27 Июля 2024 Суббота

Обедные люди
Алексей Каменский Мединдустрия
22 апреля 2016, 10:45
13581

Как два игрока поделили между собой 90% заказов на питание в московских больницах

Четыре года назад в столице начался большой эксперимент. Больничные пищеблоки, за долгие годы в совершенстве овладевшие технологиями приготовления «каши слизистой» и других вкусных и полезных блюд, начали передавать на аутсорсинг сторонним фирмам, вроде бы умеющим готовить. Сейчас по такой схеме работает уже каждая третья московская больница, а общий объем сделок за последние два года превысил 8 млрд рублей. Больше половины этих денег досталось никому не известным компаниям: участники рынка связывают их с ресторатором Евгением Пригожиным, держателем крупнейших государственных подрядов по обеспечению питанием армии и школ.

«Вкусно/не вкусно» – оценка субъективная, к тому же плохо поддающаяся детализации. Поэтому пациенты российских больниц обычно развлекаются тем, что просто публикуют фото без комментариев. Вот так кормят в больницах Германии, вот так – в Израиле. Вот такой, не поверите, диетический гамбургер предлагают американским пациентам. А вот в российском супе плавает российская же котлета, полностью соответствующая нормам Минздрава.

В 2012 году в московском правительстве родилась идея модернизировать больничное питание, а заодно и сэкономить с помощью аутсорсинга. Для уточнения процедур началась подготовка закона «О социальном питании в городе Москве». Но этот закон так и остался на стадии проекта, необходимость в нем скоро отпала: был принят и с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Пищевой аутсорсинг начался по всей стране, но в столице – активнее всего.

Крупнейшие московские поставщики больничного питания, млн рублей*
АВК 4 483
Сатурн-ШБС-3 1 891
ПродФутСервис 807
Верона 542
Союзпродсервис 283
ГК Фьюжен Менеджмент 104
КПФ Капитал 78
Вкусный выбор 61
Столичная кулинарная компания 36
Научно-внедренческий центр Лекавет 34
Добродар-Р 33
Комбинат питания Кремлевский 27
Диннер 17
Чистый Мир 15
Центр диетического питания 15
Общая сумма контрактов 8 478

*По контрактам, заключенным с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года. 

Источник: Headway Company

До 2011 года больницы, имевшие свои пищеблоки (а таких большинство), как правило, закупали только продукты питания, а еду готовили собственными силами. В 2011-м на аутсорсинг перешли 14 горбольниц, общая сумма их контрактов составила около 350 млн рублей. Через год таких медучреждений было уже 23, а к 2015-му их число выросло до 46. Подрядчикам выгоднее заключать соглашения на долгий срок, поэтому сейчас рынок уместнее считать уже двухлетними периодами: сумма одно-двухлетних контрактов на больничное питание, заключенных в течение 2014-2015 годов, составила почти 8,5 млрд рублей. «Питание под ключ» обогнало сами закупки продуктов: там сумма за те же два года составила 6,8 млрд рублей.

На только что родившемся рынке очень быстро выделились лидеры: 4,5 млрд рублей, больше половины рынка питания, достались ООО «АВК» – компании, по данным СПАРК-Интерфакс, созданной в 2010 году и до прихода в сферу больничного аутсорсинга ничем себя не проявившей. На втором месте с результатом около 1,9 млрд рублей – «Сатурн-ШБС-3»: это одна из компаний холдинга «Гуд-Фуд», который родился из бизнеса по импорту орехов предпринимателя Игоря Баранова. Освоение госсектора Баранов начал еще в 90-х годах с московских школ, тогда-то и возник «Сатурн». Теперь это направление расширилось за счет больниц. Следом идет опять же никому практически не известная на рынке компания «ПродФутСервис». Vademecum попытался разобраться в этом рынке.

