07 Декабря 2024 Суббота

Не за страх, а за софт
Ольга Гончарова Мединдустрия
22 января 2016, 14:14
6821

Что мешает российским клиникам слиться в едином цифровом пространстве

Главный отраслевой «долгострой» последних лет – Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – после многочисленных переносов дедлайна не завершился и в 2015 году. В каких-то регионах медицинские IT-сервисы работают фрагментарно, в других – просто не внедрены, но главное – российские клиники до сих пор не связаны в единую сеть и не имеют возможности обмениваться данными. Интеграторы ЕГИСЗ настроены пессимистично – по их мнению, спасти проект сейчас могло бы масштабное финансирование, но этап внушительных денежных вливаний в программу закончился еще два года назад.

В декабре 2015 года к работе с ЕГИСЗ подключился еще один отраслевой авторитет. НП «Наци­ональная медицинская палата» (НМП) объявило о создании в сво­ей структуре Комитета по инфор­мационным технологиям, который будет анализировать причины, сдерживающие внедрение меди­цинской информатизации, и гото­вить рекомендации по ее развитию.

В информкомитет НМП войдут представители более 10 крупных медицинских учреждений страны, сотрудники IT-компаний и чинов­ники заинтересованных ведомств. «Президент общества Леонид Рошаль очень обеспокоен состоя­нием дел в сфере IT и будет лично курировать эту тему», – сообщил VM источник в НМП.

IT-сообщество отреагировало на новость об участии Нацмедпа­латы в судьбе ЕГИСЗ скептически. Коммерческий директор компании «МедАйТи Групп» Андрей На­летов, например, написал в сети Facebook: «Даже не знаю что ска­зать. Плюс еще один. Он [комитет] что-то изменит? Он может повли­ять как-то?......Мне кажется, что это еще один клуб по интересам!:)) Игра в Монополию за нарисован­ные деньги. :))))». С коллегой отча­сти согласился в той же социальной сети и член информкомитета НМП, директор по развитию компании «КМИС» Александр Гусев: «Может быть. Кто знает, как все сложится? Предрекать провал легко, помочь ему не случится – на порядок сложнее. Хотя конечно – неблаго­дарное это дело, кто бы сомневался [орфография и пунктуация сооб­щений сохранены. – VM]».

Настрой участников рынка можно понять. НМП – уже как минимум шестая структура, озаботившаяся тематикой ЕГИСЗ. Строительство системы стартовало четыре года назад, и с тех пор, помимо Минз­драва, изучением ее недостатков в разные периоды времени занима­лись Минкомсвязи, профильные комитеты Совфеда и Госдумы, Счетная палата и фонд «Здоровье». Но ни одной из этих солидных организаций не удалось отве­тить на главный вопрос – почему ЕГИСЗ так и не стала единой?

Накануне закладки фундамента ЕГИСЗ, в 2011 году, предполага­лось, что строительство информа­ционной сети будет реализовывать­ся в два этапа. В 2011-2012 годах все бюджетные медучреждения должны были получить компью­теры и локально инсталлировать ключевые сервисы – удаленную запись к врачу и электронную медкарту. На втором этапе – с 2013 по 2020 годы – планировалось раз­вивать локальные и региональные информсистемы, но главное – син­хронизировать их с федеральными сервисами, тем самым налаживая бесперебойный обмен информаци­ей между всеми государственными медучреждениями страны.

На первый этап внедрения системы было направлено внушительное централизованное финансиро­вание – более 33,4 млрд рублей. Около 72% суммы предоставил ФФОМС, остальное добавили регионы. Однако к концу 2012 года ни один из целевых показателей проекта достигнут не был. Про­межуточные результаты, демон­стрируемые регионами, разнились диаметрально: где-то система полноценно функционировала, а где-то – даже не начала вне­дряться. Сегодня участники рынка называют сразу несколько причин фактического провала первого этапа строительства ЕГИСЗ – кор­рупционные сюжеты, конфлик­ты заказчиков с подрядчиками, кадровую чехарду в IT-департамен­тах региональных администраций и Минздрава РФ. Так или иначе, 2013-2014 годы ушли на доработку базового уровня ЕГИСЗ. Но снос дедлайна достиже­нию этапных целей тоже не помог. Далеко не все регионы справились с запуском своих участков ЕГИСЗ. Например, представители Минз­драва Ленинградской области в конце 2014 года свидетельствова­ли, что внедрение ЕГИСЗ в област­ных и муниципальных медорганизациях даже не начиналось.

Болеющие за судьбу ЕГИСЗ пред­ставители власти и отраслевой об­щественности, тем не менее, жили надеждой, что монтажно-пусковые работы к 2015 году все же завершат­ся. В августе 2014 года очередным вновь назначенным директором IT-департамента Минздрава РФ стала бывшая сотрудница Мин­комсвязи Елена Бойко, предложив­шая новый план спасения ЕГИСЗ. А 29 декабря 2014 года премьер-ми­нистр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию региональной ин­форматизации, которая в «меди­цинской» части дублировала цели первого этапа внедрения ЕГИСЗ. Документ рекомендовал госкли­никам сделать ровно то, что от них требовали двумя годами ранее, – автоматизировать свою деятель­ность, внедрив информационные сервисы, в частности электронную медкарту, и, наконец, интегриро­вать локальные IT-сети с регио­нальным и федеральным софтом.

Реализации этих прекрасных инициатив и директив мешал лишь один, но крайне существенный фактор – основные выделенные на создание ЕГИСЗ средства уже были истрачены. Из федераль­ного бюджета в 2014 году, на­пример на спасательные работы было направлено всего-навсего 745 млн рублей, а финансовая нагрузка по дальнейшему раз­витию системы была возложена на регионы. По данным аналити­ческого центра Vademecum, власти как минимум 19 субъектов РФ не собирались тратить на эти цели ни копейки – в их дотационных хозяйствах просто не было «лиш­них» денег. Усилиями остальных регионов на ЕГИСЗ набралось 6,5 млрд рублей – в совокупности на развитие недостроенной системы предлагалось потратить почти в четыре раза меньше средств, чем уже было освоено на первом этапе строительства.

Скудость бюджета на завершение долгостроя позволяет предсказать результат. Сообщения из регио­нов свидетельствуют – к 1 января 2016 года повсеместного внедрения ЕГИСЗ ждать бессмысленно. Пара примеров. В ноябре прошлого года заместитель директора МИАЦ Приморского края Никита Ка­невский заявлял о том, что к защищенной сети передачи данных подключена только половина медучреждений региона, осталь­ные в лучшем случае закоммутиру­ют с краевым фрагментом ЕГИСЗ в первом полугодии 2016-го, при­чем за собственный счет. В Ленин­градской области основные работы по внедрению медицинских IT-сер­висов тоже запланированы только на 2016 год.

Опрошенные VM представители IT-компаний считают, что дефи­цит финансирования не позволит интеграторам завершить строи­тельство ЕГИСЗ, какие бы новые сроки исполнения работ ни на­мечались. Этот печальный вывод подтверждают и результаты опроса, проведенного компанией «Консэф» среди участников конференции «Информационные технологии в медицине – 2015»: 56% респон­дентов назвали недостаточное и неравномерное финансирование главным фактором, сдерживающим процесс внедрения медицинских информсистем.

Пока решается судьба ЕГИСЗ, подходит очередь повсеместного внедрения еще одной технологии – дистанционных телемедицинских сервисов, призванных, в частности, повысить доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. Сейчас такие сервисы развиваются локально, их масштабной интегра­ции препятствует отсутствие фе­дерального закона о телемедицине. Совет Федерации и Фонд развития интернет-инициатив готовят для внесения в Госдуму соответствую­щий законопроект, но Минздрав, наученный горьким опытом ЕГИСЗ, пока тормозит документ – чиновни­ки аргументируют промедление не­обходимостью еще раз проработать детали проекта с экспертами.


егисз, it, интеграторы, здравоохранение
Источник: Vademecum №1, 2016

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»