24 Апреля 2025 Четверг

Новая жизнь Елены Тельновой
Ольга Макаркина Мединдустрия
21 мая 2013, 4:01
7936

Елена Тельнова: «В США кто-нибудь знает Министерство здравоохранения? Никто. Все знают FDA»

Суровый образ американской Food & Drug Administration (FDA ) вдохновил авторов административной реформы 2004 года на создание Росздравнадзора — специальной службы, которая взяла бы на себя ключевые вопросы регулирования фармрынка и рынка медуслуг. Но девяти лет оказалось мало, чтобы превратить Росздравнадзор в мегарегулятор. К тому же усилению роли службы противились вышестоящие институты, то добиваясь отставки очередного руководителя, то отнимая контрольные полномочия. В марте Росздравнадзор покинула Елена Тельнова, три года проработавшая исполняющей обязанности главы ведомства, но так и не утвержденная на эту должность. Она была одной из основательниц и главных идеологов Росздравнадзора. Не заметить уход главного контролера отрасль не могла. О причинах отставки, дальнейшей судьбе регулятора и новом месте работы Тельнова рассказала VM.

Встреча Елены Тельновой с корреспондентом VM проходила в кафе неподалеку от ее дома в Крылатском. По совпадению в тот же день, 30 апреля, Росздравнадзор попал в заголовки новостных лент – на взятке поймали сотрудника Управления организации госконтроля обращения медизделий. Тельнова полтора месяца как покинула свой пост, но по-прежнему принимает происходящее близко к сердцу. "Службе придется нелегко, снова надо будет завоевывать авторитет, доказывать свою эффективность", – переживает она.

13 мая – ее первый рабочий день на новом месте, в ФГБУ "Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья". "Предложения в бизнесе даже не рассматривала. А вот наука мне интересна". Возможно, ей захотелось чего-то нового. До сих пор профессиональный путь Елены Тельновой можно было охарактеризовать так: бизнес или его регулирование. Карьера в фармотрасли для нее началась в 1977 году в Аптечном управлении Москвы. Через 10 лет молодая советская чиновница переквалифицируется в заведующую аптекой, но административная работа вскоре призовет ее вновь. Старт свободного рынка и отказ государства от централизованного снабжения аптек необходимым лекарственным ассортиментом означали, что пришло время выстраивать новые правила игры и знакомиться с новыми игроками – частными компаниями.

"На моих глазах организовывался "Протек", в котором работало на тот момент несколько человек. Мы с Якуниным [Вадим Якунин – основатель и основной владелец группы "Протек". – VM] при встречах вспоминаем, как все зарождалось: прайс-лист компании был не то чтобы на одном листочке, а состоял из нескольких строчек всего. Я помню, он ко мне в аптеку в первый раз приехал с вопросом, возьмем ли мы две коробки аспирина Bayer. Мы брали сколько давали".

В 1995-м Тельнову приглашают возглавить Департамент фармации Москвы. Тогда первоочередной задачей было законодательное обеспечение отрасли. Первое временное положение о порядке лицензирования фармдеятельности конца 1995 года – разработка департамента. В кризисном 1998 году она уходит из Департамента на должность директора одной из крупнейших московских аптек того времени – Пресненской. Тельнова внедряла передовые для 90-х технологии – торговлю парафармацевтикой, косметикой, кислородными коктейлями.

В 2000 году появилась более масштабная задача – поступило предложение организовать работу фарминспекции внутри группы "Биотэк". Создатель компании Борис Шпигель лично пригласил Тельнову заняться тем, что она хорошо умела: наладить контроль за разбросанными по всей стране подразделениями – аптеками, складами, производственными площадками.

Еще через четыре года ей пришлось заниматься примерно тем же, но уже в масштабе страны. Росздравнадзор, куда Тельнову пригласили замом руководителя Рамила Хабриева, был учрежден в конце весны 2004 года. Практически сразу чиновников новой службы "бросили" на запуск беспрецедентной по объемам бюджетного финансирования госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО ), круто изменившей ландшафт российского фармрынка, да и роль самого Росздравнадзора в регуляторной системе. Тельнова говорит, что в Росздравнадзор ее позвали именно с целью наладить контроль в системе ДЛО , сформированной в сжатые сроки и регулярно нуждавшейся в наладке.

В начале 2007 года выяснилось, что фармдистрибьюторы поставили по программе ДЛО лекарств на 70 млрд рублей, притом что в бюджете было заложено на оплату только 30 млрд рублей. Бюджет приостановил поставки, льготники остались без лекарств и разразился грандиозный скандал. В итоге тогдашний премьер Михаил Фрадков отправил Хабриева в отставку. Решение многим до сих пор кажется спорным, но других крайних в этой схеме не было.

Елена Тельнова и теперь не видит за Росздравнадзором организационных просчетов: "Проблемы ДЛО были связаны не с федеральным центром, а с регионами. Многие регионы не могли и не хотели учиться рационально использовать бюджетные средства и планировать потребность в препаратах. В тех регионах, в которых остро стоял вопрос с лекарственным обеспечением, до сих пор проблемы остались".

Пришедшего на смену Хабриеву Николая Юргеля увольняют ровно через три года – за публичную критику законопроекта "Об обращении лекарственных средств". Причину критики понять несложно – после вступления закона в силу Росздравнадзор потерял половину своего первоначального функционала. Например, передал Минздравсоцразвития комплекс полномочий, связанных с допуском лекарств на рынок, а Минпромторгу – вопросы лицензирования фармпредприятий. Оставшихся полномочий Росздравнадзору явно не хватало, чтобы превратиться в "российскую FDA".

Однако Елена Тельнова, занявшая место Юргеля (правда, с приставкой "врио"), продолжила управлять регулятором в соответствии с первоначальными установками. Она работала над созданием системы лабораторных комплексов по экспертизе ЛС в каждом федеральном округе России, вела мониторинг программы ОНЛС. Недавно ведомство получило функцию контроля за ходом модернизации здравоохранения. Но теперь отвечать за эту работу будет другой врио – назначенный в марте 2013 года Михаил Мурашко.

Известие о том, что ей готовят замену, стало для Тельновой неприятной неожиданностью. Любая другая должность в Росздравнадзоре стала бы для нее понижением по службе и чиновница тут же подала в отставку, "чтобы не мешать новому руководителю".

"Один мой очень хороший знакомый сказал: все, переступи и поставь точку, двигайся дальше. Я так и делаю", – говорит Елена Тельнова.

госрегулирование
Источник: Vademecum №1, 2013

В РАЗОБРАННЫХ – СОСТОЯНИЕ. Как переживают затишье после бури 2024 года участники ТОП200 аптечных сетей

Маршрутные тиски: регулятор намерен усложнить порядок предоставления специализированной медпомощи. Мнения

Артак Мацакян: «Если хирурги не конкурируют за операционные, это ненастоящая больница»

Ирина Васильева: «Мы действительно называем эту работу борьбой»

Отягощенные интеллектом: регуляторы приняли этический кодекс применения ИИ в здравоохранении. Мнения

Цифровой клиентский сервис – новая точка роста медицинского бизнеса