ЯЙЦЕЗАМЕНИТЕЛИ

Российская система больничного питания законодательно отрегулирована до мельчайших подробностей. Но нет предела совершенству. В 2003 году появился приказ Минздрава №330, который упразднил громоздкую систему больничных «столов» с 1-го по 15-й и взамен ввел еще более сложную двухуровневую конструкцию. Больничные диеты (обычная еда, не диетическая, в медучреждениях не предусмотрена) делятся на, так сказать, диету для здоровых, она же основная, и диеты для больных, или специализированные. Основная диета, в свою очередь, существует в шести ипостасях – обычная, щадящая, низкобелковая, высокобелковая, низко- и высококалорийная. Специализированные диеты – разгрузочная, специальная и многие другие. Каждая из них тоже делится на разновидности. Для всех диет приказом установлены списки подходящих продуктов, а также – список других продуктов, которыми эти первые, в случае отсутствия, можно заменить. Так, если нет «яйца куриного без скорлупы», подойдет «смесь сухая яичная омлетная». Но ни в коем случае не перепелиное яйцо – его в приказе нет. Через 10 лет после принятия пищевой регламент Минздрава был доработан: одну из многочисленных таблиц с перечнем продуктов отменили, взамен ввели другую.

«Мы этими приказами связаны буквально по рукам и ногам, – говорит высокопоставленный менеджер одной из компаний-подрядчиков с оборотом в сотни миллионов рублей. – Даже если и хотим дать что-то съедобное, все равно не можем, потому что должны придерживаться норм Минздрава». Сложившаяся система не предполагает обратной связи с конечными потребителями, пациентами. Весь контроль ложится на больницу. Если подрядчик готовит еду на ее территории, в пищеблоке, диетврач или диетсестра проверяют доставленные продукты, затем контролируют процесс приготовления, наконец – общий вес питания, выданного буфетчицам. То, что происходит дальше, ни больницу, ни поставщика не интересует. Высококалорийная диета отправляется в помойку вместе с низкобелковой, но на этом этапе потребительский отклик уже не слушают.

На другом конце пищевой цепочки свои проблемы, рассказывает менеджер. В среднем на питание одного больного в Москве выделяется 270 рублей, но на закупку продуктов удается потратить лишь 60% этой суммы, чуть больше 160 рублей. Остальное уходит на поваров, транспорт, вывоз мусора, который надо еще сортировать, и так далее. Кроме того, приходится вкладывать в ремонт пищеблока: в том виде, что он достается подрядчику, работать с ним порой просто невозможно. Максимальная прибыль после того, как весь процесс удается отладить, не превышает 3-4%, говорит менеджер. Другие опрошенные Vademecum представители отрасли тоже говорят о низкомаржинальности такого бизнеса. Но желающие им заняться находятся. Аналитическая компания Headway Company специально для Vademecum проанализировала все контракты в сфере аутсорсинга больничного питания. В 2014-2015 годах такие контракты получили в общей сложности 28 подрядчиков. Что это за компании?

ПИЩЕБЛОКИРУЮЩИЙ ПАКЕТ

Лидер рынка недосягаем: АВК идет с более чем двукратным отрывом от ближайшего конкурента. Ей достался и самый крупный из контрактов в этой сфере – кормление пациентов ГКБ им. С.П. Боткина в 2016-2017 годах на общую сумму 467 млн рублей. В Боткинской свыше 2 тысяч койко-мест, больше только у клинического центра МГМУ им. И.М. Сеченова и МНПЦ наркологии. Контракт предусматривает обслуживание 707 650 койко-дней в год, что соответствует 93,5-процентной загрузке коечного фонда. Стоимость питания – 320 рублей в 2016 году и 341 – в 2017-м. АВК получила и второй по размеру контракт, на 385 млн рублей.

10.jpg

ООО «АВК» на 100% принадлежит Татьяне Мисникевич. Сайт АВК Vademecum найти не удалось, нет сайтов и у двух других компаний Мисникевич, где она является 50-процентной совладелицей, – петербургских ЗАО «Креатив» и «Комплекссервис». Единственные контакты – указанные в конкурсной документации АВК телефоны. По одному из них ответил исполнительный директор компании Владимир (судя по продиктованному им электронному адресу, – Глазунов). Заполнение неизвестной в отрасли компанией половины рынка Владимир объяснил качеством оказываемых услуг. АВК, по его словам, занимается исключительно обслуживанием госбольниц. С частными учреждениями не работает, потому что «частная клиника – дело непостоянное: сегодня она есть, завтра ее нет». Заказчики постоянно контролируют процесс, говорит Владимир: «Проверяют сырье, проверяют, как мы готовим, проверяют, когда выдаем питание буфетчицам. И если к нам нет претензий ни по качеству, ни по количеству, тогда вопрос: а что же происходит в буфетах? Я не поверю никогда, что в буфетах не питаются врачи и другие сотрудники лечебного учреждения, что они все приносят из дому». Какой-либо информацией о других игроках рынка и о владелице самой АВК Владимир не располагает. После короткого разговора с Vademecum он к телефону больше не подходил, на СМС не отвечал, а продиктованный адрес электронной почты оказался недействующим.

Компания «ПродФутСервис», заработавшая за два года на московских аукционах по аутсорсингу питания 800 млн рублей, находится на третьем месте. Стопроцентный владелец этой компании – физическое лицо Ольга Чопей. Сайта у «ПродФутСервиса» тоже нет, ни один из телефонов не отвечает, зато почти все номера телефонов такие же, как у АВК. Обе компании были зарегистрированы в один и тот же день – 7 октября 2010 года. К тому же Vademecum нашел много случаев, когда они выступают участниками одних и тех же государственных тендеров в Москве, а других претендентов нет. Несколько лет назад АВК и «ПродФутСервис» почти одновременно вышли на самарский рынок больничного питания, причем местные эксперты называли их компаниями, близкими к так называемому повару Путина Евгению Пригожину. Представитель одной из московских компаний также назвал в числе московских лидеров «компании, связанные с Евгением Пригожиным».

Пригожин занимался разными видами бизнеса – торговал хот-догами, управлял сетью магазинов, а затем открыл в Петербурге несколько элитных ресторанов, которые полюбили питерские чиновники. Главной удачей стал ресторан на теплоходе New Island: в 2001 году там прошла встреча Владимира Путина с тогдашним президентом Франции Жаком Шираком, рассказывает Forbes, затем с Джорджем Бушем, а вскоре Путин отметил там свой день рождения. Через несколько лет компания Пригожина «Конкорд» получила заказ на обеспечение питанием Петербургского международного экономического форума, начался эксперимент с питерскими школами, а потом Пригожин стал регулярным поставщиком и школ московских. Затем «Конкорду» удалось отобрать миллиардные военные заказы у компании RBE самарского предпринимателя Андрея Шокина. На запрос Vademecum в «Конкорде» не ответили.

Еще один лидер – занимающая второе место компания «Сатурн-ШБС-3» с выручкой 1,9 млрд рублей за 2014-2015 годы. «Сатурн-ШБС-3» на 51% принадлежит «Би-Холдингу» Игоря Баранова, а этому холдингу опосредованно более чем на 90% принадлежит еще один аутсорсинговый игрок «питательного» рынка – «Союзпродсервис». «Сатурн-ШБС-3» и «Союзпродсервис» часто выступают конкурентами в тематических тендерах. Юристы считают, что в этом может быть усмотрено нарушение принципа обеспечения конкуренции, однако напрямую ФЗ-44 «О контрактной системе» этого не запрещает. Гендиректор «Сатурна» Сергей Евстафьев объяснил, что две аффилированные компании участвуют в конкурсе «на всякий случай»: в документации возможны ошибки, и, если одну из компаний из-за этого не допустят до конкурса, останется другая. Про историю происхождения и принадлежность АВК Евстафьев ничего не знает, но заверил, что его «Сатурн» точно никак с нею не связан.

Если суммировать контракты АВК и «ПродФутСервиса» с одной стороны, а «Сатурна» и «Союзпродсервиса» – с другой, получается, что первой условной группе принадлежит 62% московского рынка, второй – 26%. На долю прочих игроков остается 12%.

ОСТЫВШИЕ НА ПОДОГРЕТОМ

Известные в сфере кейтеринга операторы, работающие с частными компаниями, обслуживать госбольницы не рвутся. В Москве лишь «Фьюжен Менеджмент» заключила контракты с медучреждениями на 100 млн рублей. Но подробно рассказывать о своем опыте в компании не захотели. У российского подразделения французской Sodexo, работающей по всему миру в сфере организации питания и клининга (с оборотом 19,8 млрд евро за 2015 год) и на отечественном рынке присутствующей последние 20 лет, местный опыт ограничивается больницей в Татарстане.

Сначала Sodexo начала работать в Набережных Челнах на заводе КамАЗ, а после также выиграла тендер на услуги питания в местном стационаре БСМП на 700 коек, рассказал Vademecum операционный директор российского представительства Пьер Мусин-Пушкин. Еду готовили на КамАЗе, а для доставки в больницу использовали так называемую технологию cook&chill: готовые блюда охлаждают, везут в специальных контейнерах в медучреждение и там снова разогревают. «Разносили еду по этажам тоже наши сотрудники, – подчеркивает Мусин-Пушкин. – Это единственно правильный способ работы в больнице, если хочешь обеспечить гигиену и качество оказываемых услуг». Сотрудничество началось в 2010 году, но в 2013-м Sodexo проиграла конкурс местному предпринимателю. Компания кормила пациентов за 177 рублей в день, с учетом всех дополнительных расходов, и готова была снизить цену до 165 рублей – меньше, считает Мусин-Пушкин, качество было бы уже неудовлетворительным. «Я видел, чем сейчас кормят пациентов, эта еда не очень качественная и недостаточно горячая», – вздыхает француз. Пытаться накормить московских пациентов его компания в ближайшее время не собирается.

Еще один известный профильный оператор, «КорпусГрупп», имеющий филиалы в трех десятках городов, трижды работал с государственными больницами. И каждый раз дело заканчивалось игрой на понижение местных компаний. «Последний случай: мы три года обслуживали психбольницу в Ярославле, и один местный игрок на аукционе опустил цену сразу на 30%. Мы отказались работать в таких условиях», – рассказывает президент «КорпусГрупп» Олег Лобанов. Но вообще, считает он, проблема питания больниц не в финансах, а в организации, в отсутствии квалифицированного заказа и воли довести дело до конца. По исследованиям «КорпусГрупп», сейчас на питание одного пациента в среднем по России тратится 250 рублей. «Этого достаточно, чтобы организовать вполне нормальное питание, – считает Лобанов. – Не золотая жила для оператора, доходность не превысит 7-8%, но денег хватит». Аутсорсеры могли бы даже включиться в переоснащение пищеблоков – но здесь свое бюрократическое препятствие: чтобы начать модернизацию, нужны серьезные расходы, а контракты с больницами заключаются максимум на три года. Если возврат инвестиций распределить на такой срок, цена собственно порции очень сильно вырастет. А увязать в одном договоре инвестиции и контракты по питанию невозможно, потому что за это отвечают разные департаменты, жалуются операторы.

Лобанову есть с чем сравнивать – в прошлом году он провел неделю в одной из больниц Германии: «Вопрос лежит в плоскости общей культуры – санитарии, гигиены, оформления помещения, подачи. Это можно назвать дизайном блюд. Одно дело продукт, растекшийся по тарелке, другое дело он же, но в виде желе в бокале». Но про дизайн в приказах Минздрава №330 и №395 не сказано.

больница, больницы, питание, аутсорсинг, аутсорсинг питания
Источник: Vademecum №7, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении