27 Июля 2024 Суббота

Окуляры капитализма
Евгения Журавлева
1 июля 2014, 13:16
3441

Китайские производители оптики мечтают о признании собственных брендов и с энтузиазмом штампуют чужие

Поднебесная справедливо называет себя одной из ведущих оптических держав мира: страна – не только крупный производитель контрактной, оригинальной и контрафактной оптической продукции, но и завидный ее потребитель. В 2013 году, по данным таможенной службы, КНР экспортировала офтальмологических товаров на общую сумму в более чем $4,3 млрд. Сопоставимыми показателями характеризуется и внутреннее потребление. По официальной статистике, более трети жителей страны имеют те или иные проблемы со зрением, что сохраняет прибыльность оптического бизнеса более чем для 4 тысяч местных производителей и привлекает на китайский рынок глобальных игроков.

По таможенным данным, проанализированным национальной China Optometric and Optical Association (СООА), в 2013 году КНР экспортировала на 15,81% больше оптики, чем годом ранее. Почти 58% экспорта ($2,492 млрд) пришлось на солнечные очки вкупе с готовыми медицинскими окулярами, в том числе очки для пожилого населения. Вторую и третью позиции в структуре экспорта оптики занимают оправы ($972 млн) и очковые линзы ($726 млн). Импорт по своим масштабам пока значительно уступает показателям экспорта, генерируя всего $741 млн, но и прибавляет активнее – на 20,43% за 2013 год. В структуре ввозимых товаров также доминируют готовые очки разного назначения – $259 млн, совокупный стоимостный объем импортируемых линз и прочих элементов очков не превышает $130 млн.

Крупнейшими, по версии исследовательской группы Bosi data R&D, производителями оптической продукции на территории КНР считаются компании Baodao, Daming Yanjing, Wangxin, Mingyue и другие, большинство из которых имеют собственные розничные сети. В Китае есть несколько регионов, борющихся за право называться родиной очков. В лидерах этого состязания значатся города Дунгуань, расположенный в провинции Гуандун, Сямынь – в Фуцзяне, Вэньчжоу – в Чжэцзяне и, наконец, Даньян – в Цзянсу. В последнем расквартированы более 1 100 производств, так или иначе связанных с оптикой и дающих работу не менее 60 тысячам местных жителей.

В Даньяне производится до 70% всех выпускаемых в КНР линз и около 30% оправ. По оценкам China Optometric and Optical Association, порядка 600 местных оптических производств можно условно считать крупными. Восемь из них генерируют выручку свыше 100 млн юаней ($16,2 млн) каждый, два – более 500 млн юаней ($81,1 млн) в год. Компаниями Даньяна зарегистрировано более 2 800 оптических торговых марок, из которых узнаваемыми во всей Поднебесной считаются восемь брендов, а популярными только на территории провинции Цзянсу – 15 товарных знаков.

Несмотря на внушительные масштабы производства, объем экспорта очковой продукции из Даньяна все еще незначителен – около $300 млн. Местным игрокам пока не хватает опыта и мощности для экспансии на сложноорганизованные и жестко регулируемые внешние рынки. В первую очередь, речь идет о техническом оснащении и сертификации производственных площадок большинства операторов.

Другой южный город – Дунгуань – считается не только центром сосредоточения иностранного и отечественного оптического бизнеса (по версии СООА, здесь концентрируется до 80% производителей), но и рассадником контрафакта. С подделками пытаются бороться, год от года ужесточая наказания за выпуск и реализацию фальсификата, но до искоренения этого всекитайского порока даже в отдельно взятой оптической отрасли пока далеко. В конце мая 2014 года в суде Дунгуаня слушалось дело главы одного из местных производств по фамилии Чжан. По версии следствия, обвиняемый, продавая недорогие подделки очков под маркой Gucci, заработал не менее 906 тысяч юаней ($147 тысяч). Фальсификатору повезло: доказательств хватило лишь на вердикт, приговаривающий его к четырем годам заключения и штрафу в 450 тысяч юаней ($73 тысячи).

Контрафакта выпускается так много, что ему не хватает места на внутреннем рынке и фейк выплескивается за пределы страны. Типичный пример – разбирательство, инициированное в середине июня 2014 года американскими властями против двух китайских компаний, которые, по версии следствия, отправили в Нью-Йорк партию фальшивых очков Oakley и Coach. Груз был задержан еще в 2010 году на Аляске, но только сейчас руки американских борцов с контрафактом и контрабандой дотянулись до подозреваемых, которых пытаются наказать штрафом в размере $130 тысяч. И, похоже, такая сумма легко списывается производителями подделок в накладные расходы, никак не мешая продолжать бизнес. Набрав в поисковике china fake glasses, легко получаешь несколько страниц ссылок на оптовые и розничные интернет-магазины, без стеснения предлагающие реплики мировых оптических брендов в широчайшем ассортименте и ценовом диапазоне.

За последние пару десятилетий на китайском рынке обосновались и глобальные игроки – Luxottica, Johnson&Johnson, Bausch&Lomb и другие. Одной из первых решилась на рывок в Поднебесную французская Essilor, которая в далеком 1997 году инвестировала в создание производственной площадки в Шанхае не менее $53 млн и, спустя полтора десятилетия, по итогам 2012 года заняла 12%-ную долю китайского оптического рынка.

Среди основных вопросов, волнующих представителей отрасли, чаще всего отмечается проблема некотируемости местных брендов – не то что на мировом, но даже на всекитайском рынке. Имена даже лучших из оптических производителей Поднебесной размываются гораздо раньше, чем их успевают запомнить за границами провинции и страны. Неспособностью закрепиться на рынке со сколько-нибудь видным и узнаваемым брендом компании и объясняют традиционную стратегию – сокращение издержек, читай – снижение качества, и демпинг.

Довольно тяжело представить реальную себестоимость оптического товара, сходящего с китайского станка, если цена от производителя, например, на оправу начинается от 5 юаней ($0,8). Помимо этого, в вину местному производству вменяют недоразвитость маркетинга, обнуляющую попытки оперативно реагировать на запросы потребителей и достойно конкурировать с иностранными компаниями.

оптический рынок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении