27 Июля 2024 Суббота

Ни сеть ни встать
Алексей Каменский Мединдустрия
23 сентября 2013, 11:11
8970

Инвесторы уже два десятка лет пытаются заработать на медицинских социальных сетях. Почему почти ни у кого не получается

Минздравы всего мира любят подсчитывать, сколько жизней может спасти и долларов сэкономить интернетизация медицины. По данным Всемирной ассоциации GSM, создание централизованной базы данных о здоровье пациентов способно уменьшить административные расходы в медицине на 20-30%. А британский Department of Health подсчитал, что использование удаленных консультаций и мониторинга может на 45% сократить смертность хронических больных. Есть и интерес «снизу»: поисковые запросы, связанные с темой здоровья, по данным Synovate Comcon, идут по частоте сразу после бесспорных лидеров всех времен – погоды, музыки, видео, развлечений и досуга. Осталось все эти предпосылки использовать. Медицинские социальные сети и форумы исторически были первой попыткой соединить интернет и здоровье: самые старые из них готовятся праздновать 20-летие. Сообщества не тратили время даром – многие обрели известность и нашли путь к сердцам инвесторов. Дело за малым: научиться зарабатывать.

Площадки для общения, для которых тогда еще и названия не придумали, стали появляться в Рунете в 1990-х: в 1996 году был создан auto.ru Майка Рогальского, и сейчас входящий в двадцатку крупнейших в Рунете, за ним последовали сотни других сообществ по интересам. Но тема здоровья, вроде бы более универсальная, чем автомобили и путешествия, проникала в сеть куда медленнее.

Одна из причин – обсуждение медицинских проблем очень чувствительно к профессионализму участников и предполагает большую ответственность пишущего, чем пост ≪Две недели катаю Opel – голимый отстой≫. Проблема никуда не делась до сих пор – в этом легко убедиться, например, набрав в поисковике ≪народные средства≫. ≪Растереть один зубчик чеснока, перемешать с парой капель камфорного масла, завернуть в кусочек марли и вставить в ухо. При появлении жжения – вынуть≫, – советует тем, кто теряет слух, опытный участник форума namedne.ru. ≪Если глухота наступила, но продолжает ухудшатся то надо, принемать какието меры!!! В срочном порядке!!!≫ – поддерживает специалиста новичок (орфография и пунктуация сохранены). Есть и непростая проблема – спам и фальшивые рекламные рекомендации.

В разные времена медицинские сообщества по-разному пытались преодолеть эти сложности.

Пациентам – молчать

Заметными медицинскими сообществами 1990-х были сайты общей медицинской тематики – в частности, doktor.ru и Русский медицинский сервер (rusmedserv.com). Оба создавались почти одновременно, однако о ≪Докторе≫ сейчас мало кто знает, а ≪Дискуссионный клуб≫ Русского медицинского сервера (РМС) жив и известен – от 4,1 млн до 4,9 млн показов страниц в месяц. В чем разница? ≪Пользователей клуба, главной и самой посещаемой части РМС, мы делим на врачей и ≪пациентов≫, то есть участников без медицинского образования. И это деление очень жесткое≫, – объясняет администратор и одновременно совладелец ≪Дискуссионного клуба≫, попросивший себя не называть.

≪Пациентам≫ позволено задавать любые вопросы, а отвечать имеют право только врачи. Это для клуба способ держать марку и избегать древних рецептов. На программном уровне запрета нет – ≪пациент≫ тоже может ответить, но ≪первый же модератор удалит сообщение и запишет нарушение≫.

Врачи общаются на форуме и приватно – для этого есть закрытый раздел. А отвечать на довольно заковыристые вопросы вроде ≪нужна мазь от боли в шее слабого, но безопасного действия≫ их заставляет не столько любовь к общению, сколько разработанная сайтом система мотивации. Врач, который ответил не меньше чем на сотню вопросов и приобрел репутацию +100 (оценки ставят только врачи), может подать заявку на вступление в группу аккредитованных врачей, объясняет администратор, и если участники проголосуют ≪за≫, он поднимется, таким образом, на новую ступень престижа.

Ступеней несколько, и с определенного момента врач получает возможность бесплатно рекламировать на сайте себя или свое учреждение. Правда, врачи ненавязчиво пиарят свои услуги в обход этой схемы, жалуется администратор, – ≪такие посты удаляем, очень часто приходится это делать≫.

≪Дискуссионный клуб≫ стабильно приносит прибыль – ≪иначе мы бы давно закрылись, потому что для поддержания форума требуются отдельные технические ресурсы≫, – говорит администратор. Сам он врач, совмещает управление сайтом с работой акушером-гинекологом. Прочие совладельцы – физические лица, не аффилированные ни с какой крупной медицинской компанией, и все они тоже врачи. Может быть, поэтому клуб не считает врачами и безжалостно банит специалистов по биополям и биодобавкам, а также гирудотерапевтов и гомеопатов.

На форуме ≪Дискуссионного клуба≫ рекламируются главным образом медицинские учреждения и частные врачи, а также аптеки, говорит администратор. Рекламы производителей лекарств, где крутятся большие деньги, здесь нет.

Гораздо больше повезло другой группе сайтов, начавших возникать в самом конце 1990-х. Они не были нацелены специально на медицину, так что их достижения оборачиваются потерей потенциальных рекламодателей для медицинских сообществ. Речь идет о ≪бытовых≫ сайтах – mama.ru, eva.ru, 7ya.ru и т. д. Для них не характерно четкое определение темы – это и семья, и дети, и конечно, любовь. Но, например, на форуме ≪мамы.ру≫ примерно половина всех обсуждений – о здоровье. А страницу самых свежих тем сопровождает материал на правах рекламы о шампуне против педикулеза.

В LiveInternet рубрику ≪медицина≫ возглавляет сайт Baby.ru (читается ≪бэби≫, не ≪бабы≫), а на Rambler самые читаемые ресурсы в разделе ≪Медицина≫ – социальная сеть ≪Страна мам≫ и ≪7ya.ru≫. ≪Основной доход нам приносят клиенты тематические, то есть на женскую и детскую тему, – говорит гендиректор этого последнего проекта Алексей Повышев. – На рекламу и другие способы продвижения безрецептурных препаратов приходится 20% нашего оборота, на медуслуги – около 5%≫.

По оценке VM, основанной на косвенных данных, предоставленных компанией, месячная выручка ≪Семьи≫ составляет $100-120 тысяч: чисто медицинским проектам остается пока только завидовать.

Широко известные в узких кругах

Следующим медицинским увлечением Рунета стало углубление идеи клуба по интересам. Вопросы ≪вообще про медицину≫ возникают у каждого, но эпизодически. Другое дело – хронические больные, клиенты верные и постоянные. ≪Сообщества пациентов были настоящим поветрием среди инвесторов≫, – вспоминает руководитель проекта ≪Здоровье Mail.ru≫ Евгений Паперный, до группы mail.ru успевший поработать в ряде заметных медицинских проектов Рунета. – Люди ходили с пачками денег, говорили: дайте мне сообщества пациентов, я их продам рекламодателю≫.

Образцом и предметом зависти был американский портал Patientslikeme.com, созданный в 2004-м выпускниками Массачусетского технологического института. Его история типична для таких проектов. У брата одного из основателей сайта был обнаружен боковой амиотрофический склероз (болезнь Лу Герига) – тяжелое заболевание, при котором происходит постепенная атрофия мышц. Основатели хотели создать сообщество людей с этим и другими заболеваниями для совместных попыток жить более полноценно и чтобы просто пообщаться. Сейчас здесь 17 больших разделов (≪Эндокринная система≫, ≪Ухо, горло, нос≫ и т. п.), внутри которых пользователи ищут людей с той же, что у них, болезнью. Интересно, что зарабатывает проект не на рекламе: сайт продает компаниям – разработчикам лекарств данные о пациентах, их симптомах, результатах лечения, помогает сформировать группы для клинических исследований. Операционные доходы не разглашаются, зато хорошо известны другие цифры: этим летом CEO компании Мартин Коултер сообщил, что Patientslikeme получил от уже существующих инвесторов $7 млн, доведя общую сумму их вложений до $32 млн.

Не для всякой болезни уместна соответствующая соцсеть. ≪Что нужно для создания сильного сообщества пациентов? – рассуждает Паперный. – Болезнь должна быть хронической, это раз. Она должна поражать молодых, активных людей, для которых интернет – естественный способ общения, это два. И третье условие – она не должна страшно инвалидизировать, препятствуя общению≫. Заболевания, для которых естественно развитие сообществ, – ВИЧ, гепатит C, болезнь Крона: при них сохраняется трудоспособность, но человек, как правило, вынужден сидеть дома. Финансовая модель таких сайтов в России более проста, чем у Patientslikeme: они торгуют не информацией, а рекламными площадями.

Сайт ≪Остановка ≪Гепатит C≫ (hcv.ru) – один из самых старых и известных среди специализированных пациентских ресурсов. Он создан в 2000 году, а сама идея возникла у его основателя еще в 1996-м, когда он узнал о наличии у него самого вируса гепатита. Основа сайта – форум с 14 тысячами пользователей, среди которых есть и врачи. Сайт декларирует себя некоммерческим, но реклама есть буквально на каждой странице (основатель hcv.ru не ответил на запрос VM). Сайт узкой тематики тоже должен бороться за качество информации – у ≪Остановки≫ строгие правила поведения: в разделе ≪Вопросы доктору≫ простым смертным нельзя комментировать – только задать вопрос и ждать, что ответят специалисты. А что заставляет специалистов отвечать? Стандартный прием – право указать свой телефон и адрес сайта в подписи.

Сайтов о гепатите множество, а hcv.ru выделился не сам собой – основатель честно признается в форуме, что использует в продвижении контекстную рекламу, занимается поисковой оптимизацией и призывает помочь в продвижении всех участников: ≪Распечатайте визитку сайта, положите в карман и при возможности раздавайте или кому из гепатитных, или кому из врачей≫.

Среди сайтов, посвященных гепатиту, есть и ≪как бы коммерческий≫ gepatitu.net. Он создан компанией Roche, производителем Пегасиса, известного препарата для лечения хронического гепатита C. Но о спонсорстве Roche на сайте ни слова, участники форума не пытаются что-либо продвигать. ≪Если вы занимаете большую долю рынка, то вам выгодна уже сама популяризация идеи, что лечиться лучше, чем не лечиться≫, – объясняет мотивы Roche бывший редактор сайта.

Показателем успеха сообщества чаще считают количество зарегистрированных пользователей, но посещаемость и, соответственно, рекламный потенциал жестко с ним не связаны: взять сайт schiza.org, где общаются больные шизофренией. По российским меркам, для пациентских сообществ здесь неплохая база пользователей – более 7 тысяч человек. Но правила форума на сайте не представлены, а наличие групп пользователей ≪буйные психи≫ (так называются нарушители правил форума, сообщения которых, однако, не удаляются) и ≪психиатры-психи≫ дезориентирует посетителя. Рекламы здесь почти нет. Сравните с форумом ≪Шизофрения и Я≫, где зарегистрированных пользователей в три раза меньше, но правила строже, а просмотров вдвое больше, чем у ≪шизы≫.

Где проходит граница, за которой сообщество скорее всего останется убыточным? Характерный пример – сайт aspergers.ru. Антонина Стейнберг, одна из руководителей сайта, рассказала VM, что проект создал в 2010 году человек с синдромом Аспергера, который затем оставил проект и продолжил заниматься своей основной деятельностью в сфере программирования. На сайте очень много серьезных, качественных материалов, но всего 700 пользователей, и с окупаемостью до сих пор не получается, сайт существует на личные средства сотрудников: ≪Поставили в качестве эксперимента Google AdSense [бесплатная программа Google, позволяющая показывать посетителям сайта рекламу по их интересам и на этом зарабатывать. – VM], но там пока еще не накопилась достаточная для снятия сумма≫, – говорит Стейнберг.

Прогноз на миллиард долларов

В 2007 году журнал BusinessWeek опубликовал статью ≪Мудрость медицинской толпы≫, которая была посвящена сайту sermo.com, созданному за год до того. Sermo – не самый крупный по числу пользователей, но всемирно известный проект. Это сайт, где общаются между собой, не пуская в компанию неспециалистов, 125 тысяч американских врачей. И их мнение дорогого стоит. BusinessWeek рассказал историю препарата Провендж, который заявила на утверждение в FDA биотехнологическая компания Dendreon. Провендж предназначен для онкологических больных в терминальной стадии – такие препараты получают одобрение FDA легче, регулятор менее придирчиво смотрит на побочные эффекты и другие проблемы. Но тут шансы на одобрение считались небольшими, слишком много оставалось неясного с показателем эффективности препарата. В такой ситуации Sermo провел опрос своих участников – их коллективный разум предсказал одобрение препарата. Так и случилось, после чего акции Dendreon взлетели на 148%, с $5,22 до $12,93, – компания за сутки подорожала больше, чем на миллиард долларов, а за следующие десять дней – еще на пару миллиардов.

Предсказать событие, ведущее к таким рыночным перетряскам – завидное умение. С тех пор сообщество Sermo сумело привлечь $40 млн, а в прошлом году его купил гигант Worldone, объединяющий 1,7 млн работников медотрасли (не только врачей) в 80 странах. Но идея его монетизации была и остается другой – не сообщество суперпрогнозистов, а площадка, где случайных людей нет, а фармкомпании могут получить доступ к профессионалам отрасли – тем, кто выписывает лекарства. Это и заинтересовало российских инвесторов.

Идеей врачебных сообществ в России увлеклись в последние несколько лет, и по вполне понятным причинам. После долгих и горячих обсуждений, как ограничить деятельность разошедшихся медицинских представителей, с 1 января 2012 года их таки ограничили: вступил в силу закон ≪Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации≫. Врачам запретили ≪осуществлять прием медицинских представителей≫, заключать с ними любые соглашения, получать от них образцы лекарств и т. д. и т. п. По данным Cegedim Strategic Data, в период с середины 2010 года по середину 2011-го расходы фармкомпаний мира на медицинских представителей составили больше половины всех их трат на продвижение лекарств, а в России достигли 72,8% (в Бразилии и Китае еще больше). Если не через представителей, то как еще продвигать среди врачей рецептурные лекарства, которые можно рекламировать только в специальных медицинских изданиях? Десятки инвесторов и ≪стартаперов≫ сообразили: социальные сети для врачей и есть то самое место, куда перетекут несколько сотен миллионов долларов, которые доставались медпредставителям.

За несколько лет была создана целая россыпь профессиональных врачебных сообществ. Каждое стремится захватить свою долю рынка с помощью более или менее надежных и честных методов.

Сито для врачей

Врачебные сообщества прогрессировали стремительно. По исследованию Synovate Comcon за 2012 год ≪Эволюция каналов получения профессиональной информации врачами и фармацевтами≫, сообщества уже стали одним из главных источников такой информации для врачей в сети: самое популярное среди них, ≪Доктор на работе≫, использует 11,5% опрошенных врачей. Несколько лет назад, рассказал CEO ≪Доктора на работе≫ Станислав Сажин, его теперешний партнер и совладелец сети эндокринолог Андрей Перфильев попытался найти коллег, специализирующихся на акромегалии, – и не нашел. Так и возникла идея врачебного сообщества.

Первые года два, признается Сажин, ≪не было ни денег, ни клиентов≫, но потом дело пошло. На запуск проекта, рассказывал Сажин ≪Ведомостям≫, ушло 500 тысяч рублей. А всего за время существования ≪Доктора≫ партнеры привлекли 60 млн рублей. В частности, $1 млн вложил специализирующийся на технологических стартапах инвестфонд Bright Capital Digital.

Системы ≪дружбы≫ у ≪докторов на работе≫ нет – ее заменяет классификация по специальностям, месту работы, нозологиям. Неспециалисту на сайт не попасть – при регистрации проверяют диплом. Зачем такие строгости? Несмотря на красивую историю рождения идеи, Сажин не скрывает – суть проекта в том, что фармкомпании хотят влиять на врачей, а сайт предоставляет им для этого инструменты. В сообществе только профессионалы, поэтому не запрещена реклама рецептурных препаратов.

Но компании взаимодействуют с врачами не только через рекламу – размещают статьи, дают рассылки, могут (тоже небесплатно) создавать в системе ≪Доктора на работе≫ свои минисайты и приглашать туда врачей. ≪А как еще фармкомпаниям донести до них информацию о трех сотнях новых препаратов, ежегодно регистрирующихся в России?≫ – риторически спрашивает Сажин. По словам CEO, сайт сотрудничает с восемью фармкомпаниями и проводит маркетинговые исследования для нескольких агентств (это меньше 10% выручки). В 2012 году выручка ≪Доктора на работе≫ составила 30 млн рублей, в несколько раз больше, чем в 2011-м.

