27 Июля 2024 Суббота

Не за страх, а за софт
Ольга Гончарова Мединдустрия
22 января 2016, 14:14
6687

Что мешает российским клиникам слиться в едином цифровом пространстве

Главный отраслевой «долгострой» последних лет – Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – после многочисленных переносов дедлайна не завершился и в 2015 году. В каких-то регионах медицинские IT-сервисы работают фрагментарно, в других – просто не внедрены, но главное – российские клиники до сих пор не связаны в единую сеть и не имеют возможности обмениваться данными. Интеграторы ЕГИСЗ настроены пессимистично – по их мнению, спасти проект сейчас могло бы масштабное финансирование, но этап внушительных денежных вливаний в программу закончился еще два года назад.

В декабре 2015 года к работе с ЕГИСЗ подключился еще один отраслевой авторитет. НП «Наци­ональная медицинская палата» (НМП) объявило о создании в сво­ей структуре Комитета по инфор­мационным технологиям, который будет анализировать причины, сдерживающие внедрение меди­цинской информатизации, и гото­вить рекомендации по ее развитию.

В информкомитет НМП войдут представители более 10 крупных медицинских учреждений страны, сотрудники IT-компаний и чинов­ники заинтересованных ведомств. «Президент общества Леонид Рошаль очень обеспокоен состоя­нием дел в сфере IT и будет лично курировать эту тему», – сообщил VM источник в НМП.

IT-сообщество отреагировало на новость об участии Нацмедпа­латы в судьбе ЕГИСЗ скептически. Коммерческий директор компании «МедАйТи Групп» Андрей На­летов, например, написал в сети Facebook: «Даже не знаю что ска­зать. Плюс еще один. Он [комитет] что-то изменит? Он может повли­ять как-то?......Мне кажется, что это еще один клуб по интересам!:)) Игра в Монополию за нарисован­ные деньги. :))))». С коллегой отча­сти согласился в той же социальной сети и член информкомитета НМП, директор по развитию компании «КМИС» Александр Гусев: «Может быть. Кто знает, как все сложится? Предрекать провал легко, помочь ему не случится – на порядок сложнее. Хотя конечно – неблаго­дарное это дело, кто бы сомневался [орфография и пунктуация сооб­щений сохранены. – VM]».

Настрой участников рынка можно понять. НМП – уже как минимум шестая структура, озаботившаяся тематикой ЕГИСЗ. Строительство системы стартовало четыре года назад, и с тех пор, помимо Минз­драва, изучением ее недостатков в разные периоды времени занима­лись Минкомсвязи, профильные комитеты Совфеда и Госдумы, Счетная палата и фонд «Здоровье». Но ни одной из этих солидных организаций не удалось отве­тить на главный вопрос – почему ЕГИСЗ так и не стала единой?

Накануне закладки фундамента ЕГИСЗ, в 2011 году, предполага­лось, что строительство информа­ционной сети будет реализовывать­ся в два этапа. В 2011-2012 годах все бюджетные медучреждения должны были получить компью­теры и локально инсталлировать ключевые сервисы – удаленную запись к врачу и электронную медкарту. На втором этапе – с 2013 по 2020 годы – планировалось раз­вивать локальные и региональные информсистемы, но главное – син­хронизировать их с федеральными сервисами, тем самым налаживая бесперебойный обмен информаци­ей между всеми государственными медучреждениями страны.

На первый этап внедрения системы было направлено внушительное централизованное финансиро­вание – более 33,4 млрд рублей. Около 72% суммы предоставил ФФОМС, остальное добавили регионы. Однако к концу 2012 года ни один из целевых показателей проекта достигнут не был. Про­межуточные результаты, демон­стрируемые регионами, разнились диаметрально: где-то система полноценно функционировала, а где-то – даже не начала вне­дряться. Сегодня участники рынка называют сразу несколько причин фактического провала первого этапа строительства ЕГИСЗ – кор­рупционные сюжеты, конфлик­ты заказчиков с подрядчиками, кадровую чехарду в IT-департамен­тах региональных администраций и Минздрава РФ. Так или иначе, 2013-2014 годы ушли на доработку базового уровня ЕГИСЗ. Но снос дедлайна достиже­нию этапных целей тоже не помог. Далеко не все регионы справились с запуском своих участков ЕГИСЗ. Например, представители Минз­драва Ленинградской области в конце 2014 года свидетельствова­ли, что внедрение ЕГИСЗ в област­ных и муниципальных медорганизациях даже не начиналось.

Болеющие за судьбу ЕГИСЗ пред­ставители власти и отраслевой об­щественности, тем не менее, жили надеждой, что монтажно-пусковые работы к 2015 году все же завершат­ся. В августе 2014 года очередным вновь назначенным директором IT-департамента Минздрава РФ стала бывшая сотрудница Мин­комсвязи Елена Бойко, предложив­шая новый план спасения ЕГИСЗ. А 29 декабря 2014 года премьер-ми­нистр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию региональной ин­форматизации, которая в «меди­цинской» части дублировала цели первого этапа внедрения ЕГИСЗ. Документ рекомендовал госкли­никам сделать ровно то, что от них требовали двумя годами ранее, – автоматизировать свою деятель­ность, внедрив информационные сервисы, в частности электронную медкарту, и, наконец, интегриро­вать локальные IT-сети с регио­нальным и федеральным софтом.

Реализации этих прекрасных инициатив и директив мешал лишь один, но крайне существенный фактор – основные выделенные на создание ЕГИСЗ средства уже были истрачены. Из федераль­ного бюджета в 2014 году, на­пример на спасательные работы было направлено всего-навсего 745 млн рублей, а финансовая нагрузка по дальнейшему раз­витию системы была возложена на регионы. По данным аналити­ческого центра Vademecum, власти как минимум 19 субъектов РФ не собирались тратить на эти цели ни копейки – в их дотационных хозяйствах просто не было «лиш­них» денег. Усилиями остальных регионов на ЕГИСЗ набралось 6,5 млрд рублей – в совокупности на развитие недостроенной системы предлагалось потратить почти в четыре раза меньше средств, чем уже было освоено на первом этапе строительства.

Скудость бюджета на завершение долгостроя позволяет предсказать результат. Сообщения из регио­нов свидетельствуют – к 1 января 2016 года повсеместного внедрения ЕГИСЗ ждать бессмысленно. Пара примеров. В ноябре прошлого года заместитель директора МИАЦ Приморского края Никита Ка­невский заявлял о том, что к защищенной сети передачи данных подключена только половина медучреждений региона, осталь­ные в лучшем случае закоммутиру­ют с краевым фрагментом ЕГИСЗ в первом полугодии 2016-го, при­чем за собственный счет. В Ленин­градской области основные работы по внедрению медицинских IT-сер­висов тоже запланированы только на 2016 год.

Опрошенные VM представители IT-компаний считают, что дефи­цит финансирования не позволит интеграторам завершить строи­тельство ЕГИСЗ, какие бы новые сроки исполнения работ ни на­мечались. Этот печальный вывод подтверждают и результаты опроса, проведенного компанией «Консэф» среди участников конференции «Информационные технологии в медицине – 2015»: 56% респон­дентов назвали недостаточное и неравномерное финансирование главным фактором, сдерживающим процесс внедрения медицинских информсистем.

Пока решается судьба ЕГИСЗ, подходит очередь повсеместного внедрения еще одной технологии – дистанционных телемедицинских сервисов, призванных, в частности, повысить доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. Сейчас такие сервисы развиваются локально, их масштабной интегра­ции препятствует отсутствие фе­дерального закона о телемедицине. Совет Федерации и Фонд развития интернет-инициатив готовят для внесения в Госдуму соответствую­щий законопроект, но Минздрав, наученный горьким опытом ЕГИСЗ, пока тормозит документ – чиновни­ки аргументируют промедление не­обходимостью еще раз проработать детали проекта с экспертами.


егисз, it, интеграторы, здравоохранение
Источник: Vademecum №1, 2016

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении