В декабре 2015 года к работе с ЕГИСЗ подключился еще один отраслевой авторитет. НП «Национальная медицинская палата» (НМП) объявило о создании в своей структуре Комитета по информационным технологиям, который будет анализировать причины, сдерживающие внедрение медицинской информатизации, и готовить рекомендации по ее развитию.
В информкомитет НМП войдут представители более 10 крупных медицинских учреждений страны, сотрудники IT‑компаний и чиновники заинтересованных ведомств. «Президент общества Леонид Рошаль очень обеспокоен состоянием дел в сфере IT и будет лично курировать эту тему», – сообщил VM источник в НМП.
IT‑сообщество отреагировало на новость об участии Нацмедпалаты в судьбе ЕГИСЗ скептически. Коммерческий директор компании «МедАйТи Групп» Андрей Налетов, например, написал в сети Facebook: «Даже не знаю что сказать. Плюс еще один. Он [комитет] что‑то изменит? Он может повлиять как‑то?......Мне кажется, что это еще один клуб по интересам!:)) Игра в Монополию за нарисованные деньги. :))))». С коллегой отчасти согласился в той же социальной сети и член информкомитета НМП, директор по развитию компании «КМИС» Александр Гусев: «Может быть. Кто знает, как все сложится? Предрекать провал легко, помочь ему не случится – на порядок сложнее. Хотя конечно – неблагодарное это дело, кто бы сомневался [орфография и пунктуация сообщений сохранены. – VM]».
Настрой участников рынка можно понять. НМП – уже как минимум шестая структура, озаботившаяся тематикой ЕГИСЗ. Строительство системы стартовало четыре года назад, и с тех пор, помимо Минздрава, изучением ее недостатков в разные периоды времени занимались Минкомсвязи, профильные комитеты Совфеда и Госдумы, Счетная палата и фонд «Здоровье». Но ни одной из этих солидных организаций не удалось ответить на главный вопрос – почему ЕГИСЗ так и не стала единой?
Накануне закладки фундамента ЕГИСЗ, в 2011 году, предполагалось, что строительство информационной сети будет реализовываться в два этапа. В 2011‑2012 годах все бюджетные медучреждения должны были получить компьютеры и локально инсталлировать ключевые сервисы – удаленную запись к врачу и электронную медкарту. На втором этапе – с 2013 по 2020 годы – планировалось развивать локальные и региональные информсистемы, но главное – синхронизировать их с федеральными сервисами, тем самым налаживая бесперебойный обмен информацией между всеми государственными медучреждениями страны.
На первый этап внедрения системы было направлено внушительное централизованное финансирование – более 33,4 млрд рублей. Около 72% суммы предоставил ФФОМС, остальное добавили регионы. Однако к концу 2012 года ни один из целевых показателей проекта достигнут не был. Промежуточные результаты, демонстрируемые регионами, разнились диаметрально: где‑то система полноценно функционировала, а где‑то – даже не начала внедряться. Сегодня участники рынка называют сразу несколько причин фактического провала первого этапа строительства ЕГИСЗ – коррупционные сюжеты, конфликты заказчиков с подрядчиками, кадровую чехарду в IT‑департаментах региональных администраций и Минздрава РФ. Так или иначе, 2013‑2014 годы ушли на доработку базового уровня ЕГИСЗ. Но снос дедлайна достижению этапных целей тоже не помог. Далеко не все регионы справились с запуском своих участков ЕГИСЗ. Например, представители Минздрава Ленинградской области в конце 2014 года свидетельствовали, что внедрение ЕГИСЗ в областных и муниципальных медорганизациях даже не начиналось.
Болеющие за судьбу ЕГИСЗ представители власти и отраслевой общественности, тем не менее, жили надеждой, что монтажно‑пусковые работы к 2015 году все же завершатся. В августе 2014 года очередным вновь назначенным директором IT‑департамента Минздрава РФ стала бывшая сотрудница Минкомсвязи Елена Бойко, предложившая новый план спасения ЕГИСЗ. А 29 декабря 2014 года премьер‑министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию региональной информатизации, которая в «медицинской» части дублировала цели первого этапа внедрения ЕГИСЗ. Документ рекомендовал госклиникам сделать ровно то, что от них требовали двумя годами ранее, – автоматизировать свою деятельность, внедрив информационные сервисы, в частности электронную медкарту, и, наконец, интегрировать локальные IT‑сети с региональным и федеральным софтом.
Реализации этих прекрасных инициатив и директив мешал лишь один, но крайне существенный фактор – основные выделенные на создание ЕГИСЗ средства уже были истрачены. Из федерального бюджета в 2014 году, например на спасательные работы было направлено всего‑навсего 745 млн рублей, а финансовая нагрузка по дальнейшему развитию системы была возложена на регионы. По данным аналитического центра Vademecum, власти как минимум 19 субъектов РФ не собирались тратить на эти цели ни копейки – в их дотационных хозяйствах просто не было «лишних» денег. Усилиями остальных регионов на ЕГИСЗ набралось 6,5 млрд рублей – в совокупности на развитие недостроенной системы предлагалось потратить почти в четыре раза меньше средств, чем уже было освоено на первом этапе строительства.
Скудость бюджета на завершение долгостроя позволяет предсказать результат. Сообщения из регионов свидетельствуют – к 1 января 2016 года повсеместного внедрения ЕГИСЗ ждать бессмысленно. Пара примеров. В ноябре прошлого года заместитель директора МИАЦ Приморского края Никита Каневский заявлял о том, что к защищенной сети передачи данных подключена только половина медучреждений региона, остальные в лучшем случае закоммутируют с краевым фрагментом ЕГИСЗ в первом полугодии 2016‑го, причем за собственный счет. В Ленинградской области основные работы по внедрению медицинских IT‑сервисов тоже запланированы только на 2016 год.
Опрошенные VM представители IT‑компаний считают, что дефицит финансирования не позволит интеграторам завершить строительство ЕГИСЗ, какие бы новые сроки исполнения работ ни намечались. Этот печальный вывод подтверждают и результаты опроса, проведенного компанией «Консэф» среди участников конференции «Информационные технологии в медицине – 2015»: 56% респондентов назвали недостаточное и неравномерное финансирование главным фактором, сдерживающим процесс внедрения медицинских информсистем.
Пока решается судьба ЕГИСЗ, подходит очередь повсеместного внедрения еще одной технологии – дистанционных телемедицинских сервисов, призванных, в частности, повысить доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. Сейчас такие сервисы развиваются локально, их масштабной интеграции препятствует отсутствие федерального закона о телемедицине. Совет Федерации и Фонд развития интернет‑инициатив готовят для внесения в Госдуму соответствующий законопроект, но Минздрав, наученный горьким опытом ЕГИСЗ, пока тормозит документ – чиновники аргументируют промедление необходимостью еще раз проработать детали проекта с экспертами.