо больше людей, которые нам интересны, чем могут предложить такие площадки≫, – рассказал исполнительный директор компании Александр Павлов. В Сколкове Sequoia genetics получила ставку 14% страховых отчислений вместо 35%, кураторскую поддержку и бесплатное участие в форумах и выставках. Однако сегмент рынка, в котором работает компания, до сих пор не получил активного развития в России, и резидентура Сколково на эту ситуацию пока никак не влияет. ≪Единственной надежной опорой оказалось создание собственной сети партнерских связей – в чем-то нас связывают личные отношения, в чем-то деловые контракты, договорные обязательства, – говорит Павлов. – Это работает эффективнее, чем искусственная среда, в которую вбухиваются огромные деньги, но до конца никому не понятно, в каком направлении она движется. Отношения, которые мы выстраиваем, наиболее эффективны с индустриальными партнерами, то есть с теми компаниями, которые уже присутствуют на рынке, занимаются продажей и распространением, производством конкретного оборудования, реактивов и хорошо знают этот рынок. На примере Сколкова по факту нельзя сказать, что вложения уже дали ожидаемые результаты. Возможно, прошло еще мало времени. В Сколково активно приглашались иностранные специалисты, которые поднимали аналогичные проблемы в своих странах, в частности, в Голландии. Реализация похожей инициативы там заняла 20 лет. То есть через 20 лет на этой площадке начали агрегироваться молодые растущие компании и создавать рабочие места, реальные продукты, приносить деньги в бюджет. Пока я не вижу особых перспектив в этих площадках. Но если не питать больших надежд, можно получить дополнительный опыт, который поможет в развитии≫.

Выступая в декабре на форуме ≪Промышленная политика и развитие территорий в Санкт-Петербурге≫, председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин заявил, что все программы, необходимые для поддержки бизнеса, уже работают. Из чего, наверное, следует, что новых форм привлечения производителей фарммедотрасли можно не ждать.

Да и представители бизнеса говорят, что их отношения с городом складываются трудно. ≪До сих пор мы не работали в рамках городских программ, – рассказывает Евгения Насибулина из ≪Инмеда≫. – Наши проекты актуальны на мировом рынке, мы используем новейшую технологию, отсюда постоянное взаимодействие с иностранными партнерами и федеральными органами власти: перед ними стоят другие масштабные цели. А в регионе решаются локальные задачи, требуется эффективно рассчитать бюджет, поэтому и программы здесь иные. Но и на федеральном уровне мы часто сталкиваемся со сложностями, потому что единого органа принятия решений нет, все завязано либо на самый верх, либо решение могут принимать одновременно несколько ведомств, и тогда возникает конфликт интересов≫.

В Комитете по промышленной политике Санкт-Петербурга тем временем подсчитывают объем инвестиций со стороны резидентов ОЭЗ и утверждают, что за год он вырос в полтора раза, тогда как по первоначальным прогнозам притока вовсе не ожидалось. Правда, на три четверти эту динамику обеспечили все те же ≪Новартис Нева≫ (1,3 млрд рублей) и ≪Вертекс≫ (478 млн). Им отступать некуда.

гчп, краевой, особая экономическая зона

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении