27 Июля 2024 Суббота

Наукократное четырем
Анна Родионова
17 ноября 2014, 19:59
4100

ФАНО поделится властью над ведущими академическими медцентрами без остатка

Четыре бывших медцентра РАМН, находящиеся с конца 2013 года в ведении Федерального агентства научных организаций (ФАНО), по поручению Президента РФ в срок до 1 января 2016 года должны быть переданы Минздраву. Финансироваться научные центры, уточняется в поручении, будут за счет ассигнований федерального бюджета и средств ОМС. Наблюдатели полагают, что в условиях перехода отрасли на одноканальное финансирование иного варианта поддержания достойного «качества жизни» для крупнейших научно-медицинских институтов страны нет. Да и у ФАНО пока недостаточно средств и компетенций для управления разношерстным наследием российских академий.

Руководители четырех федеральных учреждений – РОНЦ им. Н.Н. Блохина, НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и НЦ здоровья детей – открыто заявили на встрече с Владимиром Путиным о своем желании выйти из-под крыла ФАНО. Источники VADEMECUM, знакомые с ситуацией в бывших институтах РАМН, утверждают, что такой разговор академиков с главой государства состоялся еще в октябре. И результатом этой беседы как раз стало опубликованное на прошлой неделе поручение Президента РФ.

Согласно этому документу, переподчинение пройдет по довольно замысловатой схеме. Сначала исполнитель поручения – Правительство РФ – создаст внутри каждого из академических институтов национальные научно-практические медицинские центры, которые будут напрямую подчиняться Минздраву. Новообразования должны наладить взаимодействие со своими головными учреждениями и ФАНО по трансферу из укрупненной РАН ≪результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в том числе в области медицины, биологии, химии, генетики и физики≫. Компетенции центров, обозначенные в документе, по сути, идентичны функционалу, выполняемому головными институтами.

И лишь следующим пунктом сложного плана станет собственно передача научно-медицинских институтов ≪из ведения ФАНО в ведение Минздрава≫ – с обеспечением финансирования этих ФГБУ ≪за счет ассигнований федерального бюджета и средств ОМС в соответствующих объемах≫. Дедлайн многоходовки – 1 января 2016 года. В институтах на запросы VADEMECUM официальных ответов не дали, в лучшем случае сообщив, что никакой конкретикой в настоящее время не располагают: ≪Федеральные центры – это госсобственность, сами центры решения как такового не принимают≫.

Собеседники VADEMECUM в медицинских академических кругах уверены, что поводом для обращения к президенту страны и последовавших распоряжений стала угроза катастрофического дефицита средств на организацию деятельности крупнейших научно-медицинских институтов в условиях одноканального финансирования. ≪Бомба взорвалась, эти учреждения поставлены на грань уничтожения, – считает советник РАН Сергей Колесников. – Передача финансирования в ОМС – грубейшая ошибка, и это поручение – попытка урегулировать ситуацию боковым способом, чтобы эти институты, выполняющие наиболее сложные манипуляции, получали финансирование, потому что втиснуть их в ОМС невозможно≫.

На особом положении перечисленные в распоряжении институты были и прежде, заслуженно считаясь ведущими в своих областях. Потому и финансировались эти федеральные центры явно не по остаточному принципу. Совсем недавно, в августе текущего года, Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о предоставлении субсидий на строительство, модернизацию и реконструкцию ряда подобных учреждений. Например, входящий в состав РОНЦ НИИ детской онкологии и гематологии получит до 2017 года 8,8 млрд рублей (в дополнение к 5 млрд рублей, ассигнованных ранее), а НИИ им. Н.Н. Бурденко – 3,1 млрд рублей. Примечательно, что распорядителем этих инвестиций и куратором модернизации названо ФАНО.

Подтверждением особого статуса федеральных центров является тот факт, что они нагружены наиболее затратными видами ВМП, субсидируемыми сейчас по федеральным квотам. Стоимость оказания помощи одному больному по профилю ≪нейрохирургия≫ в текущем году, согласно приказу Минздрава №63н, составляет от 186,7 тысячи до 1 085,6 тысячи рублей. Лечение онкопациента обходится в сумму от 191,6 тысячи до 1 343,9 тысячи рублей, ВМП по профилю ≪сердечно-сосудистая хирургия≫ – от 203,5 тысячи до 712 тысяч рублей, ≪педиатрия≫ – 106 тысяч рублей. Но эти тарифы не способны спасти федеральные медцентры в условиях перехода отрасли на одноканальное финансирование.

Погружение в ОМС практически уравнивает передовые медцентры с рядовыми ЛПУ, но в то же время не избавляет от исполнения все новых и новых обязательств по достижению целевых показателей (снижение смертности, повышение качества медицинской помощи, разработка отечественных инновационных методов лечения и ЛС и так далее).

≪До 2014 года федеральные центры практически не сталкивались с ОМС и имели достаточное финансирование из федерального бюджета по абсолютно другому принципу, – рассуждает руководитель консалтингового отдела Aston Consulting Мария Сдвижкова. – Поэтому нужно какое-то время и регуляторная поддержка для подобного перехода без потери объемов и качества лечения≫.

Наблюдатели не забывают упомянуть и о том, что ФАНО, которому в результате реформы академий были переданы в управление 1 007 научных организаций разного профиля (порядка 60 из них – медучреждения, раньше находившиеся в ведении РАМН) пока не в состоянии эффективно распоряжаться столь разномастными активами. ≪Сохранение и повышение продуктивности четырех ведущих научно-медицинских центров, профиль деятельности которых соответствует приоритетным нозологиям, – полагает Сдвижкова, – и привели к такому решению≫.

Кроме того, институтам наверняка непросто существовать в системе двоевластия: ФАНО – управляющая компания, рулящая финансовыми потоками, тогда как научные задачи центрам по-прежнему ставит академия. ≪Тут есть некий политический аспект, – говорит завотделом стратегического анализа в здравоохранении Национального НИИ общественного здоровья Владимир Щепин. – Некоторые учреждения не могут найти взаимопонимания одновременно с двумя ≪хозяевами≫, поэтому и хотят подчиняться одному профильному ведомству≫.

Примечательно, что занимавший в свое время пост президента РАМН директор РОНЦ им. Н.Н. Блохина Михаил Давыдов выступал против передачи академических медучреждений Минздраву. Но финансовый мотив перевешивает любые политические факторы. В 2015-м и в последующие годы объемы оказания ВМП должны увеличиться. А перераспределение финансовой нагрузки в сторону фонда ОМС неизбежно приведет к его дефициту, замечают отраслевые аналитики. Прописанные в президентском поручении параллельные источники денежного довольствия перечисленных медцентров – федеральный бюджет и система ОМС – минимизируют риски недофинансирования. В текущем году сбоев в работе федеральных клиник, не готовых к переходу в ОМС, действительно отмечалось немало. ≪Поэтому перевод ключевых федеральных центров в подчинение Минздрава в текущих условиях способен сохранить и повысить эффективность их деятельности≫, – резюмирует Сдвижкова.

фано

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении