10 Сентября 2024 Вторник

Не наточены нажить
Екатерина Макарова Мединдустрия
1 апреля 2016, 13:24
8572

Как банкир из БТФ и топ-менеджер STADA CIS спасают от разорения производителя игл и скальпелей

Старейшее отечественное предприятие по производству хирургических инструментов, шприцев и игл – нижегородское ОАО «МИЗ‑Ворсма» – вышло из процедуры банкротства и конкурсного управления благодаря новым собственникам – заместителю гендиректора по операционным вопросам STADA CIS Михаилу Баранову и одному из управляющих коммерческого банка «БТФ» Вагану Брутяну. Московские коммерсанты выкупили долю мажоритария и бывшего генерального директора завода Владимира Шеварова, который не сумел защитить компанию от конкурентов‑импортеров. Знакомство новых совладельцев‑спасителей с коллективом завода должно состояться после заседания акционеров, назначенного на 9 апреля 2016 года.

Щетка с ворсмой

По данным СПАРК-Интерфакс, право на владение 49,1% доли в УК ОАО «МИЗ-Ворсма» 11 ян­варя 2016 года получил Михаил Баранов, с 31 декабря 2015-го – доля в 17,5% записана на Вагана Брутяна, 18 февраля 2016 года – долю в 8,4% получил Левон Иса­кулян, новый гендиректор ОАО «МИЗ-Ворсма». На конец декабря 2015-го аналогичная доля в 8,4% принадлежала входящему в группу «Фармстандарт» ОАО «Тюменский завод медицинского оборудова­ния и инструментов» (ТЗМОИ). Источники Vademecum, близкие к сделке, говорят, что ТЗМОИ планировал выйти из числа владельцев, пред­ставители тюменского предприя­тия и «Фармстандарта» не ответили на запрос Vademecum. Кому принадлежит оставшийся пакет акций, узнать не удалось.

Подробностями закрывшейся в декабре 2015 года сделки, по ко­торой принадлежавшие бывшему гендиректору предприятия Влади­миру Шеварову 66,6% «МИЗ-Вор­смы» перешли Брутяну и Баранову, ее основные участники делиться не захотели. Впрочем, Баранов объясняет, почему заинтересовал­ся судьбой старого завода: «Я сам родом из города Ворсмы и работал на этом заводе после окончания НГТУ. Ситуация в городе и на ОАО «МИЗ-Ворсма» мне хорошо из­вестна и небезразлична. Уверен, что у завода есть хорошие шансы в новых руках и при моем участии как совладельца перейти к устой­чивому развитию».

Банкир Ваган Брутян от каких-ли­бо комментариев отказался. Но инвестирует он в завод уже активно: принадлежащее Брутяну ООО «Солди», по данным реше­ния арбитражного суда, погасило общий долг МИЗ на 73 млн рублей. «Сумма долга в подобной ситуа­ции, скорее всего, равна оценке всего бизнеса. Продавец может получить совсем символическую сумму, хоть один рубль», – рас­суждает гендиректор независимой оценочной компании «Эксперт» Андрей Никонов.

Участники рынка медицинского инструментария не исключили вероятности того, что Баранов и Брутян могли действовать в ин­тересах STADA CIS. Однако в са­мой компании такую возможность категорически отрицают. «STADA CIS не планировала и не планиру­ет каких-либо сделок с этой [ОАО «МИЗ-Ворсма». – Vademecum] компани­ей», – уверяет заместитель гене­рального директора компании Иван Глушков.

Михаил Баранов как минимум од­нажды уже выступал в роли круп­ного инвестора. В 2012 году компа­ния «ДМН Инвест» выкупила у той же STADA CIS два фармпредпри­ятия – московскую «Макиз-Фар­му» и рязанский «Скопинфарм». Владельцами «ДМН Инвест», по данным СПАРК-Интерфакс, на тот момент числились три топ-менеджера STADA – Дмитрий Ефимов, Наиль Хамидуллин и соб­ственно Баранов. Год спустя «ДМН Инвест» продала «Макиз-Фарму» индийской Hetero Drug. А «Ско­пинфарм» отошел к структурам, близким к группе «Фармимэкс» Александра Апазова.

Колотые рано

ОАО «МИЗ-Ворсма» всегда счи­талось одним из флагманов оте­чественного медпрома. Фабрику, на базе которой впоследствии вы­росло это предприятие, основал еще в 1820 году крепостной графа Шере­метьева Иван Завьялов. До 1926 года на ней производили ножи, слесар­ный и в небольшом количестве ме­дицинский инструментарий. Позже основным профилем предприятия действительно стала продукция медицинского назначения, а завод выбился в лидеры советской про­мышленности. Даже в 90-е, когда российский медпром переживал худшие времена, «МИЗ-Ворсме» удавалось удерживаться на плаву. Из ближайших соседей по профилю продолжают работать два завода – МИЗ им. М. Горького в поселке Тумботино Нижегородской области и казанский МИЗ, который в основ­ном специализируется на медизде­лиях для стоматологии. «Российских производителей медицинского инструментария можно пересчитать по пальцам. Можайский завод, гре­мевший раньше на всю страну, се­годня вообще выпускает теннисные столы», – сокрушается генеральный директор МИЗ им. М. Горького Юрий Волков. Глава тумботинского предприятия подтверждает слова аналитиков рынка медизделий: причина упадка – неспособность российских компаний конкури­ровать с западными мейджорами и производителями из Азии.

На общем фоне дела «МИЗ-Вор­смы» выглядели относитель­но неплохо вплоть до кризиса 2014 года. В 2000-е номенклатура нижегородского производителя насчитывала около 1 200 наиме­нований изделий разнообразного функционала – от хирургических инструментов, ножей и скальпелей до ранорасширителей, игл и шпри­цев. Продукцию МИЗ поставляли отечественным клиникам десят­ки дистрибьюторских компаний. Впрочем, позднее в обращениях к Минпромторгу, правительству и даже Президенту РФ основной акционер и гендиректор ворсмин­ского завода Владимир Шеваров признавал, что финансовое поло­жение предприятия все эти годы оставалось неустойчивым. «Чис­ленность МИЗ за 20 лет снизилась с 5 тысяч до 500 человек, пред­приятие перешло на трехдневный режим работы, – писал Шеваров президенту Владимиру Путину в 2015 году. – В августе прекра­щен выпуск игольной заготовки. Уникальные специалисты массово увольняются. Страна лишается по­следних изготовителей многих уни­кальных медицинских изделий».

На запрос Vademecum о судьбе писем из «МИЗ-Ворсмы» и реакции на обращения пресс-служба Пра­вительства России не ответила. В пресс-службе Минпромторга говорят, что ведомство не полу­чало писем от представителей «МИЗ-Ворсма».

«На российский рынок хлынул низкокачественный дешевый медицинский инструмент из за­рубежья! – продолжал сетовать Шеваров уже в эфире ОТР в начале осени 2015-го. – По итогам первого полугодия мы на 45% в очередной раз сократили объемы выпускаемой продукции в связи с ограниченно­стью продаж!» А в конце сентября Арбитражный суд Нижегородской области признал МИЗ, задолжав­ший 63 млн рублей по кредит­ному договору Сбербанку и еще 10 млн рублей непосредственным партнерам по бизнесу, банкротом. В отношении имущества градо­образующего предприятия была введена процедура конкурсного производства.

Вышли из-под пера

Нового инвестора конкурсный управляющий Елена Волкова нашла неожиданно, накануне 2016 года. Как сообщил Vademecum по­мощник Волковой, нынешние владельцы компании намерены сохранить профиль производства. Эту информацию подтверждают и представители администрации города Ворсмы. «Новое управление ОАО «МИЗ-Ворсма» планирует развивать ассортимент и качество продукции, производимой на заво­де по полному циклу», – добавляет глава города Александр Прокофьев. Об изменениях в структуре соб­ственности предприятия осведом­лены и дистрибьюторы завода. «Насколько нам известно, новое управление будет продолжать дело завода. Было бы глупо его свер­нуть», – считает представитель дистрибьюторской компании «МК «Мария», партнера МИЗ.

Участники рынка говорят, что но­вым инвесторам придется серьезно постараться, чтобы сделать продук­цию МИЗ конкурентоспособной. И дело тут не только в том, что произведенный в Азии инструмен­тарий выходит дешевле отечествен­ного, проблема и в номенклатуре. «Большой хирургический набор, рассчитанный на три больших операции, не выпускает сегодня ни один из отечественных заводов», – объясняет гендиректор компании «РуссЭндо» Анатолий Ухин. По его мнению, в одиночку даже с новым инвестором МИЗ будет трудно удержаться на рынке: «На мой взгляд, единственный выход – объединение всех производителей медицинского инструментария в профильную ассоциацию, кото­рая будет выступать в качестве еди­ного исполнителя госзаказа. Если предприятия не сплотить и не вдох­новить идеей единого заказа, то мы рискуем прочно остаться на им­портной игле бросового качества. А заводам ничего не останется, как перепрофилироваться в производ­ство охотничьих ножей».


stada, штада маркетинг, бтф, сделка, производство

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам