Проект по аутсорсингу спецтранспорта «Новая скорая помощь», одобренный Агентством стратегических инициатив (АС И) и успешно работающий в Башкирии, Кировской области и Перми, дал в Волгограде сбой после ареста ответственного за медицинскую сферу вице-премьера областного правительства. Муниципальный контракт на транспортное обслуживание городской «Станции скорой медицинской помощи», заключенный накануне нового 2013 года, спустя три месяца решением Арбитражного суда Волгоградской области был расторгнут. Глава компании, лишившейся подряда, готовит апелляцию.
Проект врача-психиатра, а ныне предпринимателя Евгения Фридмана "Новая скорая помощь" представляет собой транспортный аутсорсинг для службы скорой медицинской помощи (СМП): частная компания организует поставку и обслуживание автомобилей, нанимает водителей и осуществляет перевозку врачебных бригад и пациентов. Теоретически, такой подход взаимовыгоден: он освобождает бюджет от инвестиций в обновление автопарка, медицинские учреждения – от несвойственных им функций вроде ремонта и эксплуатации автомобилей, а предпринимателю приносит прибыль. На практике все оказалось несколько сложнее.
28 декабря 2012 года компания "Новая скорая помощь-Волгоград", как единственный участник торгов, заключила с городской "Станцией скорой медицинской помощи" договор на поставку 80 автомобилей по максимальной цене 185,7 млн рублей. Однако после Нового года ситуация усложнилась: 6 января правоохранительными органами был задержан по подозрению во взяточничестве вице-премьер Волгоградского областного правительства Павел Крупнов, как раз курировавший программу модернизации здравоохранения (ему инкриминируют получение отката в 17 млн рублей за передачу конкретной строительной фирме крупного подряда на ремонт областного онкодиспансера).
Городская станция СМП отказалась принять поставленные Фридманом автомашины, а уже 11 января председатель правительства области Константин Храмов объявил, что контракт с "Новой скорой" будет расторгнут. Конфликт начал набирать обороты, к делу подключились прокуратура Волгоградской области и Арбитражный суд. Соглашением предполагалось, что сотрудники ГБУ "Спецавтохозяйство Волгограда", ранее обслуживавшие городскую станцию СМП, будут переведены в компанию "Новая скорая помощь-Волгоград". Однако многие водители воспротивились переходу. По их жалобам прокуратура начала проверку частника-подрядчика и выяснила, что у ООО. "Новая скорая помощь-Волгоград" не было в наличии ни одной машины для исполнения условий контракта с 1 января 2013 года.
По результатам проведенной проверки прокуратура сделала вывод: "Новая скорая помощь-Волгоград по муниципальному контракту от 28.12.2012 года взяла на себя обязательства поставить 80 автомобилей скорой медицинской помощи в срок до 01.01.2013 года, чего сделано не было". Это прокурорское резюме противоречит опубликованному на сайте госзакупок тексту контракта, по которому обязательства должны быть исполнены подрядчиком "с момента заключения контракта, но не ранее 0 часов 00 минут 01.01.2013 года до 23 часов 59 минут 31.12.2013 года". Тем не менее, станция СМП "в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с невыходом на линию машин скорой помощи", в срочном порядке заключила контракт со "Спецавтохозяйством Волгограда" на оказание услуг в первом квартале 2013 года. А 25 января 2013 года, получив представление прокуратуры, подала иск в Арбитражный суд Волгоградской области о расторжении контракта с компанией "Новая скорая помощь-Волгоград".
В свою очередь, Евгений Фридман также через Арбитражный суд пытался признать неправомочными действия главврача скорой Романа Лященко, который отказался принимать поставленные после новогодних праздников машины. Контрагент, считает г-н Фридман, мотивировал свое решение "надуманным поводом": "На наших автомобилях шипованная резина и надпись "всесезонные". Главврач утверждал, что это не зимняя резина. Но как доказать, что летней резины с шипами нет, кроме как через суд, мы не знаем. Сейчас работают автомобили, у которых двери на шпингалеты закрываются, а вместо люка – картонки". Суд отказал предпринимателю в удовлетворении требований и признал действия главврача законными.
Компания обжаловала два решения Арбитражного суда Волгоградской области – 7 мая 12-й Арбитражный апелляционный суд получил жалобу компании "Новая скорая помощь-Волгоград". По словам Евгения Фридмана, все автомобили были отгружены с завода в Нижнем Новгороде 27 декабря 2012 года, перегон в Волгоград занял бы не более суток. При этом предприниматель подчеркивает, что предлагал найти других водителей на первые две-три недели января, пока местные власти объяснили бы водителям ГБУ "Спецавтохозяйство Волгограда", что их положение не изменится при переходе в частную компанию.
Как рассказал VM генеральный директор ГБУ "Спецавтохозяйство Волгограда" Игорь Граев, с водителями провели специальное собрание, на котором присутствовали представители компании Фридмана. "Примерно 20 человек перешли туда работать и до сих пор числятся там [у Фридмана. – VM]. Остальные делать этого не захотели. Если сотрудник не хочет уходить, я не имею права его заставлять", – отмечает он.
Однако, по словам г-на Граева, с 1 марта "Спецавтохозяйство Волгограда" не связано с городской станицей скорой помощи никакими договорными обязательствами: ГБУ передало на баланс станции 55 автомобилей, 400 сотрудников (водителей и обслуживающий персонал) перевели на работу в городскую станцию СМП. При этом, подчеркивает Игорь Граев, уволенные сотрудники получили все полагающиеся компенсации без задержек, никаких конфликтов не возникло.
Городская станция скорой помощи отказалась от комментариев до окончательного завершения разбирательства. Но Евгений Фридман охотно делится информацией: по его словам, на предновогоднем заседании Минздрава чиновники сами попросили представителей "Новой скорой" начать работу после праздников. За время новогодних каникул должно было снизиться напряжение, возникшее у горожан из-за опасений, что скорая помощь станет платной, если к ее работе привлекут частную компанию.
Ни подтвердить, ни опровергнуть заявление предпринимателя, ни как-либо прокомментировать ситуацию Минздрав Волгоградской области не пожелал, сославшись на 30-дневный срок, отведенный законом о СМИ на предоставление информации. Как полагает председатель правления Ассоциации руководителей скорой медицинской помощи, глава станции СМП Санкт-Петербурга Алексей Бойков, подобная ситуация стала возможной после перевода городских станций скорой помощи в систему ОМС.
"В Санкт-Петербурге особенных проблем не возникло, – утверждает г-н Бойков. – Но в целом по стране ситуация хаотична и с финансированием, и с обеспечением транспортом. Ни Минздрав, ни ФОМС не издали четких методических рекомендаций по работе скорой медицинской помощи в условиях ОМС. Нет единых правил игры на всю страну, а посему каждый субъект вынужден изобретать свой жизненный путь". В Санкт-Петербурге водители и автотранспорт находятся в ведении государственного учреждения "Автобаза скорой и неотложной помощи" и, по словам Алексея Бойко, эта ситуация всех устраивает.
В Агентстве стратегических инициатив, экспертный совет которого в ноябре 2012 года одобрил проект Фридмана "Новая скорая помощь", отказались дать оценку происходящим в Волгограде событиям. "Мы не комментируем сложности, возникшие у инициатора проекта с администрацией города, поскольку считаем, что это сугубо внутренний, коммерческий спор хозяйствующих субъектов – участников проекта и администрации как заказчика", – ответил VM пресс-секретарь АСИ Игорь Карачин. Он уточнил, что в настоящее время проект находится в АСИ на комплексной экспертизе, которая "подразумевает более пристальное изучение". Пройдя эту экспертизу, проект попадет на рассмотрение наблюдательного совета, возглавляемого Президентом РФ, который и примет решение давать или не давать проекту зеленый свет, что на практике означает оказание федеральной административной поддержки. Сейчас ее "Новой скорой" явно не хватает, по крайней мере, в Волгограде.