14 Мая 2024 Вторник

Не вам Чита
Анна Козлова Мединдустрия
15 октября 2013, 12:44
5061

Главный онколог Забайкальского края уволен после скандала с госзакупками

Покупка новейшей медицинской техники – комплекса оборудования для проведения лучевой терапии – стала фатальной для карьеры главврача Забайкальского краевого онкологического диспансера. Сергея Лескова уволили без объяснения причин, после того как он отказался пересмотреть результаты конкурса на сумму 195 млн рублей, за победу в котором боролись московская компания «МСМ‑Медимпэкс» и екатеринбургская фирма «Юникс». Позднее ио губернатора края пояснил, что контракт с московской фирмой был заключен вопреки запрету министра здравоохранения края. По словам сотрудницы онкодиспансера, на медучреждение продолжают давить, требуя расторгнуть уже заключенный договор.

Полторы недели заслуженный врач РФ, член правления Ассоциации онкологов России Сергей Лесков не знал, почему Минздрав Забайкальского края решил расторгнуть с ним трудовой договор. «27 сентября меня пригласили в министерство, торжественно поблагодарили за службу и вручили приказ об увольнении без объяснения причин», – рассказал он в интервью VM. Основанием для расторжения контакта послужил п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, который позволяет уволить руководителя подведомственного учреждения в одностороннем порядке.

И только 8 октября ситуация начала проясняться – губернатор края Константин Ильковский заявил местной прессе, что причиной увольнения стали нарушения при закупке онкоцентром комплекса оборудования для лучевой терапии. «Состоялся конкурс, который проводил наш департамент по закупкам, и конкурсной комиссией было принято решение признать его несостоявшимся, потому что и у одной, и у второй компании были серьезные нарушения в заявке. Вместе с тем через несколько дней был подписан контракт с одним из поставщиков. Я считаю, что это совершенно неправильно. Ни в коей мере не хочу никого ни в чем обвинять, тем более никого ни в чем подозревать, но процедурно это совершенно неправильно, тем более что было прямое указание министра [здравоохранения. – VM] по результатам конкурса договор этот не подписывать», – цитирует губернатора интернет-портал «Чита.ру».

Сам Михаил Лазуткин [экс-руководитель Забайкальской медицинской дирекции, который до 1 ноября, пока новый губернатор края формирует кабинет министров, исполняет обязанности главы министерства. – VM] никаких заявлений по поводу этой истории, получившей большой резонанс в регионе, не сделал до сих пор. На момент написания статьи связаться ни с ио министра, ни с кем-то из его заместителей так и не удалось.

Заявление губернатора вызвало недоумение у сотрудников краевого онкологического диспансера. Госконтракт, о котором идет речь, был подписан с поставщиком – компанией «МСМ-Медимпэкс» 11 сентября. Все закупочные процедуры признаны финансовой инспекцией края легитимными и не противоречащими федеральному закону №94. Часть оборудования уже доставлена в медучреждение. «Ни один надзорный орган не увидел нарушений в данном заказе, да их и нет, – рассказала VM экономист по закупкам Забайкальского краевого онкодиспансера Мария Горбунова. – Процедура по федеральному закону №94 была полностью выдержана».

Открытый конкурс на приобретение комплекта оборудования для радиологического отделения онкоцентра должен был состояться летом 2013 года, однако борьба за госконтракт началась заблаговременно, еще весной. «На четырех совещаниях по закупке новой техники в наш центр, которые проходили с участием либо самого Михаила Лазуткина, либо его первого зама, присутствовали представители «Юникса». Они активно продвигали свое оборудование», – утверждает Сергей Лесков. Проблема в том, что аппараты Varian Medical Systems (единственный поставщик в России – «Юникс») радиологов медучреждения не устроили по многим позициям. То, что предпочтение лучше отдать другому производителю, Лескову подтвердили и эксперты из НИИ патологии кровообращения им. Академика Е.Н. Мешалкина, Российской ассоциации терапевтических радиационных онкологов, Онкологического института им. П.А. Герцена.

Конкурс официально был объявлен 15 июля, начальная цена составила 249 млн рублей, заявки на участие подали «МСМ-Медимпэкс» и екатеринбургская МК «Юникс». Сразу после объявления конкурса компания «Юникс» пожаловалась в управление ФАС по Забайкальскому краю на некорректное техзадание, которое якобы ограничивает конкуренцию. Аналогичную жалобу антимонопольщикам прислала и другая, малоизвестная на рынке компания ООО «Медконтиненталь». Обе претензии были отклонены, а комиссия ФАС признала право диспансера выставлять те технические требования к закупке, которые считают нужными врачи. Однако «Юникс» не сдался. В начале августа, когда вносить какие-либо изменения в документацию конкурса уже было невозможно по срокам, «Юникс» продолжил добиваться изменения ТЗ таким образом, чтобы екатеринбургская медкомпания тоже смогла принять участие в торгах. На этот раз через краевой Минздрав. Сергею Лескову было передано письмо, в котором екатеринбургская фирма критиковала некоторые технические характеристики и обоснование максимальной стоимости, выставленной в конкурсной документации. Михаил Лазуткин переслал письмо в онкодиспансер с резолюцией «исправить и доложить». Частично согласившись с доводами письма, экономисты больницы снизили начальную стоимость закупки до 229 млн, однако ТЗ осталось неизмененным.

А в начале сентября конкурс был признан несостоявшимся. Обе компании, подавшие заявки, не были допущены до торгов по формальным причинам, кроме того, оборудование «Юникса» не соответствовало ТЗ, поэтому «Медимпэкс» остался единственным потенциальным поставщиком. В соответствии с федеральным законом №94 «О госзакупках», в этом случае заказчик имеет право заключить контракт без конкурса, что онкодиспансер и сделал 11 сентября, подписав с «Медимпэксом» соглашение о поставке оборудования на сумму 195 млн рублей. Далее последовала стремительная отставка Лескова. Уже 30 сентября новый исполняющий обязанности главврача Александр Тюменцев попытался расторгнуть контракт, но через несколько дней отказался от должности. Следующий ио – Михаил Пимкин – по словам коллег, также испытывает давление. «После увольнения Сергея Лескова Министерство здравоохранения неоднократно рекомендовало нам расторгнуть договор с «МСМ-Медимпэкс», но в устной форме. Никаких письменных указаний на этот счет у нас нет», – заявляет Мария Горбунова. Расторжение договора на этом этапе может повлечь за собой судебное разбирательство и повторное проведение конкурса.

В юридической службе медицинской компании «Юникс» ситуацию в Чите комментировать отказались. «Чита.ру» цитирует комментарий юриста проекта «РосПил» Валерия Золотухина, который признал действия экс-главврача по подписанию контракта с поставщиком медоборудования «МСМ-Медимпэкс» легитимными. «Согласно пунктам 11 части 2 статьи 55 и части 1 статьи 31 федерального закона №94 Лесков поступил в соответствии с законом. Более того, контракт был заключен ниже конкурсной максимальной цены на 34 миллиона рублей, а это хорошая экономия», – говорит он.

Московский адвокат Сергей Нефедов также подтвердил VM, что в ситуации, когда конкурс не состоялся, заказчик был вправе заключить контракт с той фирмой, чье оборудование соответствует ТЗ. В случае если формальные признаки, по которым заявитель был снят с конкурса, не являются исключительными и подлежат исправлению.

Сергей Лесков оспаривать свое увольнение в суде не будет, так как в действиях Минздрава также нет ничего незаконного. Компенсацию заработной платы за три месяца медработнику выплатили, а оспорить причину увольнения невозможно, ее просто нет в приказе ведомства. 

забайкальский край, госзакупки

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС