Профессиональное сообщество с тревогой и надеждой смотрит на Минздрав, затеявший глобальную реформу высшей медицинской школы, переформатирование реестра специальностей и порядка аттестации врачей. Ведомством уже издан целый ряд документов, описывающих последовательность начавшихся преобразований.
Но картина светлого отраслевого будущего из них пока почему-то не складывается. О конечной цели и промежуточных итогах перестройки Vademecum рассказала директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ Татьяна Семенова.
-В числе особо тревожащих врачебное сообщество новаций – введение трехуровневой аккредитации специалистов и одновременное упразднение интернатуры. Как сопряжены эти действия? И вообще – какого эффекта Минздрав ждет от реформы?
– Безусловно, все реализуемые нами структурные изменения в системе подготовки врачей направлены в первую очередь на повышение качества подготовки специалистов, уровня их квалификации и, безусловно, устранение кадрового дисбаланса и сокращение кадрового дефицита в отрасли. Система здравоохранения шла к нынешним реформам постепенно, и реализация инноваций состоится не в один момент – нам еще многое предстоит сделать. Например, в течение следующего года мы должны пересмотреть федеральные государственные образовательные стандарты подготовки специалистов по программам ординатуры по всем специальностям. Как вы знаете, у нас в сейчас в интернатуре 33 специальности, а в ординатуре, с нормативным сроком обучения два года, 94 специальности. Так вот идея заключается в том, чтобы перейти к системе модульной ординатуры, срок обучения в которой – от года до пяти лет, в зависимости от специальности. Набор компетенций того или иного специалиста сейчас определяется профессиональным сообществом. Леонид Рошаль возглавляет подгруппу по здравоохранению в Совете при Президенте России по квалификациям, там как раз и разрабатывают требования к специалистам различных медицинских направлений по уровню знаний, навыкам, умениям – профессиональные стандарты. На их основе и будут созданы образовательные стандарты с различными сроками обучения.
– Я правильно понимаю, что группа Рошаля сейчас разрабатывает стандарты, по которым начиная с 2018 года планируется аккредитовывать ординаторов? Успеете?
– Да. Мы уже начали работу. По 30 специальностям отраслевые врачебные ассоциации уже разрабатывают профессиональные стандарты. А параллельно, чтобы не терять времени, мы двигаемся к изменению стандартов в образовании.
– В процессе обсуждения реформы звучала идея – помимо аккредитации специалистов проводить аккредитацию отдельных врачебных навыков. Это предложение будет реализовано?
– В перспективе технология аккредитации позволит оценивать владение специалистом отдельными навыками или компетенциями, которые относятся к другим медицинским специальностям, но необходимы врачу в его основной профессиональной деятельности. Рабочее название этого «оценочного» формата – компетентностная аккредитация. Профессиональное сообщество будет прописывать, какими дополнительными компетенциями в других специальностях должны владеть обладатели аккредитации по базовому профилю.
– Сегодня в системе высшего медицинского образования существует, как уже было сказано, 94 специальности. Почему Минздрав выступил за сокращение их числа?
– Мы выступали инициаторами идеи сокращения, потому что считаем этот путь развития медицинской отрасли единственно правильным. Возьмем, например, хирургический профиль. В его основе лежат базовые принципы, каноны хирургии, понятие хирургического вмешательства, его видов. Но какая разница, где нанести разрез – на лице или на ноге? Каноны неизменны, принципы одинаковы – и для отоларингологов, и для офтальмологов, и для урологов, и для онкологов, и для торакальных хирургов. Это азы ведения хирургических больных, особенности хирургической болезни. Их целесообразнее начинать изучать по единым стандартам в едином профиле, поскольку подходы идентичны, а потом уже, на следующем уровне обучения, разделять на специальности, а более узкие аспекты – на специализации. Потому и было решено пересмотреть подходы к количеству специальностей с их укрупнением и объединением более «узких» в более крупные.
– Какие, например?
– Таких примеров много, есть специальности врачей, которых всего несколько десятков. А есть другой пример – специальность «диабетология». Значимость такого заболевания, как сахарный диабет, очевидна, и системный вред, наносмый организму человека этим заболеванием, требует мультидисциплинарных знаний у врача, начиная от информирования пациентов, внедрения новых мобильных методик определения уровня глюкозы в крови, современных методов коррекции гипергликемии и так далее. Из эндокринологии образовалась новая специальность «диабетология», новый стандарт подготовки врачей, но, на мой взгляд, диабетология – это все же специализация врача-эндокринолога, и если речь не идет об узкоспециализированной медицинской организации, то основная специальность в данном случае – эндокринология. То есть отдельная специальность – это изьятие возможности лечить тех или иных пациентов одним врачом у другого. Получается, вводя специальность «диабетология», нужно было эндокринологов лишить возможности заниматься профилактикой сахарного диабета и лечить пациентов, страдающих этим недугом.
Но так искусственно создается кадровый дефицит по отдельным специальностям, поскольку рекомендованные штатные нормативы по оказанию медицинской помощи закреплены в порядках и в подавляющем большинстве случаев рассчитываются на определенное количество населения. И чем уже специальность, тем большую когорту населения должен охватить один специалист, а это в условиях нашей страны иногда на практике не удается сделать.
Еще пример – нам поступило предложение выделить суицидологию как отдельную специальность. Но ведь это раздел психиатрии. То есть если мы проведем такое выделение, с изъятием соответствующих компетенций, то психиатры уже не смогут заниматься профилактикой суицидального поведения и оказывать медицинскую помощь пациентам. Но как тогда обеспечить необходимое число суицидологов по всей России? Если подобное «размножение» не остановить, мы дойдем до того, что у нас будет миллион специальностей, и каждая – с тупиковой ветвью профессионального развития. Мы намерены двигаться в противоположном направлении, поскольку лечим не болезнь, не нозологическую форму, а пациента. Чем шире базовая подготовка врача, тем шире его кругозор и понимание того, чем занимаются его коллеги, которые ведут пациента по цепочке к наилучшему результату.
– И все же в медицинском сообществе довольно много противников объединения специальностей. Как вы с ними договариваетесь?
– Исторически сложилось так, что под новые методики и технологии старались создать новую специальность, не задумываясь об избыточности такого дробления. Сегодня профессиональное сообщество в целом с нашей идеей объединения специальностей согласно. Но когда мы в обсуждениях доходим до частностей, возникают противоречия и сложности. Если говорить откровенно, исключительно из-за ревностного отношения врачей к любимой специальности. Люди, посвятившие своей специальности всю жизнь, считают, что если они этим занимаются, то значит, именно этот профиль имеет право на обособление. И контраргументы воспринимают с большим трудом. Но мы не рассматриваем вариант, когда есть только несколько специальностей и все, нужно просто системно вводить иной подход и базировать его в том числе на иных классифицирующих принципах, обязательно оставляя в системе специалистов узкопрофильных. Мне представляется это следующим образом, например: профиль хирургический – первый модуль (ступень) ординатуры, подготовка не менее года, далее делится на специальности – например, урология или общая хирургия, или гинекология – второй модуль ординатуры, а потом третий модуль – уже специализация, из хирургии – ангиохирургия или пластическая хирургия, а далее возможен и следующий уровень – кардиохирургия или реконструктивная или эстетическая хирургия. Но решать эти задачи однозначно предстоит профессиональному сообществу, и последнее слово за врачами.
– Вы полагаете, объединение специальностей способно нивелировать проблему кадрового дефицита?
– Чем уже профиль, тем меньше потребность в таких специалистах на когорту населения. У нас страна огромная, и населенные пункты – с разной территориальной доступностью, поэтому обеспечить население адекватной помощью узких специалистов при действующих порядках невозможно. Представьте такую картину: небольшой населенный пункт, который, естественно, не может обойтись без врача-кардиолога. Но, по нормативам, на одну ставку кардиолога надо несколько таких населенных пунктов. Надо треть врача-кардиолога или еще меньше. Что делать? Не разделить же доктора на части! А главный врач больницы в этом населенном пункте обязан взять в штат кардиолога, платить ему достойную заработную плату, иначе не найдет специалиста на эту ставку. Но нагрузка-то у него недостаточная. Как быть? Сегодня есть только один путь – использовать профессиональную переподготовку, чтобы дать дополнительную компетенцию врачу-терапевту и он смог бы работать и врачом-кардиологом. Врачи в таких случаях совмещают работу по двум специальностям. Но проблема понятна: чем больше мелких специальностей, тем тяжелее обеспечить шаговую доступность узкопрофильных специалистов для населения. И решать ее придется.
– Рынок труда в индустрии явно не сбалансирован, особенно не хватает специалистов в первичном звене. Тем не менее звучат предложения ограничить коммерческий прием в медвузы. Минздрав эту идею поддерживает?
– В настоящий момент мы обсуждаем возможность ограничения коммерческого приема с Минобрнауки, в чьей компетенции определение политики в сфере образования. Но речь идет не об ограничении коммерческого приема на первый курс, а именно о постдипломной ступени, когда будущие врачи получают узкую специальность. Обсуждается ограничение коммерческого приема в ординатуру именно в разрезе специальностей и в целях сбалансированности рынка труда. А вот на коммерческое обучение, в отличие от бюджетного, у нас нет полномочий ограничивать прием в разрезе специальностей, хотя это один из ключевых моментов устранения сложившегося кадрового дисбаланса в отрасли, когда врачи одних специальностей идут работать, а по ряду специальностей врачей в системе не хватает. Необходимо каждое движение в этом направлении четко взвешивать, чтобы не нарушить чьих-либо прав, оценить все возможные риски.
– Какие именно?
– При внедрении системы первичной аккредитации выпускники вузов получают возможность сразу осуществлять профессиональную деятельность на определенных должностях, уходит институт интернатуры – соответственно, несмотря на увеличение в 2017 году количества бюджетных мест в ординатуре, общая сумма мест сокращается. И если образовательные организации не лимитируют количество мест, а особенно важны специальности подготовки в ординатуре на внебюджетном обучении, это будет выглядеть, как будто мы просто перевели бюджетный прием в коммерческий, а это совсем не так. Мы планируем объемы подготовки кадров ровно такие, какие нужны для баланса обеспечения кадрами первичного звена. И предлагаем опираться на потребности регионов – главврачи, министры будут считать, смотреть возраст, трудовую миграцию и четко определять, сколько и какие специалисты им необходимы.