27 Июля 2024 Суббота

Навязчивый бренд
Дарья Шубина Мединдустрия
12 октября 2015, 12:56
4605

Впервые два частных медцентра судятся из-за товарного знака.

Как стало известно VM, в конце сентября одна из крупнейших частных клиник страны – Европейский медицинский центр (EMC) – подала иск в Суд по интеллектуальным правам против питерской Euromed Clinic, в котором требует досрочно прекратить права петербургской клиники на товарный знак, зарегистрированный 15 лет назад. Он схож с некоторыми товарными знаками EMC, но лишь в общих чертах. Правда, до рассмотрения дела по существу, скорее всего, не дойдет – как выяснил VM, стороны уже начали переговоры о продаже прав на спорную интеллектуальную собственность.

EMC и аффилированная с ним кипрская компания Haleria Investments Limited в конце сентября направили в Суд по интеллектуальным правам (СИП) иск о досрочном прекращении прав Euromed Clinic на товарный знак. Подробностей в материалах суда пока нет – первое полноценное рассмотрение дела назначено на 26 октября. Как пояснили Vademecum в Euromed Clinic, предметом спора стал товарный знак, зарегистрированный в 1999 году в момент основания компании, права на него истекают в 2021 году.

Как можно видеть на иллюстрациях, схожесть опротестованного лого – надписи Euromed Clinic со схематичным «звездным» кругом и краткого варианта логотипа в виде аббревиатуры EMClinic – с брендами EMC весьма отдаленная.

Как утверждает основатель и совладелец Euromed Clinic Александр Абдин, о сознательном копировании речи не идет: в момент регистрации бренда в компании были наслышаны о московской клинике EMC, но подробно их работой не интересовались. Представители EMC около 10 лет назад предлагали выкупить этот знак, но сделкой переговоры так и не завершились, вспоминает Абдин.

Обсудить эту идею во второй раз компания EMC решила уже в суде. «Иск стал для нас полной неожиданностью. Сразу же на нас вышли представители управляющей компании EMC [«Менеджмент будущего». – Vademecum] с предложением выкупить наш товарный знак, – рассказывает Абдин. – На мой вопрос, зачем тогда был запущен судебный процесс, ответили, что хотели таким образом выйти на связь. Странный, конечно, путь. Тем не менее нам удалось прийти к решению, которое устраивает обе стороны: они отзывают иск, а мы подписываем договор о продаже».

Сумму сделки Александр Абдин не раскрыл, ограничившись заявлением о «сумме с шестью нулями». Как полагают эксперты, продажа нематериального актива за любую сумму, исчисляемую миллионами, – весьма выгодное дело. «Такой актив можно теоретически оценить, но в этом случае будет куча математических допущений. Так что получить сумму даже в пределах 10 млн рублей за то, что нематериально, это победа», – отмечает руководитель компании «Кальдин консалтинг» Константин Кальдин.

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, правообладателем знаков, используемых компанией EMC, является Haleria Investments Limited. Этот офшор, согласно СПАРК-Интерфакс, выступает владельцем ООО «МЦ-Щепкина 35», которое зарегистрировано по тому же адресу, что и компания «Менеджмент будущего». На Haleria Investments зарегистрирован в общей сложности 31 товарный знак, связанный с EMC, но оформлять права на них компания начала лишь в 2010 году. Более ранних сведений о знаках, принадлежащих EMC, в базах ВОИС и Роспатента обнаружить не удалось.

В EMC комментировать ситуацию отказались.

Стремление EMC завладеть товарным знаком Euromed Clinic именно сейчас может быть связано с процессом приведения интеллектуальной собственности в порядок перед какой-то сделкой с инвесторами, полагают эксперты. «Наличие прав на товарные знаки всегда проверяется во время инвестиционных процессов и, более того, при подготовке к IPO. Возможно, EMC попытался зарегистрировать какой-то знак, но сделать это не удалось, так как похожий знак оказался у Euromed. В целом желание разобраться с этой проблемой сейчас, скорее всего, связано с приведением документации в порядок перед каким-то серьезным бизнес-процессом, – полагает Владимир Гераскин, генеральный директор компании «Медскан», до нее несколько лет возглавлявший специализирующуюся на медицинском консалтинге компанию DMG. – Я не верю, что в EMC опасаются, будто санкт-петербургская клиника, зарабатывающая около 200 млн рублей в год, сможет составить им реальную конкуренцию».

Годовая выручка EMC, согласно СПАРК-Интерфакс, составила 5,8 млрд рублей в прошлом году. Еще в 2012 году возглавлявший тогда компанию EMC Артем Гапеев говорил о планах в ближайшие годы выйти на IPO и стать «первой публичной частной медицинской компанией в странах СНГ».

Правда, в том же году этот титул забрала себе группа компаний «Мать и дитя», успешно разместившая свои акции на Лондонской фондовой бирже, однако EMC по-прежнему не отказывается от планов стать публичной компанией и поэтому наращивает капитализацию бренда, в том числе через урегулирование спорных вопросов, отмечают опрошенные Vademecum источники на рынке частных медуслуг. Частично эту версию подтвердил источник Vademecum в EMC, который назвал судебный процесс «техническим моментом» и заявил о скором положительном исходе дела, отказавшись от дальнейших комментариев.

Покупка товарного знака выгодна EMC еще и потому, что шансов на победу в суде у нее немного, отмечают эксперты. Согласно ст. 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно, если он не использовался в течение трех лет после его госрегистрации. Доказать обратное в суде, если есть такая необходимость, должен правообладатель, поясняет юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков.

«Если Euromed использовала товарный знак в течение всего периода с момента регистрации и по настоящее время, на стороне этой компании будет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, которая уже привлечена к участию в этом деле в качестве третьего лица, соответственно, будет больше доказательств по делу в защиту Euromed. Исходя из имеющейся в настоящий момент официальной информации, данное дело для EMC малоперспективное», – говорит он.

Попытка EMC оспорить права на интеллектуальную собственность питерской клиники – прецедент в российской коммерческой медицине. Опрошенные Vademecum эксперты и участники рынка не смогли припомнить ни одного похожего дела. «В России пока нет ни одного бренда в медицине, который смог бы полностью исключить зависимость от «бренда» врача. Большинство пациентов идут к конкретному врачу, а не в клинику. Например, есть достаточно сильный бренд «Медси», но если эта компания придет в новый для себя регион, то пациентам их бренд ни о чем не скажет», – объясняет специфику рынка Константин Кальдин. Большие медицинские бренды есть в США, достойный пример – Mayo Clinic, но этот бренд формировался более 120 лет, добавляет он.

С практикой «копирования» неоднократно сталкивалась сеть стоматологических клиник «Мастердент»: во многих городах есть «Мастерденты», к которым сеть не имеет никакого отношения. Как пояснил владелец «Мастердента» Николай Морозов, бороться с такой практикой очень трудно: недобросовестные коммерсанты, как правило, используют лишь аналогичное название, а не зарегистрированный товарный знак. «Товарный знак таким людям и не нужен. Они открывают клинику, называют «Мастердент» и пользуются уже сформировавшейся репутацией. Пациенты же не углубляются в подробности. Бороться с этим сейчас, к сожалению, невозможно. Законом не запрещено создавать одноименные компании. А если в законодательстве есть пробел, то как отстаивать свои интересы в суде?» – сетует он.

медицинские услуги, емц, бренд

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении