17 Сентября, 16:15

Обвес вокруг пальца

Анна Родионова
12 Января 2015, 15:46
2393
Как Минздрав и ФФОМС тюнинговали ВМП

Плановый эксперимент по погружению высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в мелководье бюджета ФОМС показал, что она не тонет. Страховая система не потянула финансирования даже трети (459 из 1 466 методов) видов ВМП, которые были с 1 января 2014 года переведены на довольствие территориальных фондов ОМС. Операторы ВМП смогли профинансировать лишь половину эксперимента. Как в условиях одноканального финансирования содержать высокотехнологичные медцентры (в большинстве своем федерального подчинения) и при этом не снижать объемов оказания помощи нуждающимся в ней пациентам – регуляторы придумали только к концу года: в декабре парламенту пришлось вносить поправки в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС.

Весь 2014 год Минздрав и ФФОМС тяжким опытным путем проверяли способность страховой системы обслуживать самый бюджетоемкий сегмент рынка медуслуг. Обкатку в русле одноканального финансирования по давно утвержденному плану проходили 459 из 1 466 скалькулированных методов ВМП. Задействованная в эксперименте схема взаиморасчетов между клиниками и территориальными фондами ОМС начала сбоить сразу, как только настал момент оплачивать выставленные операторами ВМП счета. Тревога клиницистов была подхвачена пациентами, отраслевым сообществом и донеслась до законодателей, которые лучше прочих понимали, что дополнительные средства взять негде, а значит, дальнейшее погружение грозит обернуться дефицитом ВМП.

В группе риска в основном оказались пациенты клиник федерального ведения, где проводится 70%, а по ряду методов – более 90% высокотехнологичных манипуляций. И значит, регуляторам, совершенствуя страховую модель финансирования ВМП, в первую очередь пришлось сочинять схему расшивки неплатежей.

Пути урегулирования Минздрав разглядел в том, чтобы направлять федеральным клиникам средства напрямую из ФФОМС, а не через его территориальные подразделения. В начале марта, отчитываясь по тревожной теме перед рабочей группой Объединенного народного фронта, Вероника Скворцова пообещала, что механизм финансирования федеральных медучреждений из средств ОМС «будет разработан в ближайшее время». А ее заместитель Татьяна Яковлева следом высказалась в том смысле, что соответствующее правительственное постановление уже готово и чуть ли не с 10 марта вступит в силу. Успокаивая провайдеров ВМП, и представители министерства, и даже сама вице‑премьер Ольга Голодец отмечали, что после частичного погружения в ОМС объемы оказания высокотехнологичной помощи в целом увеличились на 19%, а ее финансирование – на 10%.

Правда, дальше рапортов дело не шло – к концу марта обещанный чиновницами документ так и не родился. Федеральные клиники, которым в связи с переходом в ОМС с 1 января 2014 года уже успели обрезать (по данным фонда независимого мониторинга «Здоровье», на 35%) прямое бюджетное финансирование, в отсутствие страховых выплат занервничали. «Имеющихся средств нам хватит еще на два месяца. С 1 июня мы будем вынуждены уволить 700 человек, если не будут получены средства из ОМС, а это невозможно без соответствующего постановления правительства», – выражал общее настроение коллег ректор Первого СПбГМУ Сергей Багненко. А некоторые руководители федеральных медцентров ждали финансового краха уже в мае.

Минздрав тем временем продолжал колдовать над денежными потоками, не желающими покрывать ВМП. Чиновникам ради решения сложного уравнения пришлось вводить в формулу расчета еще одну «переменную» и выдумывать новый тип медицинской деятельности – «инновационный». «Наши финансовые реалии не позволяют перевести всю ВМП на финансирование через ОМС в 2015 году, – размышлял, комментируя для VADEMECUM этот маневр, управляющий партнер консалтинговой группы «Эвентус» Владимир Кукушкин. – Соответственно, необходимо либо значительно увеличивать бюджет, либо значительно сокращать объемы ВМП, либо менять закон и отменять переход в ОМС. Но самый простой вариант – это придумать новое название для ВМП, что и было сделано».

Вся неприятность заключалась в том, что хитроумный маневр не только требовал соответствующего нормативного оформления, но и расшивал, главным образом, проблемы 2015 года, когда в ОМС должны были погрузиться оставшиеся 1 007 видов ВМП. А реанимировать клиники, пострадавшие от погружения в ОМС, нужно было немедленно.

Спасатели, как в дурном триллере, появились в ту секунду, когда потерпевшие уже готовились издать последний стон. Правительственное постановление, направлявшее 24,5 млрд рублей на поддержку оказывающих ВМП федеральных медцентров, было принято в июле. Ну а после каникул, в сентябре, в Госдуму поступили два законопроекта – о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС. Предложенные Минздравом поправки несколько спорили с идеологией одноканального финансирования, зато оставляли ведомству возможность, подруливая денежными потоками, контролировать жизненные показатели провайдеров ВМП.

Страховая модель в разрезе высоких медицинских технологий должна после тюнинга выглядеть так: уже переведенные в ОМС 459 методов ВМП будут, как и в 2014 году, оплачиваться напрямую из средств ТФОМС, а на обеспечение 1 007 методов ФФОМС будет направлять целевые субсидии в федеральный бюджет, а затем Минздрав – распределять эти деньги по клиникам. «То есть сохранится более понятный операторам порядок финансирования федеральных медучреждений, оплата оказываемой ими ВМП пойдет из федерального бюджета, – поясняет новацию профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Фарит Кадыров, – просто первоначальным источником этих средств будет бюджет ФФОМС». К модели ВМП‑2015 дизайнеры из Минздрава и ФФОМС предусмотрительно добавили еще один «обвес» – в тариф на оказание ВМП были включены и расходы на специализированную помощь, необходимую для завершения лечения или реабилитации пациента.

вмп, ффомс
Поделиться в соц.сетях
«Нацимбио» завершила КИ пятивалентной вакцины для профилактики ротавируса
Сегодня, 15:32
Минздрав РФ намерен до 2021 года закупить 50 тысяч электрокардиографов
Сегодня, 14:57
«Росатом» инвестирует 219 млн рублей в разработку радиофармпрепаратов
Сегодня, 14:01
Генпрокуратура предложила изменить меру пресечения арестованным нижегородским врачам
Сегодня, 13:14
Представители крупнейших частных клиник обсудили перспективы «двойного лицензирования»
16 Сентября 2019, 16:06
МРТ- и КТ-диагностика будут финансироваться отдельно от подушевого норматива
13 Сентября 2019, 23:01
ФФОМС: за семь месяцев профосмотры прошли более 32,6 млн человек
13 Сентября 2019, 17:41
Минздрав оценил протонную терапию в 2,5 млн рублей за случай лечения
12 Сентября 2019, 8:36
Дистанционную лучевую терапию погрузят в ОМС
11 Сентября 2019, 18:04
ФФОМС раскритиковал власти Башкортостана за отставание в реализации нацпроекта
11 Сентября 2019, 15:26
EMC купил 20% сервиса для маршрутизации пациентов MedStatus
10 Сентября 2019, 15:19
Океанологи разработают новые методы лечения рака
4 Сентября 2019, 15:02
Опрос: 48% онкобольных в стационарах покупают лекарства за свой счет
28 Августа 2019, 18:37
Евгений Хмелевский
Главный специалист Минздрава РФ по лучевой терапии
«Трудно подковать блоху обычным молотком»
26 Августа 2019, 9:04
Самые важные новости прошедшей недели
25 Августа 2019, 17:38
Сотрудники НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина выступили против перевода на полставки
21 Августа 2019, 15:37
Путин рассказал о жалобах россиян на низкую доступность первичной медпомощи
20 Августа 2019, 21:50
Минздрав обяжет страховщиков открыть офисы во всех регионах России
Минздрав анонсировал разработку изменений в отдельные законодательные акты, согласно которым все страховые компании – операторы системы ОМС до 2024 года должны открыть офисы или представительства в каждом регионе, которые будут защищать права пациентов. Параллельно ведомство намерено стимулировать распространение медиации – практики досудебного урегулирования конфликтов между пациентами и медучреждениями.
20 Августа 2019, 18:42
ФФОМС: в 2018 году ВМП по ОМС оказывали 122 негосударственные клиники
19 Августа 2019, 21:38
ФФОМС: страховые компании усилят контроль за лечением онкозаболеваний
Федеральный фонд ОМС обновил Порядок организации и проведения контроля за предоставлением медицинской помощи по программе ОМС, расширив перечень тематических экспертиз качества. В частности, усилится контроль за лечением онкологических заболеваний. Заняться этим предстоит страховым компаниям – операторам системы ОМС. Для этого им придется организовать работу экспертов, которые в числе прочего смогут сопоставить проведенное пациенту лечение с клиническими рекомендациями. 
15 Августа 2019, 20:31
НМИЦ им. Е.Н. Мешалкина получит 7,8 млрд рублей на строительство второй очереди
Министерство здравоохранения РФ намерено выделить 7,8 млрд рублей на строительство второй очереди НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина. Субсидия рассчитана до 2023 года, ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
13 Августа 2019, 17:28
Госзакупки
Прикурили от конформных: куда поставщиков линейных ускорителей выведет кривая нацпроекта
3550
Яндекс.Метрика