Как проще достучаться до врачей? Услуги фармкомпании покупают пакетом, используют сразу все возможности. Затраты на функционирование ≪Доктора на работе≫ в 2012-м составили 20 млн рублей, немало для ресурса с user-generated контентом, даже с учетом расходов на публикацию научных статей. Сажин признавался в интервью, что большая часть денег уходит на продвижение фонда в профессиональной среде. У ≪Доктора на работе≫ есть ноу-хау, больше никем из коллег на вооружение, кажется, не взятое: он так любит своих пользователей, что платит им за активность на сайте, если эта активность получила одобрение коллег. 150 рублей – за заданный вопрос, 250 – за то, что поделился опытом, и так далее, обещает шапка сайта (видно только зарегистрированным пользователям). ≪Плата врачам за активность выглядит не очень здорово, – считает Евгений Паперный из mail.ru. – Может, они потом и слезут с этой иглы. А если нет? Нет ответа на главный вопрос – если отвлечься от денег, то зачем врачу все это нужно?≫ Впрочем, Павел Никонов, инвестиционный аналитик фонда Bright Capital, миноритарного акционера ≪Доктора≫, заявил VM, что программа поощрения у них уже не работает, и в любом случае сайт тратит на нее ≪деньги, близкие к нулю≫.

У других крупных профессиональных социальных сетей свои способы борьбы за рынок. Врачи РФ, вторая по количеству участников (по данным Synovate Comcon), позиционируют себя как ресурс с наибольшим уровнем охвата аудитории. ≪Это проект издательства РЛС, – объясняет основатель сайта Евгений Вышковский, – с самого начала мы могли пользоваться базой данных РЛС, совместить ее с соцсетью. А это 400 тысяч мейлов врачей, накопленных за 20 лет работы. Новости с сайта рассылаются по всем адресам – врачи смотрят и многие пока что уходят, но все кончится тем, что обязательно зарегистрируются≫, – надеется Вышковский. Результат? С лета 2012 года, говорит Евгений Вышковский, сайт, в который было вложено $500 тысяч, вышел на операционную безубыточность, но доходы, несколько миллионов рублей в месяц, – ≪это не те деньги, о которых все мечтали≫. Вышковский объясняет это инертностью и неповоротливостью больших компаний: ≪Доходит до смешного. Одна компания заключила договор, проходит год, деньги заплачены, а они предоставленными им возможностями на сайте так и не воспользовались≫.

Чем еще заинтересовать аудиторию? Создатели сообщества ≪Медтусовка≫ делают ставку на видеоконтент, iVrach позиционирует себя как ≪клуб практикующих врачей≫. Evrika.ru делает упор на образовательный элемент. Генеральный директор ≪Эврики≫ Станислав Уржумцев не видит в многообразии моделей ничего плохого – рынок только зарождается, безусловного лидера нет, и пользователь пойдет туда, где интереснее.

Все ждут, когда Big Pharma повернется лицом к соцсетям. В том, что ее активность будет направлена именно на врачей и фармацевтов, а не на пациентов, никто особо не сомневается. Даже если говорить о безрецептурных препаратах.

≪Известно, что если врач не прописал что-то конкретное, пациент обычно решает, что купить, прямо в аптеке, – говорит Сажин. – Солпадеин или Но-шпу? Допустим, Солпадеин грамотно разложен на полках, а вдобавок провизор на кассе говорит: ≪Солпадеин эффективнее≫… Ориентируясь на эту картинку, Сажин уже запустил сайт ≪Смартфарма≫ – соцсеть для провизоров и фармацевтов.

Вопрос: станут ли профессиональные медицинские сети большим прорывом, принеся миллиарды своим создателям. ≪Сообщества врачей – это мода 2012 года. Но уже видно, что взрыва не произошло, нет перевода бюджетов с медпредставителей в социальные сети≫, – говорит Паперный. По его мнению, через несколько лет останется две-три крупных сети и несколько узкопрофессиональных. ≪Столько профессиональных медицинских сетей, сколько сейчас, рынку не нужно, – согласен Павел Никонов, – выживут два-три игрока≫. Беда в том, что ≪представительские≫ деньги могут обойти их стороной. Например, в России могут, по западному образцу, появиться крупные базы данных по новым лекарствам для профессионального использования. Модель, когда фармпроизводители обращаются к компаниям, которые имеют большую базу адресов врачей и рассылают по ним информацию, а затем обсуждают ее с теми, кто заинтересовался, тоже работоспособна на Западе как средство продвижения, хотя в России компаний, предоставляющих такие услуги, пока нет.

Во всяком случае, сайтам, придумывающим разные способы добраться до врачей, есть за что бороться: в прошлом году на продвижение лекарств в России фармкомпании потратили, по данным Cegedim, $600 млн.


ОПЫТНЫМ ПУТЕМ

≪Через несколько лет в России останутся всего две-три социальные сети для врачей≫

Инвестиционный аналитик фонда Bright Capital Digital рассказал VM, зачем тратить деньги на медицинские сообщества

Текст: Алексей Каменский

Профессиональные социальные сети врачей – последний писк инвестиционной моды в медицинском интернете. Темой заинтересовался даже японский фонд UMJ (United Managers Japan) Russia, вложивший в прошлом июне в «Мир врача» $1,4 млн. Тогда же, в июне 2012-го, фонд Bright Capital Digital (одним из его инвесторов является миллиардер Михаил Абызов) инвестировал $1 млн в сеть «Доктор на работе», это первый и пока единственный медицинский проект фонда. Аналитик Bright Capital Digital Павел Никонов рассказал о финансовых перспективах и возможных конкурентах таких проектов.

– В России 600 тысяч врачей и 140 млн обычных жителей. Почему ваш миллион долларов достался именно профессиональной сети?

– Драйверы роста ≪Доктора на работе≫ и аналогичных проектов – это федеральные законы, запрещающие производителям рекламировать рецептурные препараты в СМИ и ограничивающие взаимодействие представителей фармкомпаний с врачами. Раньше представители могли при личной встрече рассказать врачу о препарате, подарить коньяк, конфеты, познакомиться. И хотя, наверное, это продолжается в какой-то степени и сейчас, фармкомпании наверняка задумываются о других способах продвижения препаратов.

– Разве не могут существовать другие каналы продвижения лекарств в интернете, помимо соцсетей? Большой портал о лекарственных новинках для профессионалов...

– Да, это хорошая модель, она есть в Америке. Профессиональный медицинский каталог, справочник, например, Pubmed.com или Medpagetoday.com. Но все-таки это скорее не энциклопедия, а подписка на обновления контента, на новости. Это перспективное направление. Например, врач окончил институт 10 лет назад, препараты за это время поменялись, а он остался с прежними знаниями. Общение с другими врачами помогает ему восполнять нехватку профессиональной информации, но если бы появился профессиональный контент, как в Штатах, было бы очень круто. Только это дорого – миллионы долларов.

– Миллионы за простой справочник в интернете?

– Там очень дорогой контент, написание профессионального материала может стоить очень больших денег. Маркетинговую статью про свой препарат любая компания сама напишет. Но мы говорим о другом уникальном контенте – объективном описании способов применения, действия, всего. Ресурсы существуют довольно давно, это большие проекты с серьезной выручкой. В ≪Докторе на работе≫, кстати, тоже есть статьи о препаратах, это называется едитейлинг (от английского eDetailing), информирование врачей о фармацевтических новинках. С одной стороны, учишь, с другой стороны, продаешь.

– ≪Врачи РФ≫, ваш конкурент, гордятся большой базой электронных адресов врачей. С их помощью ведь тоже можно построить коммуникацию компаний – электронные рассылки и переписка без специальной площадки для общения?

– В принципе, это возможно. На Западе есть компании, которые помогают производителям с продвижением таким образом. Делают новостные рассылки для 100–150 тысяч врачей. Но будут ли рекламодателю в России интересны эти непонятные тысячи е-мейлов, сколько из них реально активных, как убедиться, что это действительно врачи?

– Наверное, благодаря обратной связи.

– Ну, допустим, компания разослала столько-то писем, 30% их прочитали, 1% написали ответ. Как понять эффективность, я не могу себе представить.

– На какие образцы вы ориентируетесь, какие крупные зарубежные проекты изучаете?

– Мы мониторим несколько глобальных аналогов – Sermo, M3, DocCheck – чтобы понять перспективы и направления их последующего развития, спроецировать это на ≪Доктора на работе≫. Вот вам простой ориентир – в Японии и Штатах такие проекты могут зарабатывать $100–200 на зарегистрированного врача в год, то есть в случае ≪Доктора≫ годовая выручка могла бы составить почти $20 млн. Пока в России никто не может показать такие результаты, потому что производители здесь еще не привыкли быть онлайн, с помощью ≪Доктора на работе≫ продвигаются лишь несколько препаратов из большой линейки имеющихся у крупных фармкомпаний. Но в этом как раз и есть потенциал для роста.

– На Западе необходимость для врача постоянно заниматься самообразованием – нечто само собой разумеющееся. У нас скорее нет. Думаете, ситуация быстро поменяется?

– Активность врачей разных стран в поиске новой информации я сравнить не могу, но могу сказать, что у западных врачей гораздо больше источников информации, государство тоже участвует в этом процессе, создает ресурсы для информирования их обо всем новом. А у нас врач может работать в таком месте, что рядом не будет ни одного коллеги для профессионального общения. Тут и помогут интернет и сети.

– Но врач еще должен захотеть общаться, понять, что это ему нужно.

– Количество постов в профессиональных сетях показывает, что они общаются. Может быть, меньший процент, чем в западных странах, но общаются. А потом, если говорить о монетизации сервиса, рекламодателю не обязательно, чтобы врач все время заходил на сайт и без конца рассказывал случаи из практики. Фармкомпаниям важен контакт – человек зайдет один раз, и его вытащат на обсуждение какого-то препарата: все, контакт состоялся.

– Сервисы, где присутствуют пациенты, для профессиональных сообществ вообще не конкуренты? Например, модные сейчас сайты для записи на прием, очевидно, с их помощью тоже можно добраться до врача?

– Если рассматривать сервис записи к врачу, то соцсеть, в принципе, тоже может это реализовать, потому что у нее есть все эти врачи. Но такой путь развития пока не планируется, это другая модель. Такие сервисы решают другие задачи. Но раз там и там есть база врачей, один проект может полезть на компетенцию другого, и наоборот.

– ≪Доктор на работе≫ платит врачам за активность на сайте. Собираетесь и дальше их баловать?

– Им не платят. Есть конкурсы, которые фармкомпании устраивают среди врачей, за это они могут платить, но просто за активность не платят, в соцсетях это не принято.

– На сайте есть ценник: 150 рублей за начало дискуссии, 250 рублей, если поделишься опытом...

– Там могут быть ≪плюшки≫ для поощрения лучших, но это не массовая история. Компания почти ничего сейчас врачам не платит.

– ≪Почти ничего≫ – это сколько?

– Точно меньше 1% от бюджета проекта. Раньше была программа – если врач приводил к нам других врачей, ему платили за это деньги, не очень большие. Но сейчас такой статьи в бюджете вообще нет.
– Ваш медицинский стартап тратит 20 млн рублей в год – расскажите, на что?

– У любого стартапа главная расходная статья – оплата труда. От 50 до 100 тысяч рублей – средняя зарплата сотрудников, плюс налоги 30%, плюс аренда офиса 200–300 тысяч, плюс электричество, плюс иногда приходится покупать новые компьютеры и так далее. Если в команде человек 15, то потратить менее 1,5 млн рублей в месяц почти наверняка не получится. Если стартап живет на 700 тысяч, значит, по моему опыту, люди работают без зарплаты. Так можно существовать короткое время.

– Какая у вас доля?

– Миноритарная, даже блокирующего пакета нет. Главные владельцы – команда плюс первые инвесторы, которые помогали воплощать в жизнь идею. Нужно, чтобы основатели оставались мотивированными. Если вы делаете бензоколонку и инвестиции в нее больше не потребуются, можете забрать 70% и оставить им 30%, они за эти 30% будут с радостью работать. А тут, если придет еще один инвестор, доля основателей размоется, это не очень хорошая история.

– Зачем еще инвестиции?

– Для ускорения роста – если проект захочет, например, усилить команду продавцов, придется в это сначала вкладывать, прежде чем получать доход. Для развития контента, для усиления маркетинга.

– Когда Big Pharma поймет прелесть врачебных сетей? Лет через пять?

– Ожидаю, что все-таки быстрее. На Западе уже поняла. При том, что у них нет таких законов, касающихся медпредставителей, как в России.

– Сколько на рынке может одновременно существовать соцсетей для врачей?

– Очевидно, не должно быть столько, сколько сейчас, десяток игроков – это слишком. Через несколько лет в России останутся всего две-три социальные сети для врачей. 

доктор на работе, медицинская соцсеть, сообщество пациентов, соцсеть для врачей

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении