Плановый эксперимент по погружению высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в мелководье бюджета ФОМС показал, что она не тонет. Страховая система не потянула финансирования даже трети (459 из 1 466 методов) видов ВМП, которые были с 1 января 2014 года переведены на довольствие территориальных фондов ОМС. Операторы ВМП смогли профинансировать лишь половину эксперимента. Как в условиях одноканального финансирования содержать высокотехнологичные медцентры (в большинстве своем федерального подчинения) и при этом не снижать объемов оказания помощи нуждающимся в ней пациентам – регуляторы придумали только к концу года: в декабре парламенту пришлось вносить поправки в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС.
Весь 2014 год Минздрав и ФФОМС тяжким опытным путем проверяли способность страховой системы обслуживать самый бюджетоемкий сегмент рынка медуслуг. Обкатку в русле одноканального финансирования по давно утвержденному плану проходили 459 из 1 466 скалькулированных методов ВМП. Задействованная в эксперименте схема взаиморасчетов между клиниками и территориальными фондами ОМС начала сбоить сразу, как только настал момент оплачивать выставленные операторами ВМП счета. Тревога клиницистов была подхвачена пациентами, отраслевым сообществом и донеслась до законодателей, которые лучше прочих понимали, что дополнительные средства взять негде, а значит, дальнейшее погружение грозит обернуться дефицитом ВМП.
В группе риска в основном оказались пациенты клиник федерального ведения, где проводится 70%, а по ряду методов – более 90% высокотехнологичных манипуляций. И значит, регуляторам, совершенствуя страховую модель финансирования ВМП, в первую очередь пришлось сочинять схему расшивки неплатежей.
Пути урегулирования Минздрав разглядел в том, чтобы направлять федеральным клиникам средства напрямую из ФФОМС, а не через его территориальные подразделения. В начале марта, отчитываясь по тревожной теме перед рабочей группой Объединенного народного фронта, Вероника Скворцова пообещала, что механизм финансирования федеральных медучреждений из средств ОМС «будет разработан в ближайшее время». А ее заместитель Татьяна Яковлева следом высказалась в том смысле, что соответствующее правительственное постановление уже готово и чуть ли не с 10 марта вступит в силу. Успокаивая провайдеров ВМП, и представители министерства, и даже сама вице-премьер Ольга Голодец отмечали, что после частичного погружения в ОМС объемы оказания высокотехнологичной помощи в целом увеличились на 19%, а ее финансирование – на 10%.
Правда, дальше рапортов дело не шло – к концу марта обещанный чиновницами документ так и не родился. Федеральные клиники, которым в связи с переходом в ОМС с 1 января 2014 года уже успели обрезать (по данным фонда независимого мониторинга «Здоровье», на 35%) прямое бюджетное финансирование, в отсутствие страховых выплат занервничали. «Имеющихся средств нам хватит еще на два месяца. С 1 июня мы будем вынуждены уволить 700 человек, если не будут получены средства из ОМС, а это невозможно без соответствующего постановления правительства», – выражал общее настроение коллег ректор Первого СПбГМУ Сергей Багненко. А некоторые руководители федеральных медцентров ждали финансового краха уже в мае.
Минздрав тем временем продолжал колдовать над денежными потоками, не желающими покрывать ВМП. Чиновникам ради решения сложного уравнения пришлось вводить в формулу расчета еще одну «переменную» и выдумывать новый тип медицинской деятельности – «инновационный». «Наши финансовые реалии не позволяют перевести всю ВМП на финансирование через ОМС в 2015 году, – размышлял, комментируя для VADEMECUM этот маневр, управляющий партнер консалтинговой группы «Эвентус» Владимир Кукушкин. – Соответственно, необходимо либо значительно увеличивать бюджет, либо значительно сокращать объемы ВМП, либо менять закон и отменять переход в ОМС. Но самый простой вариант – это придумать новое название для ВМП, что и было сделано».
Вся неприятность заключалась в том, что хитроумный маневр не только требовал соответствующего нормативного оформления, но и расшивал, главным образом, проблемы 2015 года, когда в ОМС должны были погрузиться оставшиеся 1 007 видов ВМП. А реанимировать клиники, пострадавшие от погружения в ОМС, нужно было немедленно.
Спасатели, как в дурном триллере, появились в ту секунду, когда потерпевшие уже готовились издать последний стон. Правительственное постановление, направлявшее 24,5 млрд рублей на поддержку оказывающих ВМП федеральных медцентров, было принято в июле. Ну а после каникул, в сентябре, в Госдуму поступили два законопроекта – о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС. Предложенные Минздравом поправки несколько спорили с идеологией одноканального финансирования, зато оставляли ведомству возможность, подруливая денежными потоками, контролировать жизненные показатели провайдеров ВМП.
Страховая модель в разрезе высоких медицинских технологий должна после тюнинга выглядеть так: уже переведенные в ОМС 459 методов ВМП будут, как и в 2014 году, оплачиваться напрямую из средств ТФОМС, а на обеспечение 1 007 методов ФФОМС будет направлять целевые субсидии в федеральный бюджет, а затем Минздрав – распределять эти деньги по клиникам. «То есть сохранится более понятный операторам порядок финансирования федеральных медучреждений, оплата оказываемой ими ВМП пойдет из федерального бюджета, – поясняет новацию профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Фарит Кадыров, – просто первоначальным источником этих средств будет бюджет ФФОМС». К модели ВМП-2015 дизайнеры из Минздрава и ФФОМС предусмотрительно добавили еще один «обвес» – в тариф на оказание ВМП были включены и расходы на специализированную помощь, необходимую для завершения лечения или реабилитации пациента.