27 Июля 2024 Суббота

Объем патриотизма
Ольга Макаркина Фарминдустрия
22 декабря 2014, 15:47
5696

На какую мощность в госпрограмме «Семь нозологий» вышло импортозамещение

Победа отечественных производителей над зарубежными на рынке госпрограммы «Семь нозологий» ока­залась этапной, но не решающей. Да, разработки «Биокада» и «Ф‑Синтеза» лидируют в рейтинге, состав­ленном VADEMECUM по итогам состоявшихся в конце 2014 года аукционов. Правда, появление аналогов снижения цен на торгах и, как следствие, экономии бюджетных средств не вызвало: новые главные отечественные дженерики – Ацеллбия и Борамилан ФС – закупались по тем же ценам, что и оригинальные препараты – Мабтера от Roche и Велкейд от Janssen. Да и последние никуда из госпрограммы не исчезли: победители тендеров включили их в поставку тоже. Единственный, кто формально проиграл в этой закупочной сессии, – «Фармстандарт»: компания опустилась в рейтинге партнеров «Семи нозологий» с первой на пятую строчку. Но и эта уступка – тактическая, уверены участники рынка.

Под конец закупочной сессии Минздрав порадовал традиционных партнеров «Семи нозологий» хорошими новостями. Список пре­паратов, закупаемых на средства программы, расширяется с 18 до 23 МНН. Потенциальную потребность в «новобранцах» чиновники, правда, не обозначили, а значит, и изменение емкости рынка «Семи нозологий» оценить пока проблематично. И уж точно, с учетом сегодняшних рыночных условий, невозможно представить, как сложится конфигурация за­купок в будущем году. Ясно лишь, что в феде­ральную программу пока не будут включать новые высокозатратные нозологии.

Но и произошедшее расширение для госпро­граммы событие большое: перечень не менялся много лет. Впрочем, поводов для наблюдения за самым бюджетоемким сегментом госза­купок лекарств и без того было достаточно. Программа «Семь нозологий» давно преврати­лась в один из главных отраслевых индексов, с которым принято сверяться, определяя, кто сейчас на рынке главный. Участники этих торгов в прямом и переносном смысле ближе всех к власти, и интриги, которые всякий раз закручиваются вокруг тендеров, зачастую име­ют для отрасли судьбоносное значение.

VADEMECUM не только взялся изучить осенние розы­грыши по «Семи нозологиям», но и включил в расчет все торги по программе, прошедшие в 2014 году. Минздрав объявил 90 аукционов, из которых два были заказчиком отменены. Неразыгранными по причине отсутствия заявок остались только три лота. В 2013 году, для сравнения, спроса не было на 16 позиций перечня программы. Значат ли данные этой статистики, что принципы игры в «Семи нозологиях» за год кардинально перемени­лись? Вовсе нет. Госпрограмма по-прежнему управляется сложной внутренней логикой, а не регулируется простыми законами конку­ренции. Борьбы на торгах по-прежнему нет. Совокупную экономию госсредств на тенде­рах VADEMECUM зафиксировал на уровне 0,47%. Этот тренд неизменен.

Перемены фиксируются по другим измери­тельным параметрам. Например, впервые за последние три года ритуксимаб (ориги­нальный препарат – Мабтера) уступил титул самого дорогого лота торгов другому МНН – глатирамера ацетату (оригинальный препа­рат – Копаксон от Teva). Причина просадки ритуксимаба банальная – просто потребность в Копаксоне оказалась выше, свидетельствуют собеседники VADEMECUM из числа участников аукци­онов «Семи нозологий». Тем не менее косвен­но на категорию повлияло и то, что Мабтера отныне не единственный зарегистрированный в России препарат, соответствующий МНН ритуксимаб. Лонч ее первого дженерика – Ацеллбии от «Биокада» – был многообещаю­щим: Мабтеру должно было вымести с рынка. Правда, отечественный производитель (он же и дистрибьютор) Ацеллбии неожиданно оказался добр к зарубежному конкуренту и позволил ему заработать 2 млрд рублей, взявшись поставить препарат Roche в регионы. Торги закончились ко всеобщему удовлетво­рению: «Биокад» с ходу «поднял» на Ацеллбии 4 млрд рублей, Roche не лишилась всего рынка МНН сразу, внакладе не остался и упаковщик Мабтеры – «Фармстандарт», которому, кстати, принадлежит 20% акций самого «Биокада».

По схожему непростому сценарию раскручи­валась и другая интрига – с дебютом на рынке, а следовательно, и в торгах «Семи нозоло­гий» Борамилана ФС, первого отечествен­ного дженерика онкоблокбастера Велкейд от Janssen. В начале осени стало известно, что тендер по бортезомибу выиграл давний партнер Janssen, дистрибьютор «Ирвин 2». По всем косвенным признакам Борамилан ФС от «Ф-Синтеза», опять же получивший допуск на рынок только в 2014 году, в закупку попасть не мог. Однако отечественный и иностран­ный препараты были поставлены оптовиком в практически равных объемах. Участники рынка свидетельствуют, что полное исчезновение Велкейда с рынка никому выгодно не было. Упаковка оригинального препарата давно организована на «Фармстандарте», ос­новного владельца которого – Виктора Хари­тонина – в отрасли нередко называют близким и к «Ф-Синтезу». «Ирвин 2» тоже ничего не по­терял от того, что взял в поставку одновремен­но и Борамилан ФС, и Велкейд: альтернативы оптовику на торгах не было.

Принимая в расчет оба сюжета, «Фармстандарт», а точнее, самого Харитонина, в этой ситуации нельзя назвать проигравшим. Да, формально его флагман­ский актив больше не лидер госпрограммы, а зани­мает только пятое место. Но эта уступка теперь уже все очевиднее представляется тактическим ходом.

Помимо «Биокада», явный прорыв на бюджетоем­ком рынке в 2014 году совершили еще две компа­нии – «Фармимэкс» Александра Апазова (оптовик в основном заработал на поставках факторов свертывания крови) и российская «дочка» изра­ильского дженерикового гиганта Teva. Последняя еще осенью 2013 года, после скандального разрыва отношений со своим прежним российским партне­ром, группой «Биотэк» Бориса Шпигеля, начала самостоятельно выходить на торги. И в этом году, замкнув весь цикл на себя, смогла выручить почти 6,3 млрд рублей. А главный для Teva препарат – Копаксон – и вовсе получил неформальный статус самого доростоящего лота «Семи нозологий».

Рассориться компании Шпигеля удалось не только с Teva, но и с другим стратегическим партнером – отечественной компанией «Генфа», чьи дженерики «Биотэк» поставлял по госзака­зу последние пять лет. В этом году проводником производителя стала Национальная иммунобио­логическая компания (НИК), дочерняя структура ГК «Ростех». Правда, НИК, дебютировавшая в этом году в «Семи нозологиях», продавала государству препараты, зарегистрированные не на саму «Генфу», а на ее аргентинского партне­ра – Laboratorio Tuteur. Дебют НИК можно считать успешным, компания освоила 2,4 млрд рублей.

«Биотэк» же выглядит, увы, все бледнее. Закупоч­ный сезон госпрограммы в 2013 году компания завершила с 4 млрд рублей выручки, а в этом смог­ла заработать только 3,2 млрд. Практически весь объем «Биотэк» «поднял» на одном лоте – имати­нибе, полностью замкнув на себя поставку четырех дженериков оригинального Гливека от Novartis.

импортозамещение, семь нозологий

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении