25 Сентября 2023 Понедельник

Нота до и после
Ольга Макаркина
24 марта 2014, 14:13
6850

Чем «Биотэк» мотивирует свои претензии к Teva

Группа «Биотэк» Бориса Шпигеля намеревается взять реванш в битве за поставки на российский рынок препаратов израильской Teva. Отечественная компания надеется выстроить отношения со своенравным контрагентом по уже некогда отработанной схеме – сначала заручается поддержкой Федеральной антимоно­польной службы, а затем, если увещевания и взыскания ФАС не помогают, пытается привлечь к спору вни­мание еще более авторитетных рефери. Как стало известно VM, ЗАО «МФПДК «Биотэк» готовит обращение в надзорные и следственные органы с требованием разобраться, не просматривается ли в действиях отдель­ных сотрудников российского офиса Teva состава уголовного преступления.

Очередное предупреждение ФАС о прекращении компанией Teva Pharmaceutical Industries Ltd действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, появилось на официальном сайте службы 18 марта. Претензия регуля­тора к «дочке» израильской компании традиционна. По мнению ФАС, ЗАО «МФПДК «Биотэк» были навяза­ны невыгодные условия договора на поставку лекарственного препарата Копаксон-Тева (МНН: глатирамера ацетат): заказчик должен сначала победить на аукционе, затем на 100% оплатить законтрактованный объем, без расчета скидок, бонусов и прочих особых условий многолетнего дву­стороннего соглашения компаний, и только потом ждать от исполнителя поставки. ФАС также обращает вни­мание Teva на недопустимость двой­ных стандартов во взаимоотношениях с контрагентами, приводя в пример различия условий для «Биотэка» в одном случае и ООО «Тева» – в дру­гом. Свои выводы антимонопольная служба заключает требованием о пре­кращении «указанных действий в срок до 28 марта». «Навязывание Teva условий договора, невыгодных для «Биотэк», содержит признаки наруше­ния п. 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ №135 «О защите конкуренции» и ведут к недопущению конкуренции на территории Рос­сии», – резюмировал этот раунд про­тивостояния заместитель руководите­ля ФАС России Андрей Кашеваров (на фото слева, стр. 8).

Юрист компании Hogan Lovells Мария Седых замечает, что, в случае невы­полнения Teva выданного ей преду­преждения, ФАС РФ может принять решение о возбуждении антимоно­польного дела: «Компании может гро­зить оборотный штраф до 0,15 размера суммы выручки от реализации лекар­ственного препарата Копаксон-Тева.

Разгоревшийся в августе 2013 года кон­фликт многолетних партнеров нанес по позициям «Биотэка» в сегменте «Семи нозологий» ощутимый удар. Если в 2012 году Минздрав закупил Копаксон на общую сумму 9 млрд руб­лей, а на аукционы по всем лотам выходил непосредственно «Биотэк», то в 2013 году из поставки препа­рата на общую сумму 2,7 млрд руб­лей ООО «Тева» отгрузило товара на 2,5 млрд.

Лишившись эксклюзива на блокба­стер Копаксон, «Биотэк» стал терять права на дистрибуцию и других препаратов Teva: Такролимус-Те­ва в регионы поставила «Роста», Микофенолат-Тева – «Р-Фарм», а Экорал распределили между собой компания «Яркая звезда» и та же «Роста». Только по этим препаратам «Биотэк» прошел мимо гарантированной выручки в 700 млн рублей. Понятно, что смириться с такими потерями компания не готова. Некоторые контрагенты группы считают, что год дался компании очень тяжело: поставщики все чаще предпочитают работать с ней на условиях предоплаты, на складах не хватает товара, отдельные регио­нальные администрации выставили дистрибьютору неустойки по недо­поставкам препаратов в сегменте льготного лекарственного обеспе­чения. Впрочем, официальную отчетность за 2013 год «Биотэк» еще не раскрывал.

Борис Шпигель (на фото справа, стр. 8) твердо намерен в судебном порядке обязать Teva исполнить обязательства по пятилетнему рамочному договору, заключенному между партнерами в 2010 году, и взыскать упущенную выгоду. Как замечает руководитель коммерческой группы юридической фирмы Vegas Lex Юлия Тормагова, шансы сторон в арбитраже в заданных условиях равны: «Биотэк» и Teva долж­ны будут в судебном процессе доказать обстоятельства, которые свидетельству­ют о наличии или отсутствии убытков в виде упущенной выгоды».

В израильской компании к мировому соглашению по маршруту «Биотэка» идти не готовы. «Компания Teva твер­до полагает, что действовала в полном соответствии с российским законода­тельством, в рамках своих юридиче­ских прав и обязанностей», – заявил официальный представитель компа­нии Teva Константин Дубинин.

Председатель совета директоров ГК «Биотэк» Борис Шпигель заявил VM, что нынешняя позиция Teva его категорически не устраивает, и он готов начать операцию по принуждению к миру: уже в апреле передать нако­пленные на бывших партнеров матери­алы в правоохранительные органы.

«Действия компании Teva уже пере­шли в плоскость уголовного раз­бирательства, и совет директоров «Биотэка» принял решение передать все материалы в Следственный комитет или прокуратуру, в зави­симости от ситуации», – говорит Шпигель. По его словам, предметом изучения компетентных органов должна стать деятельность отдель­ных менеджеров российского офиса израильской компании. «На одном из судебных заседаний юристы Teva заявили, что не признают утверж­денные компанией соглашения по бюджетным и специальным условиям. Таким образом, ситуация заключается в том, что все эти годы Teva занималась мошенничеством на российском рынке, – настаи­вает Шпигель, – активно влия­ла на торги, принимала решение об участии в торгах того или иного поставщика». Основатель «Биотэка» свидетельствует: между компани­ями было заключено соглашение о специальных бюджетных условиях, утвержденных и подписанных ком­мерческой службой Teva. «Система аукционов подразумевает снижение цены, – поясняет свое видение ситу­ации Борис Шпигель. – Снижение цены со стороны поставщика ого­ворено с производителем, то есть существует предел снижения цены. Заключается общий договор между компаниями, согласно которому после победы поставщика произ­водитель предоставляет препарат. В накладных указывается цена по прайс-листу, чтобы Минздрав на следующий год не пересмотрел начальные цены лотов, а специфика­ция же выставляется по кредитной ноте. В дальнейшем у нас происхо­дили сверка и взаиморасчет. Причем Teva так работала со всеми постав­щиками». По словам Шпигеля, менеджеры Teva подтверждали цены на игру по бюджетным специальным условиям. «У нас достаточное коли­чество материалов, и мы их представ­ляли суду и на суде заявляли о готов­ности перевода дела в уголовную плоскость. Сейчас представители Teva отказываются от всего. 28 мар­та мы планируем через суд обязать компанию исполнить условия дого­вора, а 1 апреля взыскать упущенную выгоду за непоставку Копаксона на прошедшем конкурсе Минздрава и направить иск за разрыв нашего рамочного соглашения по локализа­ции Копаксона на российском рын­ке», – говорит Шпигель.

биотэк, teva, шпигель

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года