27 Июля 2024 Суббота

О кошках в расписании
Татьяна Равинская, Алексей Каменский Мединдустрия
30 марта 2015, 14:14
7112

Как НЛП и АЛТ помогают избавиться от аллергии, не избавляясь от домашних животных

Нестандартные методы лечения аллергии сегодня уверенно соседствуют с довольно успешно монетизи­руемыми традиционными способами терапии «болезни века». Интернет пестрит объявлениями об успеш­ном избавлении от аллергии и бронхиальной астмы – при помощи дыхательной гимнастики, аюрведы, гомеопатии. Наибольшую популярность среди целевой аудитории снискало, например, нейролингвисти­ческое программирование (НЛП): метод отчасти научно обоснован – роль изменений нервной системы в формировании заболевания бронхиальной астмой и аллергией была доказана учеными еще полвека назад. Другая, тоже весьма востребованная альтернатива – аутолимфоцитотерапия (АЛТ) – на фоне НЛП выглядит чуть ли не классикой.

ДВОЙНИКИ И КОНТРПРОДУКТЫ

В американской школе иммунологии еще в се­редине 70-х возникла теория, что аллергия – это своеобразная фобия иммунной системы. Как писал маститый иммунолог Майкл Леви, при аллергии организм человека фактически формирует своего рода стрессовую реакцию на определенные вещества и из раза в раз при встрече с ними впадает в паническое состоя­ние. При этом стресс выступает катализато­ром расстройства иммунной системы, про­воцируя осложнения – от крапивницы и зуда до анафилактического шока.

А уже в 80-е годы идеолог и один из лидеров современного направления НЛП американец Роберт Дилтс начал исследовать возможность использования техник психологического программирования для лечения аллергии. Созданная Дилтсом НЛП-методика направ­лена на разрушение так называемых якорей, которые возникают в иммунной системе. «Якорением» в НЛП называется процесс ассо­циирования внутренней реакции организма с некоторым внешним пусковым механизмом (аналогично классическим условным реф­лексам), так что реакция может быть быстро вызвана повторно. На этой основе позднее и появилась методика «Быстрое излечение аллергии без использования медикаментов».

При помощи НЛП пациенты с аллергией должны понять удивительную вещь – какую пользу им удается извлечь из заболевания. После чего больному помогают найти альтер­нативный способ достичь желаемого без вреда для здоровья. Специалист заменяет аллерген, к которому человек чувствителен, на ней­тральный «контрпример», не вызывающий аллергической реакции. Затем с помощью специального программирования меняется отношение пациента к аллергену, а следом

и его физическая реакция на раздражитель. Автор методики надеялся, что в результате нейролингвистического воздействия иммун­ная система перестанет нападать на нетоксич­ные и неопасные вещества.

С конца 80-х в практику вошли различные ва­риации этой методики. Сегодня она использу­ется по всему миру и прошла, как утверждают ее адепты, тысячи испытаний – и в клиниче­ских условиях, и в ходе НЛП-тренингов. Ме­тодика используется при аллергии на пыльцу, табачный дым, парфюмерию, шерсть живот­ных, пищевые продукты – правда, речь идет о легких видах аллергии. «Программирова­ние» пациента занимает у специалиста НЛП от 30 минут до двух дней. В 1994 году в го­спитале города Вейла в американском шта­те Колорадо прошли КИ метода с участием более 100 пациентов, страдавших от аллергии, по результатам которых было отмечено немед­ленное ослабление симптомов более чем у по­ловины испытуемых. А трети больных якобы удалось избавиться от аллергии навсегда.

Российская школа нейролингвистического программирования существует сравнительно недавно – первые специалисты стали появ­ляться в начале «нулевых». В 2002 году Михаил Гордеев (сейчас ректор НОУ ВПО «Институт психотерапии и клинической психологии) на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова основал даже профильную кафедру психотерапии. Гордеев, следуя американской практике, со­ветует пациенту во время сеанса представить себя в контакте с аллергеном, откалибровать физиологические реакции, а затем указывает ему на ошибку иммунной системы, запомнив­шей аллерген. Далее «нейропрограмматор» находит вместе с больным очень похожий на аллерген продукт, не вызывающий болез­ненной реакции, и предлагает ему «выстроить прозрачный защитный экран». По другую сторону экрана пациент должен вообразить своего «двойника», который будет обучаться не реагировать на аллерген. Дальше – специ­алист, следуя определенной схеме, вводит ал­лерген на половину «двойника». Если все идет по плану, Гордеев предлагает пациенту прове­рить эффект сразу же после сеанса (конечно, если есть такая возможность) – погладить кошку, понюхать пыль и так далее.

«Основной смысл техники состоит в том, что­бы, опираясь на вещества, которые аллергию у человека не вызывают, расширить зону здоро­вья, создать «якорь» на отсутствие аллергиче­ской реакции, перенести его на контакт с веще­ством, на которое была аллергическая реакция. Если подобное действие вам удается, аллергия отступит», – говорится в описании техники.

Основатель российской школы бизнеса Ronum.ru Андрей Макрица, очень увлеченный НЛП, считает, что аллергия родилась про­сто из рекламы: «СМИ проводят пропаганду болезни, при этом убедительные результаты в борьбе с аллергией метод НЛП демонстри­рует уже в первые дни терапии». По его сло­вам, у любого человека есть фантазия, кото­рая способна изменить реакцию организма и скорректировать его состояние. «НЛП – это не гипноз и не внушение. Человек просто де­лает упражнение», – объясняет Макрица.

НЛП-курс избавления от аллергии или бронхиальной астмы в Москве обычно стоит от 10 до 30 тысяч рублей. За эту сумму моло­дые российские специалисты готовы решить проблему пациента – правда, с некоторыми оговорками: он должен быть здоров психиче­ски и предпочтительно находиться в возраст­ном диапазоне от 12 до 45 лет.

Хотя большинство российских медиков применяют лишь традиционные методы избавления от аллергии, многие отечественные ученые не отрицают роль психосоматики в фор­мировании заболевания. Главный аллерголог Санкт-Петербурга Глеб Федосеев говорит, что нельзя недооценивать роль изменений нервной системы в формировании бронхиальной астмы. По его данным, только за последние 20 лет слу­чаи нервно-психической бронхиальной астмы, когда приступы удушья являются следствием невроза или страха, в России участились вдвое. «Мы провели ряд исследований по модели­рованию контактов с аллергенами, – расска­зывает профессор Федосеев. – И оказалось, что достаточно всего трех сеансов гипносуг­гестивной психотерапии (лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна), чтобы доказать эффективность метода раци­ональной психотерапии с использованием методов НЛП. Купируются как истинные, так и псевдоаллергические реакции, даже в случае эпидермальной аллергии на шерсть домашних животных». Но аллерголог особо подчеркивает, что, используя психотерапевтические методики, больным могут помочь только высококвалифи­цированные специалисты.

Некоторые эксперты утверждают, что первона­чально вызвавший бронхиальную астму аллер­ген может со временем утратить свое значение, исчезнув из зоны окружения больного, а обо­стрения болезни начинают обуславливать лишь психогенные факторы. Ученые и современные практики сходятся в одном – стресс и психи­ческие расстройства являются сильнейшими манифестаторами аллергических реакций. Известно, что у людей с нарушениями психики аллергии могут возникать и исчезать спонтанно и практически мгновенно. А у пациентов с рас­стройством множественной личности аллергия зачастую проявляется у одной «половинки» и совершенно не беспокоит другую.

ЛИМФОЦИТ ПО ГОРЛО

В отличие от НЛП, метод аутолимфоцитотера­пии в сферы психики не лезет. По общей схеме АЛТ похожа на признанную по всему миру и широко применяющуюся аллергенспецифи­ческую иммунотерапию (АСИТ). При АСИТ пациенту «делают прививку от аллергии» – вво­дят под кожу или дают в виде капель в разных концентрациях аллерген, на который у него существует болезненная реакция. В результате организм привыкает к аллергену и перестает на него реагировать. Автор и единственный держатель всех патентов на АЛТ Надежда Логина делает интереснее – вместо аллергена вводит пациенту его собственные лимфоциты, специ­альным образом обработанные.

Свой метод она развивает уже больше четверти века. Множества последователей у нее за это время не появилось – их всего десяток. «Трудно конкурировать с фирмами, которые выпускают препараты, и с АСИТ, известной во всем мире», – объясняет аллерголог непопулярность своей системы. Опрошенные VADEMECUM специали­сты назвали, впрочем, другие причины сравни­тельной непопулярности детища Логиной.

Разработку АЛТ аллерголог начала в 80-х – она тогда заведовала Лабораторией клиниче­ской иммунологии Московской медицинской академии (сейчас Первый МГМУ им. И.М. Се­ченова) и получила задание исследовать вспыш­ки заболеваний в городах с неблагоприятной экологией. «Первый сигнал был из Киришей в Ленинградской области: в небольшом городе с мощным производством витаминного кон­центрата для сельского хозяйства за одни сутки в реанимацию попали около 800 человек. Позже мы исследовали Ангарск, Тольятти, Волгоград, Югорск. Ведь аллергологов в те времена во мно­гих городах вообще не было», – рассказывает Логина. Вместе с заданием ее группа получи­ла и соответствующее финансирование, так что смогла проверить нарождающийся метод на большом количестве случаев. В 1992 году Ло­гина получила первый патент, потом было еще несколько.

Лимфоцит – главная наша иммунная клетка, объясняет автор АЛТ-методики. При про­никновении в организм чужеродных факто­ров лимфоцит первым «узнает, кто пришел», и включает защиту. Если у человека аллергия на пыльцу березы, соответствующий рецеп­тор лимфоцита запускает механизм создания антител к этой пыльце. Если человек заболел гриппом, найдется другой рецептор, который даст старт разработке антител к вирусу грип­па, и так далее. А главное, информация о том, как реагировать на опасные вещества, сохра­няется в лимфоцитах на всю жизнь. И полу­чается, что если вместо аллергенов ввести под кожу небольшое количество лимфоцитов, ко­торые все про эти аллергены «знают», эффект будет примерно тот же – организм постепенно привыкнет не реагировать на этот постоян­ный раздражитель.

Не пропадет ли вместе с аллергией на кошек или тараканов и реакция на вирусы гриппа и другие инфекции? Лимфоциты предварительно моют физраствором в центрифуге, и из всех структур на их поверхности остаются только те, что несут информацию об аллергенах. По счастливому стечению обстоятельств, они высокоаффинные: их, условно говоря, почти невозможно оторвать от поверхности клетки. Приблизительно так объясняют механизм АЛТ врачи, добавляя: на самом деле это так сложно, что все равно никто не поймет и только запутается.

АЛТ в исполнении Логиной и коллег стоит 28 тысяч рублей за восемь процедур – примерно столько же, сколько один цикл АСИТ. Но если там высокая цена объясняется дороговизной препаратов, то здесь – сложностью манипуля­ций с лимфоцитами. Важно, что в АЛТ, в отли­чие от АСИТ, повторных циклов не требуется, говорит изобретательница. На сегодняшний момент ей удалось внедрить свой метод в одном из медцентров Казани (в этом городе рабо­тает половина приверженцев АЛТ), а также в нескольких точках Москвы и Зеленограда (оставшиеся пять последователей Логиной). Ее сайт предупреждает также, что есть сторонние медицинские центры, предлагающие лимфоци­тотерапию, что опасно и незаконно, поскольку метод охраняется патентом.

Коллеги более традиционного аллергологиче­ского профиля пока воспринимают АЛТ без большого восторга. «Отношусь к такому мето­ду отрицательно. Это воздействие на иммун­ную систему, а стимулировать ее не нужно, потому что аллергия при этом усугубляется. Она может сначала уменьшиться, зато потом многократно усилится, – говорит руководи­тель отделения аллергологии Европейского медицинского центра Карина Варданян. Поль­за метода, по ее данным, не доказана. Впро­чем, и о вреде ничего не известно.

«Эфективность метода достоверно не дока­зана, – говорит аллерголог-иммунолог ОАО «Медицина» Елена Праслова. – В моем окру­жении мне не приходилось встречать врачей, которые бы применяли этот метод».

аллергология, аллергия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении