27 Июля 2024 Суббота

Носимая легкость бытия
Максим Сильва-Вега Мединдустрия
7 июля 2014, 15:37
7574

Все новые компании включаются в борьбу за создание мобильного устройства для мониторинга здоровья

В июне компания «Финтек_Фаб» объявила о своем новом проекте: запущен стартап по созданию «медицинского браслета» – носимого устройства, способного считывать температуру, пульс, сердечную деятельность и еще ряд параметров. Решение, неожиданное только на первый взгляд, – по всему миру в эту гонку уже включились и отдельные стартапы, и гиганты вроде Apple, Samsung, Microsoft и Google. Тот, кто станет первым, получит долю перспективного рынка, который оценивается экспертами в миллиарды долларов.

МАКРОПЛАНЫ

Единственный завершенный на данный момент проект компании «Финтек_Фаб» – портал «Кредди», предназначенный для оперативной выдачи микрозаймов через интернет: от 2 тысяч до 7,5 тысячи рублей. Руководит медицинским проектом Сергей Козлов, программист и психолог по образованию. Он и раньше занимался созданием мобильных медицинских приборов: работая в НПО «Центр вахтовой медицины», участвовал в создании электромиостимуляторов для вахтовиков, работающих на Севере, разработал электромиостимулятор «Миомастер» для компании «Росмедприбор» и компактный кардиометр для компании «Хронос». Теперь он поставил перед собой задачу создать компактный браслет, который сможет снимать целый ряд медицинских показаний – температуру, пульс, давление, кардиограмму – с высокой степенью точности. В качестве сенсоров в браслете используются акселерометр, датчик температуры, датчик электродермальной реакции, позволяющий определить уровень стресса, датчик для мониторинга общей активности сердца и датчики изменений температуры и артериального давления. В «Финтек_Фаб» хотят, чтобы разработка стала полезным гаджетом для мониторинга состояния здоровья людей с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. В сентябре этого года команда Сергея Козлова планирует выйти на создание опытного образца браслета, себестоимость которого должна составить не более 200 евро, а к началу 2015 года – произвести опытную партию в 100 единиц, чтобы перейти к испытаниям и переговорам с потенциальными инвесторами. «Мы начали работать над созданием браслета год назад. Чтобы вывести на рынок первую партию, необходимо еще около 40 млн рублей», – говорит Козлов.

«Существует масса носимых устройств, позволяющих снимать отдельные медицинские показания, но потенциальным пользователям и заказчикам важно получить такой прибор, который будет собирать целый ряд показателей», – рассказывает Артем Абрамов из московской компании «Квирко», где была создана информационная система для комплексной автоматизации работы санаториев «Санаториум». В «Квирко» убеждены в том, что носимый «медицинский помощник» существенно расширит возможности их системы.

«Если команде Сергея Козлова удастся создать такое устройство и пройти сертификацию, то это будет здорово, и мы с удовольствием предложим эти приборы нашим заказчикам», – говорит Абрамов. Кроме врачей и частных медицинских учреждений «Финтек_Фаб» также планирует искать инвесторов среди страховых компаний и госструктур.

ЧАСОВ ПИК

Согласно исследованию агентства Milward Brown, проведенному в 30 странах, 91% взрослого населения держит смартфон при себе 24 часа в сутки. Рынок программ-приложений и мобильных гаджетов активно развивается, и большое место в нем занимают носимые устройства в области фитнеса и медицины. В 2013 году выручка от продажи носимых гаджетов в мире составила $1,6 млрд. По прогнозу IMS Research, количество проданных носимых устройств увеличится к 2017 году до 171 млн, а общий объем рынка может достичь $17 млрд.

В общем, рынок этот настолько нов, что на нем даже нет устоявшейся терминологии. Пока носимые устройства условно делятся на две большие группы: фитнес-браслеты (объем продаж в 2014 году прогнозируется на уровне 9 млн устройств) и «умные часы» (8 млн устройств). На эти категории приходится почти 70% продаж носимых гаджетов. По данным агентства Canalys, во второй половине 2013 года компания Fitbit овладела 58% мирового рынка фитнес-браслетов. На втором месте с долей 21% находится компания Jawbone, выпустившая в конце 2013 года обновленную версию своего флагманского браслета – UP24.

Однако опросы показывают, что для многих пользователей фитнес-браслеты являются скорее данью моде, чем необходимостью: недавнее исследование агентства Endeavor Partners продемонстрировало, что около половины американцев, покупающих фитнес-браслеты, со временем перестают ими пользоваться. У многих аналитиков возникает впечатление, что пик интереса к фитнес-браслетам может быть уже пройден.

«Умные часы» появились на рынке в 2013 году. В отличие от браслетов они оснащены дисплеем, обладают большим набором функций и могут выступать в качестве периферийного устройства для смартфонов, проигрывать музыку, сообщать о поступлении SMS – словом, делать более удобной жизнь пользователей и попутно заменять другие устройства. «По мере развития сферы «умных часов» производителям фитнес-браслетов придется нелегко, так как более комплексные продукты могут быть более востребованы», – говорит аналитик агентства NextМarket Insights Майкл Вольф.

В области «умных часов» лидером, по данным Canalys, в конце 2013 года была компания Samsung (54%), на втором месте – Sony (с 19% рынка). Опыт молодой компании Pebble, начавшей свою деятельность благодаря успешному сбору средств на краудфандинговой платформе Kickstarter показывает, что на новых рынках ситуация меняется очень быстро и шансы на лидерство есть и у новичков. Во второй половине 2013 года Pebble с 16% лишь чуть уступала Sony, а в I квартале 2014-го вырвалась на первое место, заняв 35% рынка. Вряд ли Pebble удастся долго почивать на лаврах, борьба в этом сегменте только начинается. Компания Google специально для «умных часов» разработала программную платформу Android Wear, которой уже намерены воспользоваться Motorola, LG, Asus, HTC, Fossil и другие производители. Наконец, к этой сфере обратилась и Intel, купившая за $100 млн стартап производителя «умных часов» Basic Science.

По прогнозам, в 2014 году Samsung может продать в общей сложности около 2 млн «умных часов». Это количество пока несопоставимо с количеством продаваемых в мире смартфонов (одних только iPhone в I квартале этого года было продано 50 млн штук). «Чтобы образовался новый и действительно большой рынок, необходимо появление такого прорывного продукта, который потребители воспримут как абсолютно незаменимый», – считает Роб Эндерл из консалтинговой компании Enderle Group. – Пока же носимые устройства находятся на такой же стадии развития, на какой были MP3-плееры до появления iPod». Он считает, что при появлении действительно революционного устройства объем рынка носимых гаджетов может превысить объем рынка смартфонов. И такими устройствами могут стать медицинские браслеты.

И ВАС ПОСЧИТАЮТ

Современные фитнес-браслеты и «умные часы» контролируют только некоторые функции организма – фазы сна, пульс, двигательную активность. Следующий этап развития носимых устройств – контроль медицинских показателей, обеспечение взаимодействия врача и пациента, сбор медицинской информации, телемедицина. По прогнозам экспертов, уже с 2016-го или с 2017 года рынок медицинских браслетов перейдет в фазу интеграции и укрупнения игроков – эта сфера получит регулирование и станет важным компонентом системы здравоохранения, в том числе получит финансирование через системы медицинского страхования. Если к этому времени какому-либо из производителей удастся создать универсальный и точный мобильный измеритель, то этот рынок окажется у его ног.

«Все крупные производители мобильных устройств хотели бы видеть в своих гаджетах функцию определения уровня глюкозы», – приводит пример Джон Смит, в прошлом сотрудник Johnson&Johnson, a теперь инициатор стартапов в этой области. Только в США расходы на борьбу с диабетом составили в 2012 году $245 млрд; по прогнозу агентства GlobalData, рынок устройств для мониторинга уровня сахара в крови может к 2017 году достигнуть $12 млрд.

Этот рынок привлекает не только медицинские компании, но и IT-гигантов: в конце 2013 года американское FDA по просьбе Apple сформулировало требования к мобильному устройству, претендующему на одобрение в качестве медицинского глюкометра. Компания Google разработала прототип «умных» контактных линз, цель которых – определять уровень глюкозы в слезах.

Пионер рынка «умных часов» – Samsung – стремится захватить позиции и здесь: в мае этого года компания объявила о создании наручного устройства для мониторинга состояния организма Simband и SAMI (Samsung Architecture Multimodal Interactions) – комплексной облачной технологии, аккумулирующей различную информацию о состоянии здоровья. Simband оснащено сенсорами для измерения температуры тела, уровня кислорода и углекислого газа в крови, сердечного ритма и других показателей.

Главный конкурент Samsung, компания Apple, в начале июня анонсировала выход HealthKit – пакета программ для новой платформы iOS 8, призванного стать главным конкурентом SAMI. Так же как и SAMI, платформа от Apple представляет собой открытую систему, которая позволяет разработчикам мобильных приложений и устройств размещать и систематизировать полученные данные, передавать их в облако – другим приложениям, устройствам, медицинским специалистам и учреждениям.

Многие были разочарованы тем, что одновременно с презентацией HealthKit представители американской компании не сказали ни слова о создании «умных часов» iWatch, о разработке которых уже давно делаются всевозможные предположения. Со ссылкой на свои источники в компании газета The Wall Street Journal сообщила, что в iWatch будут использоваться более 10 сенсоров для мониторинга состояния организма пользователя. Специалисты гадают о том, какими будут эти сенсоры, однако пока все версии остаются лишь предположениями.

ТОЧНОСТЬ – ВЕЖЛИВОСТЬ ГАДЖЕТОВ

Основная часть устройств для автодиагностики не является медицинским оборудованием, следовательно, никто не может гарантировать потребителям точность показаний. Например, исследование, проведенное специалистами Университета штата Айова, показало, что популярные фитнес-браслеты зачастую неверно определяют сумму потраченных за тренировку калорий – количество ошибок варьирует от 9,3% до 23,5%.

В апреле 2014 года Росздравнадзор поместил в список незарегистрированных медицинских изделий целый ряд мобильных тонометров и глюкометров фирмы iHealth, предназначенных для работы в сопряжении с iPhone, и предложил «субъектам обращения медицинской продукции проверить наличие в обороте и провести мероприятия по предотвращению их использования на территории РФ». Правда, повод для отзыва продукции был довольно-таки формальным – «отсутствует информация о компании-производителе». Защищены ли от таких санкций другие устройства – вопрос открытый.

Опасения вызывает и обеспечение конфиденциальности персональных медицинских данных, передаваемых через облачные сервисы. Исследование, проведенное среди 43 мобильных медицинских приложений адвокатской группой Privacy Rights Clearinghouse, показало, что более трети приложений вообще не имеют политики конфиденциальности. В интервью газете The Wall Street Journal специалист в области здравоохранения Девен Макгроу говорит: «Нет четких законов, которые прописывали бы правила использования частной информации операторами облачных технологий». Медицинские носимые устройства оказываются в правовой «серой зоне», делает вывод газета.

Многие медики вообще скептически относятся к участию производителей бытовой электроники в создании сугубо медицинских приборов. Например, находящиеся в разработке многими производителями бесконтактные способы мониторинга уровня глюкозы, основанные на том, что он может быть установлен при помощи ультразвуковых волн или спектроскопа, анализирующего проходящие через кожу световые волны, пока не представляются абсолютно надежными и скорее относятся к области перспективных разработок.

мониторинг, мониторинг здоровья

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении