27 Июля 2024 Суббота

Оправу имеющие
Ольга Каныгина, Ольга Гончарова, Дарья Шубина Мединдустрия
26 мая 2014, 16:25
14639

Как бизнес нескольких семей и сослуживцев масштабировался в миллиардную индустрию

Оптическая розница пережила все традиционные для российского ритейла этапы развития. Владельцам салонов по продаже очков не удалось избежать покушений и перестрелок, корпоративных войн и рейдерских захватов. В 2000‑е годы к растущему на глазах рынку стали присматриваться непрофильные инвесторы и крупные международные операторы. Сейчас сегмент демонстрирует завидную для других игроков индустрии здоровья активность – сети салонов оптики наперегонки стремятся в регионы, открывают новые точки, развивают франшизу и проводят масштабные рекламные кампании.

Отечественный оптический рынок лидирует по темпам роста в Европе. По данным компании GFK, в прошлом году продажи корригирующих и солнцезащитных очков, контактных линз и сопутствующих товаров в натуральном выражении выросли в России на 14%. По оценкам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, сопоставимые темпы роста на уровне 10–15% сегмент показывает и в деньгах – объем рынка очковой оптики и контактных линз эксперт оценивает в $3-4 млрд. Динамика на других европейских площадках значительно скромнее. По данным той же компании GFK, в 2013 году совокупный товарооборот оптики в Европе вырос меньше чем на 1%, составив 15 млрд евро. При этом наибольшую активность – на уровне 1,7% роста – продемонстрировали рынки Франции и Германии.

В ближайшие годы развитие сегмента будет не менее интенсивным, сейчас предложение на российском рынке не покрывает и половины спроса на очки и линзы, – отмечают отраслевые эксперты. Число людей с нарушениями зрения в России оценивается в 30–40% населения страны, или в 40–50 млн человек, и на эту аудиторию приходится примерно 3 тысячи специализированных салонов оптики. «Нормой во всем мире считается пропорция: один магазин на 25 тысяч человек. Рынок полупустой, и в ближайшие пять лет количество специализированных салонов в России удвоится», – уверен директор по маркетингу сети Eyekraft Сергей Машуков.

Полигон для своего развития компании видят в регионах. Сейчас рынок оптики насытился только в Москве и Санкт-Петербурге – например, только на Северную столицу, по оценкам Максима Клягина из УК «Финам Менеджмент», приходится около 5% всех продаж оптических товаров. А правила игры на рынке в последние 10 лет устанавливают федеральные сети с центрами в Москве и Санкт-Петербурге, среди которых «Линзмастер», «Очкарик», Eyekraft и другие (см. инфографику «Магазины резкости»). По оценкам директора по развитию сети «Счастливый взгляд» Михаила Середы, они контролируют около 40% оптических продаж через специализированные каналы в России.

Относительно крупные локальные сети магазинов оптики начали формироваться только в последние два-три года и еще не успели занять заметную долю на рынке. А федеральные игроки приступили к активной региональной экспансии не так давно – в последние годы они занимались отстройкой бизнес-процессов, экспериментировали с форматами магазинов, привлекали инвесторов и решали внутрикорпоративные конфликты.

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИЦЕЛЫ

Первые специализированные салоны оптики в России создавались как семейный бизнес или совместные предприятия бывших коллег. Например, заместитель директора советского проектно-технологического бюро «Медоборудование» Александр Веселов открыл один из первых российских салонов «Интероптика» на Нахимовском проспекте вместе с двумя другими сотрудниками предприятия – Аллой Шелымагиной и Александром Булавкиным.

«Идея была в том, чтобы создать один уникальный крупный магазин дорогой оптики в городе. Концепцию помогала разрабатывать немецкая компания Carl Zeiss Jena [один из крупнейших производителей оптики в Германии. – VM], с представителями которой мой отец был знаком еще по работе в бюро», – вспоминает управляющий партнер «Интероптики» и сын основателя этой компании Евгений Веселов. У создателей салона уже были наработанные связи с крупными поставщиками очковой продукции, поэтому они быстро привели в Россию бренды крупнейших европейских производителей и начали прививать моду на оптическую продукцию как на аксессуар. «Интероптика» стала культовым местом, где можно было купить оправы от Safilo, L’Ami, Cazal, Casanova, Lacoste и других известных производителей.

Сетевой формат начал развиваться уже ближе к концу 90-х. Один из первых таких проектов создал на базе 20 магазинов «Московское объединение «Оптика» совместно с несколькими партнерами предприниматель Сергей Бодров.

«Когда мы вышли на рынок, в сознании потребителей и поставщиков был только один магазин очков – «Интероптика», приходилось разбираться в рынке, которого, по сути, в то время еще не было, и всеми правдами и неправдами убеждать партнеров начать работать с нами. Компания была крошечная, состояла из 10–15 человек, и мы, родственники и друзья, занимались всем, что попадалось под руку. Но эта небольшая команда состояла из высоквалифицированных специалистов, которые хорошо знали особенности направления оптики и имели за плечами большой управленческий опыт. Вовлеченность в дело и профессионализм и привели нас к успеху», – вспоминает дочь Сергея Дарья Бодрова, занимающая сейчас должность заместителя генерального директора по маркетингу, рекламе и PR. Скоро бизнес «Очкарика» стал выходить за пределы небольшого семейного предприятия – спустя четыре года после создания компании сеть расширилась до 40 магазинов и работала с Calvin Klein, DKNY, Tom Tailor и другими европейскими брендами. Кроме «Очкарика», в конце 90-х в Москве появился еще один сетевой бренд – «Линзмастер» (подробнее об истории создания и развитии сети – в интервью с основателем и генеральным директором компании Арианом Алихани в одном из ближайших номеров VM).

Параллельно сетевой формат салонов и оптическая дистрибуция начали развиваться и в Санкт-Петербурге. «Для оптического бизнеса в Санкт-Петербурге были хорошие предпосылки – кроме того, что в городе в целом активно развивался ритейл, здесь работал сильный медико-технический колледж, где готовили оптометристов», – вспоминает топ-менеджер одной из оптических сетей.

Правда, судьба первых предпринимателей в этом сегменте была менее благополучной, чем у их московских коллег. Например, основатель и гендиректор одного из первых санкт-петербургских операторов «Невская оптика» Юрий Соловьев был убит, а на его преемника Сергея Кобина, который пришел в этот бизнес из закрытого Института авиационно-космической техники Минобороны, в конце 90-х тоже было совершено покушение близ его собственного дома. До судебного заседания, в котором рассматривалось дело о покушении на предпринимателя, дожил только один из преступников, и его посадили на 10 лет, констатировала газета «КоммерсантЪ» в 2000 году. В компании «Невская оптика» не комментируют события, произошедшие 15 лет назад. «Сергей Кобин и сейчас возглавляет компанию, так что тогда все закончилось благополучно», – говорит представитель сети.

ФОКУСЫ НА ДИОПТРИЯХ

В середине 2000-х на рынке оптической розницы начали формироваться правила игры. Сегментом стали интересоваться стратегические и непрофильные для этой отрасли инвесторы, и тут началась консолидация. Период оказался богат не только на сделки, но и на скандалы и судебные разбирательства между акционерами предприятий оптической розницы.

Представитель «Невской оптики» вспоминает, что в начале 2000-х компания, которая на тот момент была дилером многих зарубежных оптических производителей и оператором одноименной сети салонов, объединилась с еще одной санкт-петербургской сетью – «Вижен сервис». Долю в объединенной структуре получил швейцарский производитель контактных линз и владелец очковых брендов – компания Optisse S.A.

«Думаю, для компании были важны стабильное присутствие и канал продаж своей продукции на российском рынке», – отмечает собеседник VM в «Невской оптике».

А голландская инвестиционная компания HAL увидела потенциал «Линзмастера» и в период с 2005-го по 2011 год частями выкупила 100% этой сети. После привлечения инвестора бизнес «Линзмастера» стал гораздо масштабнее. Например, во время первой сделки по покупке HAL блок-пакета «Линзмастера» в 2005 году полугодовые продажи 24 магазинов сети были оценены в 6 млн евро, говорится в материалах инвесткомпании, – соответственно, годовая выручка оператора могла достигать 12 млн евро. А всего лишь через два года, когда доля HAL в компании выросла до 32,2%, сеть развивала уже 57 салонов, и совокупные продажи ее точек оценивались в $51 млн.

Помимо зарубежных игроков, оптический рынок вдохновлял и российских инвесторов из других направлений ритейла. В 2003 году сразу два известных предпринимателя открыли собственные сети оптики – один из основателей «Эльдорадо» Олег Яковлев вместе с партнером Петром Фельдманом вывел на рынок сеть оптических салонов «Смотри», а владелец сети бытовой техники «Техношок» Виктор Гордейчук начал открывать первые магазины оптики «Счастливый взгляд» в Санкт-Петербурге. Однако не все эти проекты оказались удачными. Например, несколько компаний сети «Смотри» в 2010 году подали заявление о банкротстве, их совокупные долги оценивались в более чем 500 млн рублей. В тот же период долю одного из основателей сети Петра Фельдмана в бизнесе выкупил бывший глава российской «дочки» банка Natixis Родольф Еванжелисти и сразу же начал вести переговоры о перепродаже бизнеса. Среди претендентов назывались итальянский производитель очков Luxottica Group и украинская компания «Люксоптика».

Пока на рынок выходили новые игроки и инвесторы, изменения в управлении и структуре собственности происходили и у компаний-старожилов. В 2003 году скончалась одна из основателей магазина «Интероптика» Алла Шалымагина. После ее смерти состоялось внеочередное собрание оставшихся совладельцев ООО «ТИК «Интероптика» Александра Веселова и Александра Булавкина, последнего было решено назначить генеральным директором общества. Булавкин подписал доверенности Веселову как исполнительному директору, но через несколько месяцев уволил партнера. В течение последующих 10 лет собственники боролись за владение активами компании – магазином, двумя зданиями в Москве общей площадью около 2 500 кв. м и производственно-складским помещением. В этот период шли судебные разбирательства, заводились уголовные дела, происходила перепродажа имущества и даже была совершена попытка рейдерского захвата легендарного магазина. «Пока продолжался конфликт, бизнес магазина практически не развивался», – признается нынешний управляющий партнер «Интероптики» Евгений Веселов.

В руководстве сети «Очкарик» тоже происходили изменения, но без скандальных разбирательств. Предприниматели Сергей Валынкин и Римма Колчанова, вместе с Сергеем Бодровым участвовавшие в создании этой сети, вышли из бизнеса и начали развивать собственный проект – сеть оптик Eyekraft.

«На рынке нужна была революция, и владельцы Eyekraft придумали новый формат сети магазинов оптики. Его идея состояла в промышленном производстве очков, которое было выведено отдельно и автоматизировано – до этого очки собирали вручную в мастерских при салонах оптики. Вторая особенность формата – продажа франшизы, которую в тот момент на оптическом рынке еще никто не практиковал», – рассказывает директор по маркетингу сети Eyekraft Сергей Машуков.

Стартовой площадкой для новых игроков стала принадлежавшая им сеть из 15 магазинов «Римма-оптика», которые предприниматели переоборудовали в Eyekraft, а через два года после запуска нового бренда продали франшизы на него первым партнерам в Московской области.

ДАУНШИФТИНГ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Большинство корпоративных конфликтов и проблем, связанных со сменой собственников сетей, разрешились в последние два-три года. По словам источников, близких к компании «Оптик-Трейд», развивающей сеть «Смотри», новому владельцу компании Родольфу Еванжелисти так и не удалось привлечь инвесторов под этот проект, и он стал развивать оптический бизнес самостоятельно. «Основатель сети Олег Яковлев вышел из этого бизнеса, был объявлен в розыск, покинул страну и сейчас работает продавцом в американском магазине Gap. А единственным владельцем «Смотри» остался Родольф Еванжелисти», – рассказывает собеседник VM. С самим Еванжелисти связаться не удалось, Олег Яковлев не ответил на запрос VM.

По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас 100% ООО «Оптик-Трейд» принадлежит компании «Смотри Групп Холдингс Лтд». Фактическим владельцем компании сейчас является Родольф Еванжелисти, подтверждает генеральный директор сети «Смотри» Георгий Муравьев. С приходом новых собственников в компании полностью сменилась команда. «Мы уволили всех прежних сотрудников, взяли специалистов из сетевого ритейла, провели ребрендинг, поменяли дизайн, закрыли часть точек и сейчас работаем над дальнейшим развитием бизнеса», – рассказывает Георгий Муравьев.

Десятилетние разбирательства владельцев магазина «Интероптика» завершились около года назад примирением сторон. По словам управляющего партнера магазина Евгения Веселова, партнер его отца Александр Булавкин решил продать свою долю и выйти из бизнеса, после завершения сделки «Интероптика» станет полностью семейной компанией Веселовых. По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2014 года Булавкин в перечне собственников компании не значится. «За 10 лет предпринималось множество попыток разрешить конфликт, наконец, в прошлом году мы смогли договориться об условиях. Раньше бизнес во многом сдерживался позицией прежнего руководства, теперь мы можем беспрепятственно отстроить все процессы в соответствии с тенденциями на рынке и нашим видением», – заявляет Евгений Веселов.

Многие стратегии, на которые сети делали ставку в середине 2000-х, оправдали себя. «Невская оптика» построила свой бизнес на взаимодействии с Optisse S.A. – по словам представителей оператора, около трети ассортимента сети салонов составляет сейчас продукция швейцарской компании.

Сеть Eyekraft благодаря развитию франшизы вышла в лидеры по количеству торговых точек – 250 салонов в России (см. инфографику). «Франчайзинговых магазинов у нас стало больше, чем своих собственных. Доходы от франчайзинга составляют около 40% нашей выручки. Собственных точек у нас около 60, и мы сейчас стараемся разграничить бизнес-риски, развивая в Москве только собственные магазины, а в регионах – партнерские», – рассказывает Сергей Машуков.

ГЛЯДЯ НА СЕТЬ

Отраслевые эксперты предсказывают, что в ближайшие годы рынок будет расти за счет региональной экспансии. Сейчас сети также активно движутся в сторону франшиз, оптимизации бизнеса и усиления маркетинговой активности. «В последние годы мы отстраивали наш формат, бизнес-процессы, структуру регионального управления, а в прошлом году начали уже более активно выходить в регионы и открыли сразу 23 магазина, из которых два – по франчайзингу, – говорит директор по развитию сети «Счастливый взгляд» Михаил Середа. – В этом году планируем открыть еще 30 точек с акцентом на центральную часть России, также нам интересна Московская область, а в перспективе и Москва».

По словам Георгия Муравьева из «Смотри», эта сеть также планирует увеличить свое присутствие в регионах, в том числе за счет франшизы, и сейчас ведет переговоры с несколькими региональными партнерами. Новые точки в этом году планирует открывать и сеть «Невская оптика», правда, в более скромном масштабе – до четырех магазинов и только в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Региональные рынки, с одной стороны, недонасыщены, с другой – запуск там новых магазинов связан с рядом проблем: процессы сложно контролировать удаленно, есть кадровый дефицит оптометристов и офтальмологов, которые готовы работать в розничной сети», – поясняет представитель компании.

Компания «Интероптика» уже открыла два магазина в дополнение к флагманскому на Нахимовском проспекте и планирует в дальнейшем развивать свою сеть. «Мы не ставим перед собой цели создать крупную сеть, но новые точки дадут нам вектор развития», – говорит Евгений Веселов.

Сеть салонов «Очкарик» с прошлого года начала оптимизировать бизнес. «Мы приняли решение использовать более гибкую стратегию с целью увеличения рентабельности всего бизнеса. Мы наблюдаем за финансовыми показателями точек и, в случае если они нас не устраивают, относим их в группу риска. Затем мы начинаем работать с этими объектами, проводим массированную рекламную кампанию, увеличиваем усилия во всех направлениях работы салона, включая персонал, ассортимент, условия аренды и многое другое, и, если это не помогает, закрываем точки», – говорит заместитель генерального директора по маркетингу, рекламе и PR сети Дарья Бодрова. В прошлом году «Очкарик» усилил маркетинговую активность не только по отдельным точкам, но и по всей сети – провел масштабный ребрендинг и рекламную кампанию.

Помимо региональной экспансии, считают эксперты, драйверами роста для рынка могут стать отдельные категории товаров. Растущим направлением сейчас являются контактные линзы и дорогие очковые оправы и линзы. По данным компании GFK, в прошлом году контактные линзы и средства для ухода за глазами показывали рост в натуральном выражении (подробнее о сегменте продаж контактных линз см. в материале «Укрытые веками»). «Оправы и очковые линзы находились в стагнации, но в денежном объеме показывали уверенный рост, что объясняется смещением потребительского спроса в сторону более дорогого товара», – говорится в материалах GFK, предоставленных VM.


ТРАДИЦИИ

ГЛАЗ НА ЕВРОПУ

Оптическим лидерам тесно в границах Старого Света

Текст: Ольга Каныгина, Марина Кругликова

В большинстве стран Европы рынок оптической розницы формируют крупные сети магазинов. Высокая конкуренция не позволяет сегменту расти более чем на 1-2% в год. Локальные игроки, появившиеся в Европе 30–40 лет назад, сегодня, удовлетворив национальный и общеевропейский спрос на оптическую продукцию, ищут клиентов на развивающихся рынках.

ПЕНСНЕ НЕ ДАВИТ

Одним из самых насыщенных оптических рынков в Европе эксперты называют Францию. По данным маркетинговой компании GFK, совокупная выручка 11,4 тысячи магазинов, продающих здесь оптику, в 2013 году составила 5,822 млрд евро. Франция, где очками или линзами пользуются 79% населения, лидирует по средним расходам одного жителя страны на оптическую продукцию – 88 евро в год, что на 30–60% больше аналогичного показателя спроса в других европейских странах.

Одна из крупнейших французских сетей, Optic 2000, развивающая сегодня более 1 200 магазинов, была создана еще в 1962 году. Четыре года спустя свои первые магазины открыл другой будущий лидер рынка – компания Krys Group, оперирующая на начало 2013 года 1 350 салонами. Наконец, компания Atol, управляющая французской сетью из 800 одноименных магазинов, появилась в 70-е годы. Однако бурный рост оптического ритейла пришелся на 2000-е – за последние 13 лет количество магазинов оптики выросло во Франции на 47%.

Сейчас один французский магазин оптики в среднем продает ежедневно 2,8 пары очков. Основную долю национального рынка занимают корректирующие очки – в 2013 году французские салоны продали 13 млн пар очков для коррекции зрения и лишь 5,26 млн очков от солнца. Выручка от реализации монофокальных и прогрессивных линз для очков составляет 57% рынка, 24,9% приходится на оправы, 9,2% – на солнцезащитные очки, оставшуюся долю занимают контактные линзы и сопутствующая продукция по уходу за ними.

Средняя стоимость одной пары очков с монофокальными линзами, которые способны помочь при близорукости, дальнозоркости, астигматизме или пресбиопии, составила 304 евро. За пару очков с прогрессивными линзами французы в 2013 году в среднем платили 589 евро.

Национальный рынок если и растет, то лишь благодаря развитию новых направлений, например, сегмент очков для детей в денежном выражении прибавил 10% по сравнению с 2012 годом. Также набирают популярность так называемые очки четвертого поколения с применением новых технологий в оптике. А вот покупка очков или контактных линз через интернет не пользуется большой популярностью у французов: страна занимает лишь 1% от европейского рынка онлайн-продаж, который оценивается в 50 млн евро. Причина, считают эксперты, кроется прежде всего в том, что торговля оптикой в Сети была разрешена здесь только в 2009 году. Впрочем, интернет уже стал весьма распространенным способом поиска очков с монофокальными линзами дешевле 39 евро или с прогрессивными стеклами дешевле 100 евро. И все же основным каналом продаж оптической продукции во Франции остаются традиционные «офлайновые» магазины крупных сетей.

Локальные игроки французского рынка ищут пространство для роста на соседних европейских территориях. Например, Krys Group управляет магазинами в Бельгии, а Atol в конце 90-х годов вышла на богатый собственными оптическими традициями рынок Швейцарии.

ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МАФИЯ

Италию называют «Меккой оптического рынка» в основном благодаря двум родившимся здесь глобальным лидерам производства очков – Luxottica Group S.p.A. и Safilo Group S.p.A. Компаниям принадлежат как собственные известные во всем мире бренды очков, так и права на реализацию популярных лицензированных марок. Luxottica, например, развивает такие бренды, как Ray-Ban, Oakley, Persol, Vogue Eyewear, Luxottica и другие, а в ее портфеле лицензированных продуктов присутствуют Armani, Burberry, Chanel, Dolce & Gabbana, Donna Karan, Paul Smith, Prada, Ralph Lauren, Tiffany & Co, Tory, Versace и другие. Среди наиболее популярных собственных брендов Safilo – Carrera, Polaroid, Safilo, Oxydo, в числе лицензированных – Alexander McQueen, Bobbi Brown, Bottega Veneta, Dior и прочие.

Luxottica помимо производства и дистрибуции очков активно развивает оптический ритейл и входит в число мировых лидеров по этому направлению. Находящаяся в США штаб-квартира Luxottica Retail развивает по всему миру 6 472 магазина, а также 579 работают по франшизе. Наиболее известные розничные бренды компании – американские сети LensCrafters и Sunglass Hut (один из крупнейших в мире ритейлеров солнечных очков премиум-класса), а также сеть OPSM, лидер оптической розницы в Австралии и Новой Зеландии. В 2013 году глобальная выручка Luxottica Retail составила 4,321 млрд евро. При этом продажи Sunglass Hut по сравнению с 2012 годом увеличились на 11,2%. Сопоставимого с этим показателем роста выручки подразделениям группы удалось добиться на развивающихся рынках Китая и Гонконга. В Австралии продажи OPSM выросли на 4,9%, LensCrafters в Северной Америке прибавила 1%.

В самой же Италии сегмент оптической розницы в 2013 году показал падение продаж в деньгах – на 1,8%. И это, как полагает директор GFK по вопросам оптики Джонни Коссар, вполне логично: страна еще не справилась с экономическим кризисом, что оказало влияние на потребителей, предпочитающих демократичную брендированную продукцию ритейлеров дорогим оригинальным маркам. Тем не менее в целом спрос на оправы, очковые стекла, контактные линзы и сопутствующие товары остался в «оптической Мекке» высоким.

БЮРГЕРСКИЙ ПРИЩУР

В Германии насчитывается около 12 тысяч специализированных оптических магазинов. По данным президента Центрального объединения предприятий по изготовлению оптики Томаса Трукенброда, объем национального рынка в 2013 году вырос примерно на 3,5% и составил около 5,4 млрд евро, а количество проданных очков достигло 11,3 млн пар.

В раскладе товарных категорий очки пользуются в Германии большей популярностью, чем контактные линзы: по данным Промышленного союза медицинских, оптических и мехатронных технологий Spectaris, лишь 3,4 млн человек старше 16 лет регулярно пользуются контактными линзами, тогда как корректирующие очки носят более 40 млн взрослых, то есть почти половина населения страны.

При этом сетевых салонов оптики в Германии не так много. Как правило, большая их часть относится к небольшим региональным компаниям, которые имеют магазины по продаже оптики в пределах одной или нескольких федеральных земель. В основном же в сегменте оперируют мелкие частники, не входящие ни в одну из национальных или глобальных сетей.

Особняком на немецком оптическом рынке стоит сеть Fielmann AG – признанный лидер продаж корректирующих очков и контактных линз в стране. Первый магазин под маркой Fielmann появился в 1972 году в небольшом городке Куксхафен на севере Германии, сегодня же, по информации самой компании, ее имя известно 90% жителей ФРГ, а ее очки носят около 23 млн человек. Каждая вторая пара очков продается здесь под маркой Fielmann. Притом что число магазинов Fielmann не превышает 5% от всех салонов оптики в Германии, компания генерирует 20%-ную долю от всей выручки сегмента. За прошлый год компания продала около 7,3 млн пар очков – на 2,5% больше, чем в 2012 году. В Европе Fielmann управляет 679 салонами, из них 577 открыты в Германии, и еще по 34 точки – в Австрии и Швейцарии. Филиалы компании есть в Люксембурге, Польше и Нидерландах. В Fielmann не скрывают планов по дальнейшей масштабной экспансии, цели которой – создание одного филиала на 100 тысяч жителей Германии и 50%-ная доля рынка в каждой из немецкоговорящих стран.

Другие участники ТОП3 сетевого оптического ритейла Германии пока могут поспорить с Fielmann разве что количеством точек. Например, компания по продаже корректирующих, солнечных очков и контактных линз Apollo Optik владеет 800 салонами по всей стране, но демонстрирует выручку в два с лишним раза ниже, чем Fielmann: по данным делового издания Handelsblatt, в 2013 году Apollo показала объем продаж 403 млн евро против вырученных за тот же период Fielmann 879 млн евро. Сейчас компания Apollo Optik, созданная в 1972 году в городе Швабах, входит в голландскую сеть Grandvision Group, представленную собственными и франчайзинговыми салонами в 41 стране Европы, Азии и Латинской Америки.

Третье место на немецком рынке принадлежит основанной в 1987 году сети Pro Optik. Оборот компании, управляющей в Германии 100 магазинами по продаже корректирующих, солнечных очков и контактных линз, в 2013 году превысил, по данным Handelsblatt, 87 млн евро. Pro Optik, так же как и ее более могучие конкуренты, предлагает одиночным игрокам продукцию и бизнес-модель по франшизе. Кроме тройки лидеров, в Германии имеет вес закупочное объединение OptikPlus Marketing Ring GmbH: в эту сеть входит около 550 разноименных и принадлежащих отдельным игрокам салонов оптики по всей стране.

оптика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении