Президент Путин 2 декабря подписал поправки в закон «Об ОМС» и скорректированный бюджет ФФОМС на 2015 год и двухлетнюю перспективу. Содержащиеся в этих законодательных актах новеллы, помимо приобщения к системе госгарантий оказания медпомощи Крыма и Севастополя, призваны направить денежные потоки из бюджета ФФОМС таким образом, чтобы русло одноканального финансирования не пересыхало. И главное, чтобы не сели на мель федеральные клиники, загруженные бюджетоемкими видами высокотехнологичной и специализированной медпомощи.
Задачу из серии «невозможное возможно» законодатели попытались решить, повысив проводимость сложной системы взаиморасчетов и трансфертов между Минздравом, ФФОМС, его территориальными подразделениями и, собственно, операторами рынка медуслуг, нормированных программой госгарантий. Поправки, внесенные в ФЗ «Об ОМС» и сопряженные с ним законодательные акты, расширяют вариативность финансирования оказания высокотехнологичной (ВМП) и специализированной (СМП) медпомощи.
Аббревиатуры, вернее, обозначаемые ими виды медуслуг, тесно связаны друг с другом. По сути, определенной базовым ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан», ВМП – неотрывная часть СМП, что легко прочитывается в определениях этих соседствующих в тексте закона, понятий. Если СМП включает «профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий», то ВМП предполагает «применение новых сложных, уникальных и ресурсоемких методов лечения». С ВМП и было начато пресловутое погружение в ОМС. И погружаемая чуть не захлебнулась.
Вот как это было. С 1 января 2014 года 459 из 1 466 методов ВМП были переведены на содержание ФФОМС и стали оплачиваться через территориальные подразделения фонда, преимущественно по клинико-статистическим группам (КСГ). Если раньше сектор ВМП наполнялся средствами скупо, но линейно (есть квота на бюджетное финансирование – больной получает лечение, кончились квоты – ждет следующего финансового года), то теперь, при кажущемся достатке в ФОМС, финансовые потоки по дороге к пациенту заплутали. Многие федеральные клиники, где по преимуществу и предоставляется ВМП, получили живые деньги значительно позже, чем требовалось. «Задержки с оплатой ВМП, оказываемой федеральными ЛПУ, связаны, в первую очередь, с организационными недоработками, – убеждена руководитель консалтингового отдела Aston Group Мария Сдвижкова. – Клиникам элементарно недостает опыта работы в системе ОМС, и особенно – практики калькуляции по КСГ».
С 1 января 2015 года ВМП должна погрузиться в ОМС полностью. И регуляторы, надо отдать им должное, постарались исправить выявленные опытным путем недоработки, главным образом – оптимизировать систему оплаты. Нынешние поправки в закон «Об ОМС», по идее, должны снизить риски недофинансирования. Механизм в законе описан весьма путанно, но если перевести текст с документального на русский, вырисовывается вполне понятный и вроде бы более надежный принцип действия. Уже переведенные в ОМС 459 методов ВМП будут, как и в текущем году, оплачиваться напрямую из средств ТФОМС, а на финансирование погружаемых в страховую систему 1 007 методов ФФОМС будет направлять целевые субсидии в федеральный бюджет, а затем Минздрав – распределять эти деньги по клиникам. «То есть сохранится прежний и более понятный операторам порядок финансирования федеральных медучреждений, оплата оказываемой ими ВМП пойдет из федерального бюджета, – поясняет профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Фарит Кадыров. – Просто первоначальным источником этих средств будет бюджет ФФОМС. Никаких дополнительных проблем здесь возникнуть не должно». На оплату ВМП в бюджете ФФОМС на 2015 год зарезервировано 82,1 млрд рублей.
Еще одна немаловажная законодательная новация призвана предотвратить коллапс финансового обеспечения той самой неразрывной общности ВМП и СМП. Раньше до клиник, оказывавших ВМП, финансирование на специализированную помощь, необходимую для завершения лечения или реабилитации пациента, доводилось отдельной строкой. С 2015 года тариф на оказание ВМП, поясняет глава ФФОМС Наталья Стадченко, будет включать в себя «эту подложку».
Но федеральные клиники могут предоставлять СМП и не применяя высоких технологий. Например, Петербургский НИИ детских инфекций ФМБА вообще оказывает только специализированную помощь. В то же время из проекта постановления правительства «О программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2015 год», где, в частности, оговаривается финансирование подобных случаев, исчез пункт, который ранее предполагал оплату СМП из госбюджета. Однако заявленные в той же программе целевые показатели доступности медпомощи обязывают медучреждения федерального подчинения продолжать оказывать СМП. Разрешить это противоречие регуляторы тоже успели с помощью поправок в законы «Об ОМС» и бюджете ФФОМС. «Подведомственные Минздраву, ФМБА и ФАНО учреждения, предоставляющие СМП в рамках базовой программы ОМС, – пояснила утверждавшим поправки сенаторам Наталья Стадченко, – могут рассчитывать на дополнительные средства в объеме 15 млрд рублей, зарезервированные для таких случаев в нормированном страховом запасе фонда».
Согласованная политика ФФОМС и Минздрава подталкивает федеральные клиники к скорейшей интеграции в ОМС. Регуляторы всеми своими действиями настаивают: клинические центры, чтобы загружать себя работой и получать оплату за оказанную помощь, должны налаживать с ТФОМС осмысленные связи. Отраслевые эксперты не спорят с энтузиазмом чиновников, но указывают на многочисленные риски. «В условиях, когда фактически отсутствует возможность осуществлять расчеты между территориальными органами ФОМС, в регионах разнятся тарифы на одну и ту же медпомощь, используются разные системы кодирования услуг и прочее, федеральным учреждениям придется заключать столько трехсторонних договоров, в скольких регионах клиника планирует работать, – указывает на очевидные преграды Евгений Шевченко, руководитель управления независимого мониторинга фонда «Здоровье». – И, конечно, пациенты из регионов, с которыми у клиник нет таких договоров, лечиться там не смогут».
Большинство федеральных клиник располагаются в городах-миллионниках, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Руководитель ТФОМС Петербурга Александр Кужель высказывает опасения, что клиники не будут искать пациентов на отдаленных территориях, а «придут» за пациентами и деньгами в фонды своих регионов.
«Конечно, могут быть некие сбои, пока федеральные клинические центры не поймут, как им взаимодействовать с ТФОМС, – размышляет зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Косткина. – Достаточного финансирования не имеет ни один регион, поэтому в бюджете ФФОМС и заложены страховые 15 млрд рублей, которых должно хватить на преодоление кризисных ситуаций».