27 Июля 2024 Суббота

Лысина в последней инстанции: на чем взращивался успех легендарной клиники Real Trans Hair
Ольга Синева Мединдустрия
4 июля 2018, 7:37
Фото: youtube.com
8944

«А тебе, лысый, я телефон не скажу!» – заканчивающийся этой, мгновенно превратившейся в мем, фразой рекламный ролик принес режиссеру Тимуру Бекмамбетову «Каннского льва», а заказчику – клинике пересадки волос Real Trans Hair (R.T.H.) – шквал обращений от потенциальных клиентов. Клип, снятый в 1999 году за $50 тысяч, до сих пор висит на главной странице сайта клиники R.T.H., фактически создавшей в России нишу радикальной борьбы с алопецией и по сей день продолжающей стричь с нее купоны. Vademecum взялся проследить историю R.T.H., чтобы понять секрет долголетия такого специфичного медицинского бизнеса.

ЛУКОВИЧКИ С НАЧЕСОМ

Предприниматели из Татарстана Ирек Богуславский и Вадим Зиннатуллин, открывая в 1996 году в Москве клинику Real Trans Hair, наверняка не предполагали, что создают будущую легенду рынка медуслуг. Потому и начинали скромно – в съемном помещении на Тимирязевской (нынешняя премиальная локация – особняк в историческом центре города – у R.T.H. появилась через четыре года после старта). «Все произошло достаточно случайно – у моего лучшего друга начались проблемы с волосами. А в это время, в 1995 году, мы как раз путешествовали по Германии и заметили в Дюссельдорфе рекламный щит «Лысый – волосатый», – рассказывал в 2005 году газете «Коммерсантъ» Зиннатуллин. – Друг решился на операцию, результатом остался очень доволен. В России мы изучили проблему и выяснили, что подобной услуги у нас просто никто не предлагает. Мы стали первыми».

Экзотическую для России методику учредители R.T.H. импортировали оттуда же, из Германии, вместе с опинион-лидером этой медицинской ниши – хирургом-трансплантологом Найделем Франком. Сам он прием не вел, уточняют в R.T.H., зато отобрал и отлично подготовил местных коллег. «Для российских врачей Франк был безусловной «звездой», многие вообще не знали о технологии пересадки и с трудом верили, что такие операции возможны», – вспоминает Елена Григорьян, главный менеджер R.T.H. по работе с клиентами.

Тут, наверное, стоит оговориться: консервативную трихологию в R.T.H. стали практиковать только в 2000-м, то есть спустя четыре года после открытия, но опять же в качестве поддержки своей флагманской методики восстановления утраченных волос. Радикальное избавление от алопеции в R.T.H. проводят двумя способами – шовным, сводящимся к пересадке полоски кожи с волосяными фолликулами, поделенной на графты (участки в один – три фолликула), или бесшовным, подразумевающим поштучную пересадку фолликулов. В обоих случаях зримого результата приходится ждать несколько месяцев.

В эксклюзивный для России конца 90-х проект инвесторы, по сведениям газеты «Коммерсантъ», вложили $1,5 млн, около половины этой суммы «съела» закупка медоборудования, остальное пошло на обустройство, подготовку кадров и продвижение. Феерический ролик «Аэропорт» с мемом про «лысого и телефон» от режиссера Тимура Бекмамбетова и сценариста Владимира Перепелкина (соавторы рекламного сериала банка «Империал» и других выдающихся промоклипов), стоивший $50 тысяч, появился на телеэкранах в 1999-м и вызвал реальный клиентский ажиотаж. К середине 2000-х расходы R.T.H. на рекламу доходили до $150 тысяч в месяц – больше в те времена на продвижение тратила только сеть «МераМед» (подробнее об этом проекте – в материале «Поднятая исцелена», VM #4 (161), от 12 марта 2018 года).

Строго говоря, попытки заработать на мечте всякого облысевшего хоть как-то восстановить утраченные им покровы случались и до появления R.T.H. на российском эстетическом рынке. В Институте красоты на Арбате операции по трансплантации волос проводила еще в 60-е годы доктор Валентина Михалченко. Но операции, как рассказала Vademecum бывший замдиректора легендарной клиники Елена Шугинина, были крайне трудоемкими, а пациенты зачастую оказывались психологически не готовы к самим вмешательствам и длительному ожиданию результата.

Трансплантацию волос пытались практиковать в 1994 году в авторском косметологическом медцентре доктора Сергея Минкина, заманивавшего клиентов открытками с изображением вождя пролетарской революции Владимира Ленина и слоганом: «Для некоторых лысина – это часть имиджа. Для остальных есть клиника доктора Минкина». Но довольно скоро и эта клиника оставила «пересадочную» нишу, сфокусировавшись на своем основном профиле – лазерной косметологии.

Так или иначе, предшественникам R.T.H. не удавалось главное – донести до пациентов суть технологии. Клиенты обращались массово, но капризничали – одних не устраивали сроки появления эстетического результата, другие хотели увидеть в зеркале придуманный ими конкретный образ. «Приходит человек и говорит: «Я плачу, поэтому сделайте мне низкую линию лба, – рассказывает Елена Григорьян, – и отказывается понимать, что исполнение его пожелания нарушит лицевые пропорции». Но в Real Trans Hair научились все подробно объяснять.

Терпение и упомянутая маркетинговая активность к 2005 году принесли плоды – клиника в Яковоапостольском переулке стала обслуживать от 30 до 50 пациентов в месяц. При стоимости трансплантации $3–6 тысяч R.T.H. должна была зарабатывать до $2 млн в год только на этом направлении (в клинике стали попутно развиваться пластическая хирургия, косметология, трихология и эндокринология, но об этом чуть ниже). Тут требуется еще одна ремарка: приводимые нами финансовые результаты деятельности R.T.H. – очень приблизительные, основанные на отрывочных сведениях, попадавших в прессу тех лет, воспоминаниях участников рынка и пациентов. Представители R.T.H. об экономике клиники предпочитают не говорить. Что же известно об авторах этого уникального проекта?

ОСЕЛЕДЕЦ ПОД ШУБОЙ

«Пересадочную» тему в Москве, как уже было сказано, татарстанские бизнесмены Ирек Богуславский и Вадим Зиннатуллин начинали разрабатывать вдвоем. Но Богуславский, как он сам поведал в 2005 году журналу Forbes, к эстетическому бизнесу охладел и буквально через два года после старта R.T.H. из состава учредителей компании вышел, передав свой пакет акций «близкому человеку». С тех пор в открытых источниках достоверные сведения об участии Богуславского в медицинском бизнесе не обнаруживаются. По данным СПАРК-Интерфакс, Ирек Богуславский с 1999-го по 2016 год владел акциями двух предприятий, входящих в ГК «Нэфис» (один из крупнейших российских производителей товаров массового повседневного спроса – бренды средств бытовой химии AOS, BiMax, Sorti и другие, разнообразной масложировой продукции), что ничуть не помешало ему в 2007 году избраться депутатом Госдумы от партии «Единая Россия» и по сей день – третий созыв подряд – благополучно заниматься законотворчеством.

Связаться с парламентарием не удалось, но как документально подтвердили Vademecum действующие топ-менеджеры клиники, Ирек Богуславский сегодня к R.T.H. никакого отношения не имеет. Не участвует в этом бизнесе и Вадим Зиннатуллин, который, по данным СПАРК-Интерфакс, оставался директором АО «Реал Транс Хайр» до 2013 года.

Впрочем, в той же базе «СПАРК» есть информация о переходе после 2014 года прав на товарные знаки R.T.H. от ЗАО «Реал Транс Хайр» к дочери Ирека Богуславского – Карине. И владение брендами в данном случае отнюдь не дань формализму: одна из компаний группы «Нэфис» с 2015 года выпускает под маркой R.T.H. линейку косметики для волос. К слову, руководитель службы исследований и разработок в «Нефисе» Елена Логинова – тоже не чужой R.T.H. человек, она занималась продвижением клиники с первых дней ее существования, и хоть сегодня формально с медицинской компанией никак не связана, по-прежнему консультирует ее менеджмент.

Что же касается легендарного бренда, то Real Trans Hair так ярко выступила, популяризируя свою ключевую компетенцию, что надолго превратилась в ее заложника, поскольку оставалась в сознании потребителей клиникой пересадки волос. Первые новые направления, очень близкие к генеральному, – косметология и трихология, – у R.T.H. долгое время не шли. Обновления линейки услуг пытались представить по-всякому, в том числе с помощью рекламы и привлечения селебрити – именитой Марии Шукшиной, которая была еще и «лицом» продуктов «Нэфис». Но толком расширить пациентскую аудиторию сразу не получилось.

«R.T.H. публикует в глянцевых журналах купоны, дающие скидку на процедуры. Тем не менее 80% выручки и 100% прибыли приносят операции по пересадке волос, а отделения трихологии и косметологии работают практически в ноль. В 2012 году выручка по отделению косметологии стала постепенно снижаться, к концу 2013-го падение достигло 15%», – признавалась в 2014 году «Секрету фирмы» управленец R.T.H. Нелли Гарипова.

А в родной для клиники нише трансплантации волос начали устраиваться конкуренты. Первым решился потеснить пионера пересадки бывший главный врач R.T.H. Александр Гончаров, открывший в 2003 году в Москве клинику Inteco. Следом аналогичный проект появился в Санкт-Петербурге – хирург Сергей Федоров, прежде практиковавший методику в университетской клинике СПбГМУ им. И.П. Павлова, основал медцентр «Волосы.ру».

К активности конкурентов в R.T.H. относятся спокойно, считая, что не имеющий особых навыков врач методику не освоит. «Многие, чтобы привлечь к себе клиентов, говорили, что это простая процедура из области косметологии. Конечно, пересадка волос – это не нейрохирургия, но при внешней простоте это очень серьезная операция. Вы видите, как волос выходит из кожи и растет, но луковица может располагаться под каким угодно углом. Ее нужно взять цельную, не разрушив и вот так же посадить в другое место, чтобы к ней также подошли кровеносные сосуды, нервные окончания, а вокруг не образовалась зона отчуждения», – объясняет тонкости манипуляции Елена Логинова.

НЕ БУДИ ТРИХО

Модное направление пытались освоить и косметологии, и клиники пластической хирургии, но поставить трансплантацию волос на поток толком никто не смог. По данным Аналитического центра Vademecum, в 2014 году пластические хирурги по всей стране выполнили всего лишь 608 таких вмешательств, что сопоставимо с годовой операционной активностью R.T.H. «Чтобы пересадить буквально несколько графтов, уходит целый рабочий день, поэтому проще делать блефаропластику за 20 минут и в итоге получить сопоставимый экономический результат, – говорит пластический хирург Денис Гинзбург. – Тут важен психотип самого доктора – кто-то любит быстрые операции, а кто-то готов шесть часов сидеть с микроскопом. Была клиника, которая думала развивать это направление. Мы посчитали и пришли к выводу, что проще зарабатывать деньги другими операциями».

Основатель проекта «Волосы.ру» Сергей Федоров тоже считает, что бум в нише трансплантации волос сдержали особые требования методики к исполнителям: «Операцию проводит бригада от четырех до десяти человек. Каждого ассистента нужно научить работать с оптикой, разделять графты и имплантировать их. А это большая нагрузка на зрение, плюс не каждый может выполнять такую тонкую ручную работу».

По данным Международного общества хирургии восстановления волос (ISHRS), во всем мире в 2016 году было проведено только 635 тысяч процедур – в три раза больше, чем 10 лет назад, но несравнимо с операционной активностью в соседнем сегменте пластической хирургии – по этому профилю только в России ежегодно выполняется свыше 127 тысяч вмешательств. При этом в поисковике «Яндекса» словосочетание «пересадка волос» россияне набивают 22 тысячи раз в месяц – в два раза реже, чем запрос «увеличение груди».

Сдерживает пациентский интерес дороговизна манипуляций. Проведенный Vademecum мониторинг позволил обнаружить в Москве 10 специализированных клиник по пересадке волос, но каждая из них развивает дополнительные направления – трихологию, пластику и стоматологию. И только одна из них – узкопрофильная клиника Hair for Ever (HFE) – сумела в 2016 году показать выручку в 71 млн рублей, то есть условно сопоставимую с оборотами R.T.H. Клиника Inteco, например, заработала в том же году 35,4 млн рублей, и то в основном на пластических операциях.

Выручка АО «Реал Транс Хайр», по данным СПАРК-Интерфакс, в 2016 году составила 76 млн рублей, чистая прибыль – 8 млн. Отчетность остальных юрлиц клиники в R.T.H. не раскрывают и об экономике смежных направлений не говорят. Зато охотно рассказывают, что выполняют 30–40 трансплантаций в месяц. А это значит, что при средней стоимости пересадки в 300 тысяч рублей годовая выручка клиники только по ключевому профилю может быть почти вдвое выше декларируемой – на уровне 144 млн рублей.

Масштабировать «пересадочный» бизнес в R.T.H. не хотят, объясняя эту сдержанность высоким риском не уследить за качеством услуги и навредить бренду. Но внутри клиники с ключевой компетенцией экспериментируют: например, активно продвигают пересадку бороды, не стесняясь запускать через соцсети далекий от премиальной концепции клиники конкурс с хештегом #БородаНаХаляву (если не «на халяву», то операция эта может обойтись в сумму от 150 тысяч рублей). В R.T.H., в принципе, все недешево. Если минимальная стоимость пересадки волос в Москве стартует приблизительно от 90 тысяч рублей, то в R.T.H. нижняя планка – 180 тысяч.

«Итоговая стоимость операций складывается из цен на пересаженные графты, которые, как известно, включают один – пять фолликулов. Однако встречаются пациенты, которым в других клиниках делают расчет по схеме «один графт – один фолликул». Соответствен- но финальная стоимость операции получается значительно выше», – рассказал Vademecum представитель клиники Inteco. В R.T.H. добавили, что переплата в таких случаях может быть двукратной.

Такая ценовая политика на руку турецким компаниям, которые в последнее время все активнее зазывают россиян совместить отдых и пересадку волос. Расценки на операции в турецких клиниках стартуют от $1,5 тысячи – почти в три раза дешевле, чем в России. При желании можно найти предложение и за $800. «В Турции существует много клиник трансплантации волос, но так они только называются – работают без лицензии и разрешений и предлагают очень дешевые услуги. Они тратят большие деньги на продвижение в интернете, но о результатах не заботятся», – сетует в своем блоге турецкий опинион-лидер методики, член Американской ассоциации трансплантации волос Тайфун Огузоглу. Темперамент турок, жаждущих заполучить российскую пациентскую аудиторию, иллюстрирует забавный эпизод: в конце апреля турецкая Cosmedica завела себе русскоязычный сайт real-trans-hair.ru, но бдительные менеджеры R.T.H. «диверсантов» вычислили и заставили закрыть ресурс.
rth, алопеция, облысение, реклама, трихология, пластическая хирургия, косметология
Источник: Vademecum №9-2018

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении