Московский штаб Общероссийского народного фронта (ОНФ) предложил расширить практику оказания паллиативной помощи на дому, включив ее в систему ОМС. Для начала – в столице. Соответствующие рекомендации представители ОНФ направили в правительство Москвы. Vademecum выяснил у специалистов, работающих с неизлечимо больными людьми, и отраслевых экспертов, насколько реалистична инициатива ОНФ.
Работа в системе ОМС предполагает экономию средств и выполнение критериев эффективности. Врач должен максимально быстро пациента вылечить и выписать. Поэтому сокращается число коек, врачи больше обращают внимание на профилактику и диспансеризацию.
Но паллиативный пациент для ОМС – это пациент без прогнозируемого результата, на нем нельзя показать качество лечения и скорость выздоровления. Пациент, у которого нет так называемого «законченного случая». В любой другой сфере медицины, чем раньше пациент пришел, тем он выгоднее и дешевле для системы. Но в паллиативной помощи, качество жизни пациента зависит не от количества лекарств, а от отношения, индивидуального подхода, от возможности ломать стереотипы, а не следовать им, от того, насколько рано паллиативная помощь подключится к специализированному лечению, значит, такой пациент всегда будет слишком дорог. А уж если в паллиативной помощи нуждается пациент с рассеянным склерозом, или пациент после инсульта, лежачий, нуждающийся в круглосуточном уходе, тот, кому помощь будет нужна годы, изо дня в день, а не сутки до и трое после операции. Поэтому системе ОМС это невыгодно, а для пациентов просто будет убийственно, это лишит их помощи. Не зря паллиативная помощь, даже в богатых государствах, не входит в страховую медицину, она покрывается из бюджета. В Америке MediCare не содержит паллиатив, в Великобритании NHS (Национальная служба здравоохранения) содержит паллиативную помощь в очень небольшом проценте и большая часть работы хосписов финансируется за счет частных пожертвований или государственных субсидий.
Так что погрузить паллиативную помощь в ОМС – значит, навредить обеим сторонам. ОМС просто разорится, а пациент не получит помощи. Ведь паллиативная помощь оказывается не только пациентам с онкологией, а еще людям с рассеянным склерозом, парализованным после инсульта, инвалидам-колясочникам, а еще есть люди с запущенным диабетом, с ампутированными конечностями. Это симптоматическое лечение, уход в конце жизни и очень длительный уход за теми, кто болен неизлечимо, но ещё не подошёл к терминальной стадии. ОМС такое не вытянет – без потери качества помощи. ОМС будет всегда требовать от исполнителей сокращения количества визитов или сокращения койко-дней.
Паллиативная помощь - это помощь медико-социальная. Помощь самой уязвимой категории наших сограждан. Помощь тем, кого нельзя вылечить, но кому можно помочь. Такие пациенты должны быть под опекой государства - в этом и есть его социальная функция. А ОМС - это для нас с вами. Обратился за помощью, получил результат и забыл о медицине до следующего страхового случая.
Думаю, не стоит изобретать велосипед, а лучше посмотреть на опыт других стран и руководствоваться здравым смыслом. Наиболее подходящей моделью является создание выездных служб на базе паллиативных учреждений. Так, например, на базе Центра паллиативной помощи, который недавно открылся в Москве, насколько я знаю, сейчас как раз планируется создать такую службу. В ЦКБ Святителя Алексия действует паллиативная выездная служба помощи больным БАС, которую финансирует наш фонд. Выездная служба есть в Первом московском хосписе. В поликлиниках паллиативных больных, к сожалению, стараются не замечать – во всяком случае, тех, которым помогаем мы.
Прикреплять выездную службу к поликлиникам неправильно, поскольку паллиативная медицина имеет свою специфику. Это отдельная область знаний и навыков, в которой надо быть специалистом. Что касается финансирования, то нужно очень хорошо понимать, по какой модели это может осуществляться. Считать по количеству манипуляций и по койкам не получится – это не стационар. Так что в целом инициатива правильная и нужная, но все должно быть хорошо продумано.
Считаю, что паллиативная помощь на дому должна быть бесплатной. Другое дело, что наши чиновники и профессиональное сообщество не знают, что такое паллиативная помощь, и часто имеют в виду совершенно другие вещи – реабилитацию, уход на дому (в том числе послеоперационный), респираторную поддержку. Тогда как паллиативная помощь – это лечение симптомов, значит, должны быть доступны сильнодействующие препараты, и забота о качестве смерти – правовая и практическая возможность дать человеку умереть в соответствии с его пожеланиями, например, отказаться от реанимации. Поэтому было бы гораздо полезнее, если бы в ОМС включили не абстрактное понятие «паллиативная помощь», а что-то более конкретное, например сестринскую помощь на дому во всех контекстах, где это необходимо – хронические заболевания, постстационар и паллиативная помощь. Чтобы в поликлиниках были медсестры, посещающие людей на дому для перевозок, гигиенических процедур, установки катетеров и зондов, капельниц, для оценки симптоматики.
С одной стороны, паллиативная помощь (так же, как и психиатрия) плохо укладывается в страховой формат оплаты обращений, услуг или законченных случаев. Никто не знает срок жизни таких пациентов и их потребность в этой помощи. С другой, следует учитывать, что сейчас основная доля пациентов получает помощь дома силами нанимаемых родственниками дневных или круглосуточных сиделок и медсестер, с периодическими визитами врачей. Этот рынок труда уже сформировался, понятны его расценки. Поэтому самым оптимальным путем представляется начать финансирование паллиативной помощи в форме выплаты ежемесячных социальных пособий, частично возмещающих затраты родственников на оплату привлекаемых медработников – остальную часть родственники могут оплачивать сами, с учетом пенсий пациентов. Оплату же визитов врачей и сестер на дом для выполнения манипуляций, осмотров и консультаций этих пациентов надо проводить за счет ОМС. И лишь запустив систему поддержки на дому, вводить систему хосписов или домов сестринского ухода, которые должны содержаться за счет бюджета.
Инициатива потребует изменений в действующем законодательстве, согласно которому паллиативная помощь оказывается за счет региональных средств. Включение в систему ОМС паллиативной помощи на дому, как и паллиативной помощи в целом, позволило бы решить проблему межрегионального финансирования таких услуг. Пациенты могли бы перемещаться из региона в регион и получать необходимую помощь не по месту прописки, а по месту фактического пребывания. Это было бы правильно. Стоит отметить, что паллиативная помощь является не столько медицинской, сколько медико-социальной. Не станет ли в этом случае ориентация исключительно на средства ОМС ограничением?