В середине декабря завершился очередной раунд обсуждения проекта ФЗ «Об обращении медицинских изделий». Минздрав, обнародовавший авторскую версию документа в сентябре, тогда же получил от участников рынка невысокую оценку своей работы. Теперь к производителям и потребителям медизделий (МИ) присоединились эксперты Минэкономразвития, настоятельно рекомендующие правительству и Госдуме отправить проект на доработку. Судя по отзыву Минэка, документ в его нынешней редакции способен лишь навредить отрасли, готовой к импортозамещению гораздо лучше прочих секторов индустрии здравоохранения.
Рынку МИ с нормативной базой не везет давно. Кто только ни брался за написание базового ФЗ «Об обращении медизделий», начиная с 2012 года авторами документа успели выступить и Росздравнадзор, и Минпромторг, и Минздрав. Последний коллектив законотворцев прошедшей осенью представил общественности свою версию законопроекта, в которой, по сути, скопировал структуру ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств». Подметившее это сходство отраслевое сообщество поспешило встретить документ критикой, но большая часть предложений и замечаний от производителей и потребителей МИ в проект по традиции не попала.
Регулятор действительно повторяет концепцию ФЗ-61 – законопроект получился отсылочным, то есть предлагающим искать правопримирительные ответы в подзаконных актах. Авторов при этом совершенно не смущает, что нормы эти никем еще не прописаны. Участники рынка также упрекают регулятора в том, что законопроект не содержит ясной правовой регламентации принципов и правил разграничения госконтроля в сфере обращения и гражданского оборота МИ. Некорректно описан и процесс регистрации МИ, не регламентированы правила приостановления действия, отмены или изъятия регистрационного удостоверения. Нет в версии Минздрава ясности в отношении технических испытаний и клинических исследований МИ, нет и корреляции этих процедур с экспертизой качества. Одним словом, нет ничего, что помогло бы отрасли деятельно существовать и реагировать на вызовы и угрозы, актуализированные последними событиями на валютном рынке в частности и в экономике страны в целом.
Союзника производители медизделий нашли в лице Минэка. Отзыв министерства на законопроект получился резко негативным. Там, в частности, считают, что законопроект не сочетается с положениями ждущего ратификации Соглашения о единых принципах и правилах обращения МИ в Евразийском экономическом союзе.
«Минэкономразвития вообще поставило под сомнение необходимость создания отдельного российского закона в свете интеграционных процессов», – говорит генеральный директор консалтинговой компании MDpro Алексей Ванин.
Рецензенты из Минэка, перечислив еще с десяток недоразумений и недоговоренностей, встреченных ими в документе, резюмируют: Минздрав готов раздать всем субъектам обращения МИ избыточные обязанности, запреты и ограничения, что в совокупности приведет к необоснованным расходам производителей, продавцов, а главное – госзаказчиков медизделий.
Проект должен поступить в Госдуму и, вероятно, будет дорабатываться между чтениями. Хотя эксперты уверены, что у чиновников есть задачи куда важнее: нынешняя нормативная ситуация как для импортеров, так и для отечественных производителей медизделий и без того складывается не лучшим образом. «Все важные для рынка МИ проекты документов находятся в правительстве, и принять их – более актуальная задача, чем принятие неудачного закона», – уверен Ванин.
Порядка 40–45% МИ, попавших в подготовленный Минпромторгом, но до сих пор не принятый проект постановления правительства по ограничению импорта, уже сейчас готовы поставлять отечественные компании. «Объективно невозможно перейти на российские поставки по всему перечню, но их доля, в случае оперативного принятия протекционистского решения, может увеличиться до 70–80%, – считает Алексей Ванин. – Для отрасли это станет большим преимуществом, не требующим нагрузки на бюджет».