27 Июля 2024 Суббота

Ненавязчивый сервер
Алексей Бершацкий, Марина Кругликова
10 ноября 2014, 16:26
6928

Почему ЕГИСЗ никак не станет единой

До конца 2014 года должен быть возведен очередной этаж знаменитого долгостроя – Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Еще весной один из генподрядчиков – «Ростех» – закончил, точнее сдал заказчику, Минздраву, работу над двумя основными сервисами ЕГИСЗ – федеральной электронной регистратурой (ФЭР) и интегрированной электронной медицинской картой (ИЭМК), которые теперь должны синхронизироваться с аналогами в регионах и тем самым связать разобщенные ресурсы в единое целое. Как раз этому программному для функционала ЕГИСЗ событию отраслевые эксперты и прочат сбой: по состоянию на 5 ноября с ФЭР интегрировали свои сервисы 37 регионов, с ИЭМК – 54. VM попытался разобраться в причинах провала.

ЦИФРА ВРАЗЛЕТ

ФЭР и ИЭМК при информатизации здравоохранения изначально считались приоритетными сервисами и, согласно концепции ЕГИСЗ, должны были развиваться параллельно – на федеральном уровне и в регионах. Локальные фрагменты предназначались для ведения записи пациентов на прием к специалистам и электронного оборота медицинской документации ЛПУ.

Федеральная информационная трасса задумывалась как подстраховка для регионов, которые по каким-то причинам отказались от внедрения собственных сервисов, и, конечно же, как центр агрегации и анализа данных. Написание и установка софта на федеральном уровне и в регионах с последующей синхронизацией всех фрагментов ЕГИСЗ должны были завершиться еще в 2013 году, однако интеграция забуксовала.

Первой компанией, получившей подряд на создание федеральной регистратуры и электронной карты, стал ≪Ростелеком≫. В 2012 году оператор последовательно выиграл конкурсы на разработку этих сервисов, снизив совокупную цену контрактов со 129 млн рублей до условной – 2 рубля. Через два года программные продукты были изготовлены. Как рапортовал Минздрав, ≪Ростелеком≫ выполнил контрактные обязательства в полном объеме, и регионы подключились к первой очереди ФЭР и ИЭМК.

Отраслевые эксперты оценили готовность системы к работе иначе. ≪ФЭР-1, как мне признавались в нескольких регионах, давала постоянные сбои, пользоваться на практике ею было крайне затруднительно≫, – рассказал VM управляющий партнер консалтинговой компании ≪Базис-Мед≫ Андрей Алмазов. Директор по развитию компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫ (КМИС) Александр Гусев говорит, что если созданная ≪Ростелекомом≫ ФЭР оказалась более-менее рабочей, то ИЭМК стала полным провалом подрядчика: ≪Работы по ИЭМК Минздрав принял, но на бумаге. Этой системы на самом деле не существовало, интеграции с ней не было ни у кого из реальных разработчиков≫.

В мае 2013 года Минздрав РФ объявил новый конкурс – на создание уже второй очереди прикладных информационных систем. Начальная стоимость контракта составляла 593 млн рублей, а техзадание подразумевало доработку первой очереди системы и увеличение объема данных о пациенте. ≪За эти деньги нужно было прописать ведение нозологических регистров, систем идентификации и аутентификации и другие дополнительные сервисы≫, – уточняет источник VM в Минздраве.

С понижением начальной цены контракта почти на 3 млн рублей конкурс выиграло ООО ≪УСП Компьюлинк≫. Но сотрудничество контрактера с заказчиком не сложилось: Минздрав предъявил компании претензию о нарушении сроков исполнения работ и отсудил у ≪Компьюлинк≫ 1,89 млн рублей. Итого, по словам собеседника VM в Минздраве, ≪Ростелеком≫ и ≪Компьюлинк≫ только на разработку ФЭР и ИЭМК получили из федерального бюджета около 100 млн рублей.

На создание региональных фрагментов ЕГИСЗ из бюджетов разных уровней в общей сложности было потрачено 29,4 млрд рублей. Часть этой суммы, по оценкам специалистов, минимум несколько миллиардов, предназначалась для затрат на разработку прикладных сервисов и интеграцию их региональных фрагментов с федеральными. По данным компании ≪Комплексные медицинские информационные системы≫, весной 2013 года локальные фрагменты ЕГИСЗ, в том числе электронная карта и регистратура, были внедрены только в 19% субъектов РФ (подробнее о строительстве ЕГИСЗ см. в VM #18 от 21 октября 2013 года). К концу года ситуация радикально не изменилась – многие регионы так и не приступили к внедрению электронной карты и регистратуры, не говоря уже о синхронизации с федеральной программой.

КОМАНДУЮЩИЕ 2.0

Новый этап развития ЕГИСЗ Минздрав наметил на 2014 год. Накануне правительство наделило компании ≪Ростех≫, ≪Ростелеком≫ и НИИ ≪Восход≫ статусами единственных исполнителей по отдельным секторам внедрения ЕГИСЗ. С ≪Ростехом≫ Минздрав заключил контракт на развитие уже разработанных федеральных сервисов электронной регистратуры и интегрированной электронной медицинской карты. В год на сопровождение этих и других информационных систем ведомство выделило госкорпорации около 300 млн рублей.

По словам представителей Минздрава, весной 2014 года работы с федеральными сервисами госкорпорацией были полностью завершены. А 28 апреля ведомство направило в субъекты письмо с требованием немедленно начать подключение своих систем записи на прием к врачу и электронной медицинской карты ко второй очереди федеральных сервисов, или ФЭР 2.0. Финишная синхронизация была намечена на декабрь.

Регионы встретили требование по-разному. ≪Локальный сервис у нас был успешно интегрирован с федеральной электронной регистратурой первой версии. Интеграцию с ФЭР 2.0 мы тоже завершаем в срок. Дополнительных затрат это не потребовало: наш подрядчик по этим работам – ≪Ростелеком≫ – выполняет синхронизацию в рамках своих гарантийных обязательств по контракту≫, – с гордостью сообщил VM директор МИАЦ Нижегородской области Алексей Коновалов. А вот Санкт-Петербург пока отказался выполнять предписание Минздрава. По словам замдиректора по информационным технологиям регионального МИАЦ Евгения Когана, интеграция со второй очередью ФЭР и ИЭМК в перечне чрезвычайных статей расхода городского бюджета на 2014 год не значится: ≪За прошлый год через региональную систему записи на прием к врачу было выдано около 9 млн талонов, из них через федеральную регистратуру – 84 талона. Поэтому мы решили, что тратить региональные деньги в приоритетном порядке на решение этой задачи мы не вправе, и отложили ее на 2015 год≫.

Такие полярные взгляды на ЕГИСЗ иллюстрируют и поясняют статистику: по состоянию на 5 ноября интеграцию с ИЭМК прошли 54 региона, а с рабочей версией ФЭР синхронизированы системы 37 субъектов РФ. ≪Объективно мы полагаем, что регионы в силу разных причин не смогут до конца года подключиться ко второй очереди федеральных сервисов≫, – признает собеседник VM в Минздраве, уточняя, что вопросы интеграции решаются с региональными властями ≪в индивидуальном порядке≫.

ПОТУГИ СОПРЯЖЕНИЯ

Операторы рынка и чиновники, отвечающие за внедрение ЕГИСЗ на местах, утверждают, что синхронизацию сервисов тормозят многочисленные технические и организационные проблемы. ≪Мы с тестовой площадкой достаточно быстро интегрировались, а вот с рабочей – тяжело, – сетует собеседник VM в Департаменте здравоохранения Воронежской области. – Как только мы выходим на боевую площадку, мы сразу же попадаем в защищенные каналы связи. Например, чтобы в ФЭРе появлялась запись, она должна быть подписана врачом, для этого у него должен быть авторизованный ключ. И для этого необходимо понять, кем он должен быть авторизован, каким удостоверяющим центром – можно ли своим областным или нужен только федеральный, подойдет ли авторизация от третьих удостоверяющих центров или нет. И таких вопросов очень много≫.

По мнению Александра Гусева из КМИС, интеграция буксует отнюдь не только по причине локальных сбоев, а во многом из-за несовершенства федеральных сервисов: ≪Минздрав принимает у исполнителя работы без тестирования в пилотном регионе, без проверки сопряженности фрагментов системы в реальных условиях. И когда регионы начинают интегрироваться, выясняется, что что-то не работает, здесь – халтура, тут – не записано, там – черт ногу сломит, а вот там – нарушение международных стандартов. Потом федеральная система дорабатывается, и все начинается сначала≫.

Жалуются представители регионов и на невыполнимые, по их оценкам, дедлайны интеграции. ≪Чтобы подружить системы, правильно прописать стандарты, решить организационные вопросы, нужно убить год. Вопросов уйма, причем больше организационных, а не технических, – рассказывает представитель Департамента здравоохранения Воронежской области. – Это всегда долго, и это абсолютно нормально. У нас на переход с тестовой среды на боевую ушло практически полгода, именно из-за кучи согласований. Процесс не формализован, нет хорошей нормативной базы, поэтому дело и затягивается≫. Аналогичные претензии в адрес федерального центра высказал VM и специалист, близкий к МИАЦ Астраханской области: ≪Когда Минздрав выпускает какое-то изменение, оно вносится в стержень программного продукта, и, для того чтобы его переписать, отработать, убедиться в отсутствии ошибок, требуется неимоверное количество времени. Потом все это спускается на регионы, которые начинают вылавливать ошибки, но эти ошибки не дают им работать. Они обращаются в службу техподдержки, те давят на программистов, но все это время программный продукт не работает. Получается, что любое изменение от большого Минздрава из-за недоработок останавливает программный продукт на несколько месяцев≫.

Но в федеральном центре собственных огрехов стараются не замечать, возвращая претензии на местный уровень. ≪Регионам выдавали деньги на модернизацию с условием: все, что они у себя внедряют, должно быть интегрировано, – говорит представитель Минздрава. – Так что вопрос, почему при синхронизации возникли проблемы, – к ним≫.

Регионы, в свою очередь, подобные упреки не принимают категорически. И во многих случаях объясняют сбои внедрения ЕГИСЗ традиционно – бедностью. ≪Для того чтобы поставлять адекватную информацию на федеральный уровень, ее надо оцифровать на местах. Мы не знаем ни одного полностью компьютеризированного региона, – говорит собеседник VM в Департаменте здравоохранения Воронежской области. – Если нам, например, нужно, чтобы у каждого врача с учетом сменности стоял на рабочем месте компьютер, в сети должно быть 16 тысяч компьютеров, а у нас их сейчас 9 тысяч. И проблема даже не в том, что машин не хватает физически, а в том, что делать с теми 5-6 тысячами компьютеров, которые уже давно пора списать, потому что они были куплены в 2006-2007 годах и не тянут современное программное обеспечение≫.

информатизация здравоохранения

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении