27 Июля 2024 Суббота

НИИ туда, НИИ сюда
Кирилл Седов
26 мая 2014, 18:10
6586

Минздрав приступил к масштабной реорганизации подведомственных ему научных учреждений

Стартовавший на прошлой неделе процесс объединения научных институтов Минздрава в единые федеральные центры преследует вроде бы понятные цели – повысить эффективность работы ученых‑медиков и оптимизировать расходы ведомства на содержание НИИ. Впрочем, этим прозрачность планов министерства по реорганизации институтов исчерпывается. Официальная информация дает крайне скудную пищу для анализа мотивов и намерений ведомства. Возможно, именно информационный вакуум и заставляет наблюдателей делать неутешительные прогнозы о перспективах медицинской науки. Объединенными федеральными центрами, считают эксперты, будет сложно управлять, а «механическое» слияние самостоятельных институтов лишь затормозит полет академической мысли.

К моменту подписания этого номера VM в печать Минздрав успел издать четыре приказа о реорганизации подведомственных ему научных центров. Согласно этим документам, НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского приказом Минздрава будет присоединен к НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи, а московский НИИ психиатрии и Национальный научный центр наркологии – к ГНЦ им. В.П. Сербского. Появятся и межрегиональные научные объединения: базирующийся в Обнинске Медицинский радиологический научный центр и НИИ урологии, находящийся в Москве, будут присоединены к Московскому научно-исследовательскому онкологическому институту им. П.А. Герцена.

В результате этих объединений в ведении Минздрава окажутся три новые структуры – Федеральный научно-исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. Н.И. Гамалеи, Федеральный медицинский исследовательский центр им. П. А. Герцена и Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии Минздрава России.

Еще об одном слиянии заявлено в отраслевом приказе, увидевшем свет 22 мая: этим документом Минздрав дотянулся до собственных институтов на периферии и объединил нижегородские НИИ детской гастроэнтерологии и НИИ травматологии и ортопедии в Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр.

До 1 ноября реорганизуемые центры должны выполнить «приемопередаточные процедуры по государственным обязательствам, кассовым расходам и бюджетной отчетности» и представить в Минздрав «передаточные акты», в том числе и в отношении федерального имущества. Как особо подчеркивается в документах, каждое из учреждений должно получить все деньги, предусмотренные на их финансирование в 2014 году. «Присоединяемые» организации образуют «обособленные подразделения» в новых структурах. На сегодняшний день в ведении Минздрава России находятся 189 федеральных госучреждений. Сколько их станет после проведения реорганизационных мероприятий – министерство не сообщает.

Официальных комментариев руководители сливаемых институтов не дают, отказались сообщать дополнительные подробности и в пресс-службе министерства. Вообще, масштабную хозяйственную реформу Минздрав проводит в почти секретном режиме, предоставляя минимум информации о ее причинах и планируемых последствиях. В каждом из опубликованных министерством приказов есть ссылка на протокол состоявшегося 24 апреля заседания «комиссии по оптимизации сети федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву России». «Оптимизационная комиссия» была создана в соответствии с приказом министерства от 20 ноября 2013 года № 859, но на сайте ведомства документ не публиковался. Первое заседание этого органа состоялось в декабре и проходило под председательством главы Минздрава. Участники встречи обсуждали критерии оценки эффективности федеральных государственных бюджетных учреждений и сценарные планы проведения их оптимизации.

«Целью проведения оптимизации сети федеральных государственных бюджетных учреждений медицинской науки, здравоохранения, высшего и среднего профессионального образования является повышение эффективности их деятельности, а также расходования средств на поддержание и развитие сети», – сообщалось на сайте ведомства об итогах обсуждения. По сути, этим вся доступная официальная информация о причинах проведения масштабной «хозяйственной» реформы исчерпывается. Что дает повод для появления трактовок разной конспирологической глубины.

Наблюдатели называют несколько причин начавшейся реформы – от искреннего желания Минздрава оптимизировать находящиеся в его подчинении научные ресурсы до «междоусобицы» влиятельных деятелей медицинской науки и руководителей федеральных центров. «Минздрав, кажется, хочет избавиться от большинства подведомственных ему клинических организаций, – говорит управляющий партнер консалтинговой компании «Базис-Мед» Андрей Алмазов. – Руководствуясь, например, тем, что при «субъектовой» системе управления здравоохранением смысл в наличии большого количества ЛПУ федерального подчинения не очень просматривается. Другое дело, что существование научных медорганизаций логичнее было бы в системе РАМН и ФАНО, а опять же не в системе Минздрава. Кроме того, идет борьба кланов – у нас каждое медицинское светило всегда хотело устроить себе отдельную клинику и осесть там, как в феодальном замке. Сейчас под сурдинку оптимизации, возможно, происходит скрытое поглощение слабых сильными – для увеличения ресурсов. Хотя может быть, что на фоне всего этого действительно решается вопрос сокращения малоэффективных в экономическом плане организаций и передача их мощностей умелым».

С точки зрения политики оптимизации, решение Минздрава разумно, поскольку реорганизация позволит сократить административный персонал, отмечает управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. С другой стороны, напоминает эксперт, укрупнение структуры всегда ведет к потере маневренности: «С учетом особенностей функционирования бюрократических механизмов в госучреждениях потеря управляемости новыми федеральными центрами будет весьма значительной. Теперь следует ждать укрупнения медицинских учреждений регионального подчинения. Минздрав при этом может говорить, что на федеральном уровне оптимизацию уже провели, поэтому и региональным органам управления здравоохранением нужно также активными темпами проводить оптимизацию. Скорее всего, вектор оптимизации будет достроен, но ни к чему хорошему это не приведет – крайними останутся медицинский персонал и пациенты».

В некоторых случаях объединение институтов даже схожего профиля не выглядит обоснованным, добавляют представители медицинской науки. В частности, эксперты считают, что решение о слиянии разнокалиберных научно-исследовательских учреждений психиатрического профиля способно ослабить как науку, так и практику. Как полагает руководитель группы психиатрических исследований в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН Олег Зайцев, НИИ психиатрии и НЦ наркологии традиционно гораздо более доступны для пациентов и открыты для коллег, чем ГНЦ им. Сербского, к которому их присоединяют. «Это решение одновременно неожиданно и нелогично, – говорит об этом объединении Олег Зайцев. – Многие считают, что три института психиатрии на Москву – это много, но у каждого учреждения была своя вполне специфическая сфера деятельности, и если больному не помогали в одном – можно было обратиться в другое, а слияние эту возможность перечеркивает, обедняя и пациентов, и специалистов. Обидно, что при осуществлении принятых Минздравом решений ученые будут заняты утрясанием новых взаимоотношений, согласованием научных планов, переформированием коллективов и дележом ресурсов, что еще больше откинет нашу науку назад, а пациентов оставит с еще более ограниченными возможностями получения помощи».

минздрав

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении