10 Декабря 2024 Вторник

Окуляры капитализма
Евгения Журавлева
1 июля 2014, 13:16
3533

Китайские производители оптики мечтают о признании собственных брендов и с энтузиазмом штампуют чужие

Поднебесная справедливо называет себя одной из ведущих оптических держав мира: страна – не только крупный производитель контрактной, оригинальной и контрафактной оптической продукции, но и завидный ее потребитель. В 2013 году, по данным таможенной службы, КНР экспортировала офтальмологических товаров на общую сумму в более чем $4,3 млрд. Сопоставимыми показателями характеризуется и внутреннее потребление. По официальной статистике, более трети жителей страны имеют те или иные проблемы со зрением, что сохраняет прибыльность оптического бизнеса более чем для 4 тысяч местных производителей и привлекает на китайский рынок глобальных игроков.

По таможенным данным, проанализированным национальной China Optometric and Optical Association (СООА), в 2013 году КНР экспортировала на 15,81% больше оптики, чем годом ранее. Почти 58% экспорта ($2,492 млрд) пришлось на солнечные очки вкупе с готовыми медицинскими окулярами, в том числе очки для пожилого населения. Вторую и третью позиции в структуре экспорта оптики занимают оправы ($972 млн) и очковые линзы ($726 млн). Импорт по своим масштабам пока значительно уступает показателям экспорта, генерируя всего $741 млн, но и прибавляет активнее – на 20,43% за 2013 год. В структуре ввозимых товаров также доминируют готовые очки разного назначения – $259 млн, совокупный стоимостный объем импортируемых линз и прочих элементов очков не превышает $130 млн.

Крупнейшими, по версии исследовательской группы Bosi data R&D, производителями оптической продукции на территории КНР считаются компании Baodao, Daming Yanjing, Wangxin, Mingyue и другие, большинство из которых имеют собственные розничные сети. В Китае есть несколько регионов, борющихся за право называться родиной очков. В лидерах этого состязания значатся города Дунгуань, расположенный в провинции Гуандун, Сямынь – в Фуцзяне, Вэньчжоу – в Чжэцзяне и, наконец, Даньян – в Цзянсу. В последнем расквартированы более 1 100 производств, так или иначе связанных с оптикой и дающих работу не менее 60 тысячам местных жителей.

В Даньяне производится до 70% всех выпускаемых в КНР линз и около 30% оправ. По оценкам China Optometric and Optical Association, порядка 600 местных оптических производств можно условно считать крупными. Восемь из них генерируют выручку свыше 100 млн юаней ($16,2 млн) каждый, два – более 500 млн юаней ($81,1 млн) в год. Компаниями Даньяна зарегистрировано более 2 800 оптических торговых марок, из которых узнаваемыми во всей Поднебесной считаются восемь брендов, а популярными только на территории провинции Цзянсу – 15 товарных знаков.

Несмотря на внушительные масштабы производства, объем экспорта очковой продукции из Даньяна все еще незначителен – около $300 млн. Местным игрокам пока не хватает опыта и мощности для экспансии на сложноорганизованные и жестко регулируемые внешние рынки. В первую очередь, речь идет о техническом оснащении и сертификации производственных площадок большинства операторов.

Другой южный город – Дунгуань – считается не только центром сосредоточения иностранного и отечественного оптического бизнеса (по версии СООА, здесь концентрируется до 80% производителей), но и рассадником контрафакта. С подделками пытаются бороться, год от года ужесточая наказания за выпуск и реализацию фальсификата, но до искоренения этого всекитайского порока даже в отдельно взятой оптической отрасли пока далеко. В конце мая 2014 года в суде Дунгуаня слушалось дело главы одного из местных производств по фамилии Чжан. По версии следствия, обвиняемый, продавая недорогие подделки очков под маркой Gucci, заработал не менее 906 тысяч юаней ($147 тысяч). Фальсификатору повезло: доказательств хватило лишь на вердикт, приговаривающий его к четырем годам заключения и штрафу в 450 тысяч юаней ($73 тысячи).

Контрафакта выпускается так много, что ему не хватает места на внутреннем рынке и фейк выплескивается за пределы страны. Типичный пример – разбирательство, инициированное в середине июня 2014 года американскими властями против двух китайских компаний, которые, по версии следствия, отправили в Нью-Йорк партию фальшивых очков Oakley и Coach. Груз был задержан еще в 2010 году на Аляске, но только сейчас руки американских борцов с контрафактом и контрабандой дотянулись до подозреваемых, которых пытаются наказать штрафом в размере $130 тысяч. И, похоже, такая сумма легко списывается производителями подделок в накладные расходы, никак не мешая продолжать бизнес. Набрав в поисковике china fake glasses, легко получаешь несколько страниц ссылок на оптовые и розничные интернет-магазины, без стеснения предлагающие реплики мировых оптических брендов в широчайшем ассортименте и ценовом диапазоне.

За последние пару десятилетий на китайском рынке обосновались и глобальные игроки – Luxottica, Johnson&Johnson, Bausch&Lomb и другие. Одной из первых решилась на рывок в Поднебесную французская Essilor, которая в далеком 1997 году инвестировала в создание производственной площадки в Шанхае не менее $53 млн и, спустя полтора десятилетия, по итогам 2012 года заняла 12%-ную долю китайского оптического рынка.

Среди основных вопросов, волнующих представителей отрасли, чаще всего отмечается проблема некотируемости местных брендов – не то что на мировом, но даже на всекитайском рынке. Имена даже лучших из оптических производителей Поднебесной размываются гораздо раньше, чем их успевают запомнить за границами провинции и страны. Неспособностью закрепиться на рынке со сколько-нибудь видным и узнаваемым брендом компании и объясняют традиционную стратегию – сокращение издержек, читай – снижение качества, и демпинг.

Довольно тяжело представить реальную себестоимость оптического товара, сходящего с китайского станка, если цена от производителя, например, на оправу начинается от 5 юаней ($0,8). Помимо этого, в вину местному производству вменяют недоразвитость маркетинга, обнуляющую попытки оперативно реагировать на запросы потребителей и достойно конкурировать с иностранными компаниями.

оптический рынок

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»