27 Июля 2024 Суббота

Не на того напалм
Александр Братерский Фарминдустрия
21 октября 2013, 19:01
6642

Вьетнамский бальзам «Золотая звезда» согрел не одно поколение советских людей

Сегодня фармацевтический рынок Вьетнама – один из самых быстрорастущих в Азии. По оценке американской консалтинговой компании Pacific Brige Medical, в 2012 году он достиг объема $3 млрд (треть от индийского), а прирост в ближайшие пять лет ожидается на уровне 20% в год. В его становлении приняли участие колонизаторы‑французы, дружественный Советский Союз и даже, парадоксальным образом, напавшие на Северный Вьетнам американцы. Вьетнамцы только четыре года назад смогли преодолеть свое стойкое недоверие к Западу и разрешили международным фармацевтическим компаниям покупать фармпредприятия и открывать филиалы в своей стране.

История вьетнамской фармацевтики как будто пошла на второй круг – ведь у ее истоков тоже стояли европейские фирмы.

Колонизация Вьетнама началась в 1861 году – тогда французы оккупировали Сайгон (ныне Хошимин) и провозгласили его столицей своей новой колонии – Индокитая. Колонизаторы озаботились строительством в Индокитае госпиталей и принялись проводить вакцинацию против оспы. Между 1897 и 1902 годами французское правительство разработало даже специальный план по созданию системы здравоохранения Индокитая, главными целями которого были борьба с холерой и оспой, программа вакцинации и гигиена населения. К середине 50-х годов территория Вьетнама стала настоящим производственным цехом для французских, итальянских и немецких фармацевтических фирм – небольшие вьетнамские лаборатории производили для европейских компаний различные фармацевтические компоненты на основе средств народной медицины.

Вьетнамская народная медицина традиционно разделяется на два типа – Thuôc Bac («северная медицина», восходит к традиционной китайской медицине) и Thuôc Nam («южная медицина», которая является более популярной в стране, так как считается исконно вьетнамской). Одним из ее основоположников был знаменитый вьетнамский лекарь Нгуен Дай Нанг, автор «Поэмы о настоящем состоянии иглоукалывания», который практиковал свое искусство сотни лет назад. Народная медицина, в отличие от традиционной, всегда была развитой во Вьетнаме, например, целители с помощью двух игл полностью снимали боль – это называлось «акупунктурной анестезией». Подобные методики вьетнамские врачи позднее демонстрировали своим советским коллегам, за 15 лет проведя в госпитале Военной академии Вьетнамской народной армии более 1140 операций с использованием «акупунктурной анестезии».

«Во время войны с США северовьетнамские доктора с помощью акупунктуры и травяных настоев лечили пострадавших от напалма и ядовитого дефолианта Agent Orange, широко применявшихся американскими войсками», рассказывал впоследствии вьетнамский доктор медицинских наук Ле Тхе Чунг.

В свою очередь специалисты из США, которые имели возможность ознакомиться с состоянием вьетнамской фармацевтики на территории Южного Вьетнама, в докладе в Конгресе от 1968 года охарактеризовали ее уровень как «весьма примитивный». В Северном Вьетнаме дела обстояли не лучше, это признавал даже дружественный коммунистам журнал World Marxist Review (английское издание советского журнала «Проблемы мира и социализма») в том же 1968 году. Издание отмечало, что здравоохранение страны очень бедно, а национальная фармацевтика может удовлетворить лишь 30% потребностей населения. Положение хорошо понимали в руководстве СССР – Советский Союз кроме оружия и боеприпасов для нужд вьетнамской армии тоннами поставлял в страну необходимые медикаменты, а также обучал местный медперсонал.

Правительство революционного Вьетнама уверяло, что бурное развитие национальной фармпромышленности началось после того, как страна избавилась от французского владычества. В выпущенной в 1970 году книге с пафосным названием «Века национальной борьбы» с гордостью говорилось о том, что «антифранцузское выступление создало основу для создания национальной индустрии, которая с тех времен базировалась на местных ресурсах». На самом деле в послевоенном развитии вьетнамской фармацевтики приняли активное участие советские медики и специалисты из других социалистических стран.

Вьетнам перенимал традиции советского здравоохранения, посылал своих врачей для учебы в СССР и ГДР, однако по-прежнему не забывал о своей народной медицине. Именно ее продукция имела наибольший экспортный потенциал. Основным сырьем для производства таблеток стал маниок – род растений семейства молочайные, растущий в виде небольших деревьев или кустарников. Корни маниока не только применялись для приготовления пищи – вьетнамская фармацевтика ежегодно использовала до 100 тонн этого продукта для производства лекарств народной медицины. Другим вьетнамским ноу-хау стал порошок «12» – смесь из толченого корня кукурузы, корня диоскореи (дикого ямса), солодки, кожуры апельсина, слизистой оболочки куриного желудка и бората натрия. Бюллетень Вьетнамской военной академии писал, что порошок «12» применялся для лечения болезней желудка и позволил правительству отказаться от закупки целого ряда импортных препаратов.

Народная медицина Вьетнама интересовала и советских фармацевтов, в связи с политическими разногласиями лишенных доступа к секретам традиционной китайской медицины (отношения между СССР и Китаем резко обострились в 1960 году). В 1987 году на русском языке был даже издан справочник «Лекарственные средства СССР и Вьетнама», где подробно рассказывалось о фармакологических свойствах вьетнамских препаратов на основе трав. В аптеках СССР продавалась вьетнамская тонизирующая настойка Sampana на основе пчелиного маточного молочка. В статье журнала «Наука и жизнь» в 1988 году подчеркивалось, что она хорошо помогает «при радиационных поражениях». Спустя всего два года после катастрофы на Чернобыльской АЭС это была лучшая реклама – настойку сметали с прилавков.

Однако самым популярным продуктом вьетнамской фармотрасли в СССР стал бальзам «Золотая звезда» на основе эвкалиптового масла и камфоры. Бальзам в круглой жестяной красной баночке, в народе ласково именуемый «звездочка», пользовался огромной популярностью у советских граждан – им натирали ноющие виски, смазывали нос при насморке, лечили мозоли и комариные укусы. Этому бальзаму посвящены десятки сайтов на русском языке, на которых посетители предаются ностальгическим воспоминаниям: «Как вспомню этот резкий освежающий запах, так дрожь пробирает. Я уверена, что это замечательное и широко распространенное средство знают все, кто родился и вырос в бывшем Советском Союзе...»

Бальзам производило вьетнамское предприятие «Фармацевтический завод №2». Кроме «Золотой звезды» (вьетнамское название Cao Sao vàng), предприятие также делало несколько видов других бальзамов, которые успешно продавались за рубежом.

Начало вьетнамской перестройки, которую в стране назвали Doi Moi («обновление») застало фармацевтику страны не в самом лучшем виде. Согласно докладу Программы развития ООН за 1987 год, одна из основных проблем развития фармацевтической промышленности Вьетнама заключалась в нехватке валюты для покупки необходимых химических материалов и оборудования. «Иногда оборудование, которое нужно на одной фабрике, стоит без действия на другой фабрике», – также отмечалось в докладе. Правительство страны искало пути приобретения необходимого в соцстранах по бартеру. Согласно венгерско-вьетнамскому соглашению от 1988 года, вьетнамские производители поставляли одежду и изделия из текстиля, а взамен страна получала различное оборудование и лекарственные препараты. В начале 1989 года переговоры с вьетнамскими товарищами о совместном производстве фармацевтической продукции для экспорта в страны третьего мира провел глава компартии Чехословакии Милоуш Якеш, однако до дела так и не дошло – помешала «бархатная революция» в Чехословакии и отставка коммунистического руководства.

Вьетнамские коммунисты сумели удержаться у власти, однако решили вслед за китайцами проводить контролируемые рыночные реформы. В 1989 году правительство разрешило государственным фармацевтическим фабрикам открывать собственные аптеки и продавать фармацевтические препараты частным лицам, часть предприятий были приватизированы.

Либерализация вьетнамской фармацевтики способствовала приходу на рынок иностранных фармацевтических компаний. Правительство понимало, что без иностранных игроков не справится – расположенная в основном в Ханое вьетнамская фармацевтическая индустрия в начале 90-х нуждалась в инвестициях в размере около $180 млн – для небогатого Вьетнама совершенно запредельная по тем временам сумма.

К середине 90-х годов вьетнамский фармацевтический рынок оценивался уже в $330 млн. Активными инвесторами на нем стали немецкая Bayer, швейцарская Ciba-Geigy (сейчас Novartis), британская SmithKline Beecham (сейчас GlaxoSmithKline). В настоящее время акционером ведущего производителя бальзама «Золотая звезда» является компания Danapha Pharmaceutical JSC, принадлежащая американской фирме Affordable Quality Pharmaceuticals (AQP). Основательница AQP Трейси Нгуен приехала в США из Вьетнама в 1979 году и, выучившись на фармацевта, создала собственную фирму, которая специализировалась на фармдистрибуции. Когда во Вьетнаме началась либерализация экономики, Нгуен решила принять в ней активное участие. Сегодня AQP – не только акционер Danapha Pharmaceutical JSC, но и сотрудничает с семью другими вьетнамскими фирмами. 

история, вьетнам

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении