27 Июля 2024 Суббота

Общее недопомогание
Дарья Шубина, Софья Лопаева Мединдустрия
29 августа 2016, 14:26
Фото: putin.kremlin.ru
7162

Какие ресурсы нужны Минздраву для возрождения санаторно-курортной индустрии страны

Крепкая рука государства, похоже, дотянулась до оздоровительной индустрии, которой хронически недоставало осмысленности и порядка. Последние четверть века контроль над отраслью передавался от ведомства к ведомству, а потому ни концепции, ни стратегии развития санаторно‑курортной инфраструктуры не существовало. Тем време­нем здравницы дряхлели, меняли владельцев, перепрофилировались или по каким‑то иным причинам выпадали из незрелого рынка тематических медуслуг. Негодований и призывов о помощи выживших профильных операторов регуляторы будто бы не замечали. И вот, кажется, прорвало – в июне текущего года увидел свет приказ Минздра­ва №279н, впервые в истории России описавший порядок организации санаторно‑курортного лечения. Более того, 26 августа президиум Госсовета собрался на специальном заседании обсудить инвестиционные перспективы оздоро­вительных кластеров и отдельных объектов. Vademecum, не дожидаясь итогов высокого собрания, провел собствен­ную ревизию санаторно‑курортных мощностей, совокупно генерирующих выручку около 120 млрд рублей в год.

БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ

Нельзя сказать, что правительство новой Рос­сии вовсе позабыло о санаторно-курортном наследии СССР, но отрасль очень долгое время сиротливо толклась где-то на дальней пери­ферии государственных интересов. С 1994 года развитием этой сферы пытался заниматься Госкомитет по физической культуре, спорту и туризму. Вскоре к процессу подключилось Министерство здравоохранения и медицин­ской промышленности, в структуре которого появился профильный институт – Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии (РНЦ МРиК). Двум ведомствам было поручено до 2000 года реализовать ФЦП «Развитие курортов федерального значения». Программа предполагала не только сохранение природных лечебных ресурсов, но и обустрой­ство инфраструктуры, организацию управления санаторным делом, в том числе за счет подготов­ки профильных специалистов. Справиться с этой задачей дуэту исполнителей так и не удалось – в дефолтной казне на эти цели средств не на­шлось. Владельцы приватизированных и руко­водители государственных здравниц оказались предоставлены сами себе. «Правительство в этот период от проведения единой государственной социальной политики в сфере курортного дела устранилось», – констатировали аудиторы Счет­ной палаты в аналитическом докладе от 2003 года «О состоянии и перспективе развития санатор­но-курортного обеспечения в РФ».

зз.jpg

Фото: putin.kremlin.ru

Кураторство санаторной индустрии в начале 2000-х было целиком передано Минздраву. Ведомству предстояло вести госреестр курорт­ного фонда, разрабатывать и координировать федеральные программы развития отраслевой инфраструктуры, готовить кадры, организовы­вать тематические научные исследования и так далее. Тогда с подачи главного профильного специалиста и главы РНЦ МРиК Александра Разумова Минздрав утвердил 26 стандартов санаторно-курортной помощи – в зависимости от класса болезней. Появился ряд норматив­ных документов, регламентирующих отбор и направление пациентов на санаторно-курорт­ное лечение, прием льготных категорий граж­дан, сопровождение детей в санатории родите­лями и прочие прикладные вопросы. Усилиями РНЦ МРиК была создана первая версия госре­естра, который, правда, не получал обновления и не имел никакой нормативной силы.

Однако о строгих правилах игры операторы рынка и регулятор договориться тогда так и не смогли, в отрасли не было ни порядка организации санаторно-курортного дела, ни классификации здравниц, ни четкого понима­ния, как и за чей счет должна развиваться ин­дустрия оздоровления. Единственная попытка ответить на все эти вопросы провалилась: как утверждает Александр Разумов, в 2003 году са­натории – члены Национальной курортной ас­социации (НКА) утвердили концепцию разви­тия отрасли, которую даже одобрили Минздрав и Минэкономразвития, но «документ затерялся на уровне Минфина».

Индустрии опять «разрешили» существовать самой по себе. На ежегодном форуме «Здравни­ца» почти 12 лет озвучивались многочисленные инициативы – сохранить за курортами статус охраняемых территорий, вернуть специальность «восстановительная медицина», определить порядок установления лечебных свойств при­родных ресурсов (минеральных вод или гря­зей), описать принципы санаторно-курортной помощи, исключить санатории из федерального закона о туристической деятельности и прочая, и прочая. Последние пять лет резолюции, при­нятые на форуме, практически не менялись, что, в общем-то, можно считать успехом – с новыми глобальными проблемами участники рынка не сталкивались.

бел.jpg

Фото: strana.ru

ПОВЫШЕННАЯ НЕРВНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ

Дикорастущий рынок, тем не менее, генери­ровал выручку. По данным НКА, в 2015 году частные и государственные санаторно-курорт­ные предприятия оказали услуг в общей слож­ности на 119 млрд рублей. Рост спроса на оздо­ровительные услуги, оказываемые российскими предприятиями, вкупе с курсом на профилакти­ческую медицину обострили интерес государства к санаторному делу. Весной 2015 года заммини­стра здравоохранения Татьяна Яковлева озвучи­ла планы ведомства по инвентаризации действу­ющих объектов и широкому реформированию отрасли, а в августе того же года тема оздоровле­ния была затронута на Госсовете по внутреннему туризму. Тогда-то и появилось президентское поручение правительству, а далее Минздраву – разобраться с происходящим на профильном рынке. С поставленной задачей ведомство справилось менее чем за год. По словам главного специалиста Минздрава по санаторно-курорт­ному делу Марины Герасименко, инфраструктура оценена, новый госреестр здравниц скоро будет готов к использованию.

16.jpg

Но главным событием для индустрии стало издание приказа Минздрава №279н от 5 мая 2016 года, описывающего Порядок организа­ции санаторно-курортного лечения. «Норма­тивная база, регулирующая специфику сана­торно-курортного лечения в РФ, практически отсутствует. Раньше у нас в распоряжении были только стандарты, но они были утверждены в 2004 году и порядком устарели, однако, не­смотря на рекомендательный характер, вовсю использовались Росздравнадзором во время проверок, – объясняет значение документа для отрасли медицинский директор «РЖД-Здоро­вье» Гаджи Абдурахманов. – Сейчас появился приказ Минздрава №279н, но это только пер­вый шаг, и его недостаточно. Многие аспекты требуют дополнительных регламентов. Сам порядок все же рамочный, потому ориентиро­ваться на него в реальной работе трудно».

В Минздраве, напротив, уверены, что новый приказ станет фильтром для отрасли – смо­жет очистить ее от недобросовестных игроков и препятствовать проникновению на профиль­ный рынок случайных, незрелых операторов. Если сейчас в стране действуют 1 875 санатор­но-курортных организаций, то через несколь­ко лет их число может существенно сокра­титься, рассуждают в Минздраве, но точных прогнозов делать не спешат.

Что же, согласно свежему регламенту, пред­ставляет собой профильное предприятие? Санаторий, как это уже прописано в ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья», ока­зывает медпомощь «в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на ос­нове использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребыва­ния в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах». Действующая классификация здравниц заимствована из номенклатуры медицинских учреждений, утвержденной Минздравом в 2013 году. В этом ряду ока­зываются санатории (в том числе для детей и для детей с родителями), санатории-про­филактории, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечеб­ницы и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия. Пансионатов с лечением (именно так любят называть себя некоторые бывшие здравницы, перекован­ные в банальные гостиницы) в номенклату­ре и соответственно в приказе Минздрава №279н нет.

В числе нормативных новаций – описание «индивидуальной программы санаторно-ку­рортного лечения», то есть терапии с учетом основного и сопутствующего заболеваний пациента и подбором для каждого курортни­ка режима дня, питания и процедур. Помимо этого, в обновленном порядке впервые про­писаны рекомендуемые штатные нормативы для санаториев и санаториев-профилак­ториев (не распространяющиеся, впрочем, на частные предприятия), а также стандарты оснащения (действуют для всех здравниц без исключения).

Новый порядок регламентирует этапность и преемственность профильной медпомощи. После лечения в санатории – продолжитель­ностью 14–21 день – пациенту выдается «об­ратный талон», в котором подробно описаны лечебный процесс, его результаты и реко­мендации по здоровому образу жизни. Этот талон направляется в клинику, выдавшую пациенту санаторно-курортную карту.

Одновременно с утверждением порядка Минздрав выпустил еще один документ – приказ №281н от 5 мая 2016 года, содер­жащий перечни медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курорт­ного лечения. Этот регламент пришел на сме­ну методическим указаниям от 1999 года. К слову, эти методики были отменены еще в 2011 году во многом благодаря активно­сти Свердловской РОО инвалидов «Опо­ра»: по мнению общественников, документ ограничивал права пациентов с рассеянным склерозом, не способных самостоятельно передвигаться. В своей борьбе с методиками «Опора» тогда дошла до Европейского суда по правам человека. Правда, победа активи­стов вышла пирровой: альтернативного ре­гламента отрасли пришлось ждать пять лет, и все это время лечащим врачам приходилось на свой страх и риск определять показания и противопоказания к санаторно-курортно­му лечению пациентов – по сути, пользовать­ся древней отмененной методикой.

В целом же участники рынка считают, что нынешним нормативным прорывом Минздраву ограничиваться не стоит. «Кон­цептуально, нам нужно положение о санато­риях. В том правовом поле, которое сейчас сформировано, существует семь видов сана­торно-курортных учреждений: санаторий, детский санаторий, санаторий-профилак­торий, водолечебница, грязелечебница, курортная поликлиника и круглогодичный оздоровительный лагерь. Но правовое по­ложение и формат каждого из них сегодня по-прежнему не описаны. Так что сейчас можно назваться как угодно, получить лицен­зию и работать», – говорит Гаджи Абдурахма­нов из «РЖД-Здоровье». В то же время многие операторы настолько отвыкли от внимания регулятора, что даже не смогли прокомменти­ровать Vademecum нормативные новшества. Предста­вители семи из 10 охваченных тематическим опросом санаториев о появлении приказов Минздрава все-таки слышали, но спрогно­зировать правоприменительные последствия не решились.

СЛАБОСТЬ И ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ

Но куда сложнее администрирования и ре­гламентации выглядит задача по интеграции санаторно-курортных предприятий в систему здравоохранения и налаживанию их взаимо­действия с другими медучреждениями. Фи­нансирование отрасли, привлечение в оздо­ровительную индустрию инвестиций – тема особая. Санаторное дело как экспертами, так и сами­ми операторами считается вполне жизнеспо­собным бизнесом. По оценкам Vademecum, в среднем по России рентабельность сезонного санато­рия оказывается не менее 10–15%, а у кругло­годичного может достигать 20–30%. Однако даже у высокорентабельного предприятия до­вольно препон для развития. Чего же именно хотят отраслевые игроки от власти?

«Заинтересованность и помощь государ­ства для нас выражается в том, что, начиная с муниципалитета и заканчивая федераль­ным уровнем, власть занимается развитием инфраструктуры курорта, транспортной доступностью. Серьезные подвижки в этом направлении есть, особенно заметные – в последний год, для нас это очень важ­но», – говорит Марина Азарова, гендиректор санатория Plaza SPA Hotels в Кавказских Минеральных Водах.

Помимо обустройства инфраструктуры от­расль ждет от государства решений по ряду жизненно важных для нее вопросов. Ос­новные проблемы индустрии менеджеры и собственники санаториев, главы регионов, представители профильных министерств об­судили на заседании президиума Госсовета, проведенном 26 августа на площадке одного из самых успешных курортных кластеров страны – в алтайской Белокурихе.

Открывая высокое собрание, президент Владимир Путин отметил экономическую и социальную важность отрасли и посетовал, что ее развитие сдерживает низкий уровень материально-технической базы большин­ства здравниц. Из-за этого не используется 46% площадей государственных санаториев, в основном находящихся в собственности регионов. Но как поправить положение, если инвестиционный климат на местах нестер­пим настолько, что убивает все естественные преимущества рекреационных зон? По сло­вам президента, в последнее время с курорт­ных территорий поступают тревожные сиг­налы: резко повысилась плата за пользование земельными участками, что точно отпугнет потенциальных инвесторов.

Участники Госсовета говорили и о необ­ходимости налоговых преференций для санаториев. По словам Александра Разумо­ва, нужно установить минимальную нало­говую ставку по налогу на прибыль. Ранее участники главного отраслевого форума «Здравница-2016» отмечали: такая льгота для санаторно-курортных организаций должна составлять 50% – в том случае, когда на про­фильные услуги приходится не меньше 90% в объеме реализации.

Среди других инициатив участников Госсове­та – введение адекватного курортного сбора с отдыхающих и субсидирование процентных ставок по кредитам для инвестпроектов в са­наторно-курортной сфере. Основной доклад­чик заседания губернатор Алтайского края Александр Карлин предложил обкатать все возможные льготы и преференции, создав для санаториев в «пилотном» режиме территории опережающего развития на самых инвестици­онно привлекательных курортах федерально­го значения.

Но в первую очередь все-таки придется напи­сать стратегию развития санаторно-курорт­ного комплекса. Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить этот документ к марту 2017 года. В стратегии непременно должно быть обозначено соотношение тури­стических и медицинских компетенций в дея­тельности операторов.

Не остались без внимания участников Госсо­вета предложения Национальной курортной ассоциации (НКА), которая тесно взаимо­действует с туриндустрией, особенно в сфере популяризации курортов. В начале августа НКА и Ростуризм заключили тематическое соглашение, согласно которому до конца 2016 года должен появиться электронный реестр санаторно-курортных учреждений страны, доступный в том числе для пациен­тов. Теперь, согласно поручению президента, Ростуризм получит полномочия по продви­жению услуг отечественных санаториев – как внутри страны, так и за рубежом.

В то же время регламенты и нормативы для санаториев, считают представители отрасли, должны быть особыми. «Минздрав долгое время не обращал на нас никакого внима­ния. А когда обратил однажды, стало только хуже – на территории санаторных организа­ций была запрещена продажа алкогольных напитков, – говорит Сергей Криворученко, мэр города Белокуриха и одновременно заместитель гендиректора по маркетингу санатория Алтай-West. – Действительно, розничная продажа спиртного на террито­рии санатория недопустима, но рестора­ны – важная сервисная составляющая. Еще один запрет, который, к счастью, недавно был отменен, – обязательное требование медицинского образования у руководителя санатория. В общем, мы разрываемся между туризмом и медициной, но надеемся, что нам удастся примкнуть к первому, взяв все лучшее у второй».

санатории, путин, госсовет, разумов, белокуриха, алтай, санаторно-курортное лечение, нка, скворцова, минздрав
Источник: Vademecum №15-16, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении