27 Июля 2024 Суббота

Обвес вокруг пальца
Анна Родионова
12 января 2015, 15:46
3306

Как Минздрав и ФФОМС тюнинговали ВМП

Плановый эксперимент по погружению высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в мелководье бюджета ФОМС показал, что она не тонет. Страховая система не потянула финансирования даже трети (459 из 1 466 методов) видов ВМП, которые были с 1 января 2014 года переведены на довольствие территориальных фондов ОМС. Операторы ВМП смогли профинансировать лишь половину эксперимента. Как в условиях одноканального финансирования содержать высокотехнологичные медцентры (в большинстве своем федерального подчинения) и при этом не снижать объемов оказания помощи нуждающимся в ней пациентам – регуляторы придумали только к концу года: в декабре парламенту пришлось вносить поправки в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС.

Весь 2014 год Минздрав и ФФОМС тяжким опытным путем проверяли способность страховой системы обслуживать самый бюджетоемкий сегмент рынка медуслуг. Обкатку в русле одноканального финансирования по давно утвержденному плану проходили 459 из 1 466 скалькулированных методов ВМП. Задействованная в эксперименте схема взаиморасчетов между клиниками и территориальными фондами ОМС начала сбоить сразу, как только настал момент оплачивать выставленные операторами ВМП счета. Тревога клиницистов была подхвачена пациентами, отраслевым сообществом и донеслась до законодателей, которые лучше прочих понимали, что дополнительные средства взять негде, а значит, дальнейшее погружение грозит обернуться дефицитом ВМП.

В группе риска в основном оказались пациенты клиник федерального ведения, где проводится 70%, а по ряду методов – более 90% высокотехнологичных манипуляций. И значит, регуляторам, совершенствуя страховую модель финансирования ВМП, в первую очередь пришлось сочинять схему расшивки неплатежей.

Пути урегулирования Минздрав разглядел в том, чтобы направлять федеральным клиникам средства напрямую из ФФОМС, а не через его территориальные подразделения. В начале марта, отчитываясь по тревожной теме перед рабочей группой Объединенного народного фронта, Вероника Скворцова пообещала, что механизм финансирования федеральных медучреждений из средств ОМС «будет разработан в ближайшее время». А ее заместитель Татьяна Яковлева следом высказалась в том смысле, что соответствующее правительственное постановление уже готово и чуть ли не с 10 марта вступит в силу. Успокаивая провайдеров ВМП, и представители министерства, и даже сама вице-премьер Ольга Голодец отмечали, что после частичного погружения в ОМС объемы оказания высокотехнологичной помощи в целом увеличились на 19%, а ее финансирование – на 10%.

Правда, дальше рапортов дело не шло – к концу марта обещанный чиновницами документ так и не родился. Федеральные клиники, которым в связи с переходом в ОМС с 1 января 2014 года уже успели обрезать (по данным фонда независимого мониторинга «Здоровье», на 35%) прямое бюджетное финансирование, в отсутствие страховых выплат занервничали. «Имеющихся средств нам хватит еще на два месяца. С 1 июня мы будем вынуждены уволить 700 человек, если не будут получены средства из ОМС, а это невозможно без соответствующего постановления правительства», – выражал общее настроение коллег ректор Первого СПбГМУ Сергей Багненко. А некоторые руководители федеральных медцентров ждали финансового краха уже в мае.

Минздрав тем временем продолжал колдовать над денежными потоками, не желающими покрывать ВМП. Чиновникам ради решения сложного уравнения пришлось вводить в формулу расчета еще одну «переменную» и выдумывать новый тип медицинской деятельности – «инновационный». «Наши финансовые реалии не позволяют перевести всю ВМП на финансирование через ОМС в 2015 году, – размышлял, комментируя для VADEMECUM этот маневр, управляющий партнер консалтинговой группы «Эвентус» Владимир Кукушкин. – Соответственно, необходимо либо значительно увеличивать бюджет, либо значительно сокращать объемы ВМП, либо менять закон и отменять переход в ОМС. Но самый простой вариант – это придумать новое название для ВМП, что и было сделано».

Вся неприятность заключалась в том, что хитроумный маневр не только требовал соответствующего нормативного оформления, но и расшивал, главным образом, проблемы 2015 года, когда в ОМС должны были погрузиться оставшиеся 1 007 видов ВМП. А реанимировать клиники, пострадавшие от погружения в ОМС, нужно было немедленно.

Спасатели, как в дурном триллере, появились в ту секунду, когда потерпевшие уже готовились издать последний стон. Правительственное постановление, направлявшее 24,5 млрд рублей на поддержку оказывающих ВМП федеральных медцентров, было принято в июле. Ну а после каникул, в сентябре, в Госдуму поступили два законопроекта – о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС» и в бюджет ФФОМС. Предложенные Минздравом поправки несколько спорили с идеологией одноканального финансирования, зато оставляли ведомству возможность, подруливая денежными потоками, контролировать жизненные показатели провайдеров ВМП.

Страховая модель в разрезе высоких медицинских технологий должна после тюнинга выглядеть так: уже переведенные в ОМС 459 методов ВМП будут, как и в 2014 году, оплачиваться напрямую из средств ТФОМС, а на обеспечение 1 007 методов ФФОМС будет направлять целевые субсидии в федеральный бюджет, а затем Минздрав – распределять эти деньги по клиникам. «То есть сохранится более понятный операторам порядок финансирования федеральных медучреждений, оплата оказываемой ими ВМП пойдет из федерального бюджета, – поясняет новацию профессор кафедры экономики и управления здравоохранением НИУ ВШЭ Фарит Кадыров, – просто первоначальным источником этих средств будет бюджет ФФОМС». К модели ВМП-2015 дизайнеры из Минздрава и ФФОМС предусмотрительно добавили еще один «обвес» – в тариф на оказание ВМП были включены и расходы на специализированную помощь, необходимую для завершения лечения или реабилитации пациента.

вмп, ффомс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении