27 Июля 2024 Суббота

"Наша цель – из частой мигрени сделать редкую"
Александра Шевелева Мединдустрия
12 октября 2015, 17:36
5647

Совладелец и главврач частной неврологической клиники – о своем головном предприятии.

Три года назад в Москве открылась Университетская клиника головной боли. Задумали и реализовали этот проект, сверстанный по образцу зарубежных специализированных медцентров, сотрудники Клиники нервных болезней при МГМУ им. И.М. Сеченова. Генеральный директор, главврач и практикующий невролог Университетской клиники Кирилл Скоробогатых рассказал VM о головных болях и обрисовал, правда, без экономических подробностей, перспективы медицинского бизнеса по избавлению от мигрени.

– Как организовывалась ваша клиника?

– В 2008 году у нас, на кафедре нервных болезней тогда еще Московской медицинской академии, образовалась научная группа, в первую очередь изучающая головные боли. А еще через пару лет возникла идея создать при Клинике нервных болезней МГМУ Центр головной боли. Я тогда вернулся со стажировки, которую проходил в одном из ведущих мировых профильных центров – Jefferson Headache Center в Филадельфии. Вообще, за рубежом в каждом крупном – с населением от 500 тысяч человек – городе, как правило, есть Центр головной боли или специалисты по головной боли. В США есть академическая программа, действующая в 11 сертифицированных профильных образовательных центрах. Аудитория – необязательно неврологи: например, со мной на курсе училась доктор со степенью D.M.D.(Dental Medical Doctor), то есть врач-стоматолог.

Так вот, реализуемую в Филадельфии концепцию я предложил воплотить у нас, в Первом меде. Но в государственном академическом заведении, существующем в традиции бесконечных согласований, это было очень сложно организовать. Мы год-полтора пытались, у нас не получилось, и мы решили сделать независимую клинику.

– Вы нашли для этой истории инвесторов?

– Мы не привлекали внешнее финансирование, смогли обойтись собственными силами.

– А кто владеет клиникой?

– У нас, получается, три владельца: я и еще два доктора. Я выполняю обязанности гендиректора, главврача и веду прием как невролог.

– А какие специалисты заняты у вас в клинике?

– У нас работают шесть неврологов, которые занимаются головными болями, два психотерапевта, три специалиста по физической реабилитации, по сути, мануальные терапевты. Помимо этих ключевых фигур, у нас заняты внештатные специалисты, например, стоматолог. Дело в том, что у некоторых пациентов головные боли связаны с функцией височно-нижнечелюстного сустава. Допустим, человеку неправильно поставили пломбу, у него нарушается прикус, и происходит асимметрия закрывания рта. Через несколько месяцев из-за этого возникают головные боли.

– Вы работаете по американской модели?

– Она не только американская, но и европейская. Головная боль – это междисциплинарная проблема. Часто, когда пациент приходит к неврологу, тот ему говорит: «Мое мнение такое, но вам еще нужна консультация стоматолога, вот направление». Или: «Вам к физиотерапевту, через месяц придете ко мне, оценим динамику». А мультидисциплинарный подход предполагает, что все специалисты находятся в стенах одного центра, взаимодействуют и вырабатывают общую программу лечения. Так же работает, например, Датский центр головной боли – один из ключевых в мире центров и, скажем так, законодатель отраслевой моды.

– А что в датской схеме исключительного?

– Это научный центр, который и генерирует идеи, и сам их потом воплощает. Как и вся медицина в Дании, Центр головной боли полностью финансируется правительством. К нам приезжал руководитель центра профессор Йес Улесен и проводил мастер-классы. Мы активно вовлечены в совместную научную деятельность, минимум дважды в год выезжаем на международные конференции, чтобы представить результаты собственных исследований, быть в курсе мировых тенденций. Помимо работы с зарубежными коллегами мы тесно взаимодействуем с биофаком МГУ, занимаемся изучением генетических основ возникновения мигрени.

– А что касается клинической практики, скольких пациентов вы принимаете, скажем, в месяц?

– Если считать первичных пациентов с головной болью, получится от 40 до 100 обращений в месяц. Поток колеблется в зависимости от времени года: в январе и августе, например, трафик традиционно снижается.

– Почему поток пациентов настолько скромен?

– Пациенты с головной болью менее склонны обращаться за медицинской помощью, чем, положим, люди с болью в спине. Большая проблема тут – недостаточная информированность пациентов о том, что они, в принципе, могут вылечить свою головную боль. В результате многие занимаются самолечением, усугубляя свое состояние избыточным приемом обезболивающих. Часто пациентам с мигренью назначают препараты в их случае заведомо неэффективные – для улучшения мозгового кровообращения, ноотропные. Эти препараты – например, Церебролизин – широко известны только на постсоветском пространстве и к головной боли вообще никакого отношения не имеют. Кроме того, к сожалению, не все российские врачи осведомлены о современных методах диагностики, часто назначают пациентам с головной болью лишние обследования. Потому и терапия порой ведется некорректно.

– Вам удалось при организации клиники учесть эти нюансы?

– Открывая клинику, мы сняли помещение, площадь которого была избыточна только для ведения пациентов с головными болями. На нашей вывеске написано: ≪Университетская клиника неврологии≫, у нас общий неврологический профиль. Мы занимаемся и детьми с ДЦП, у нас для этого есть отдельная команда специалистов, и эпилептологией – проводим ночные ЭЭГ-видеомониторинги, это золотой стандарт диагностики эпилепсии. Несмотря на то что у нас собраны ведущие специалисты в области лечения головных болей, в клинике есть и другие направления.

– То есть медцентру будет сложно прожить, если он будет специализироваться только на мигрени? А как же клиника имени Вейна, которая занимается исключительно лечением головных болей?

– Они довольно давно работают, а мы, как отдельный коммерческий центр, существуем только три года. Поэтому мы решили подстраховаться и занимаемся другими неврологическими направлениями. Но головной болью мы занимаемся серьезно, на это уходит 50% нашего времени.

– Какая доля пациентов приходит к вам с головной болью?

– Думаю, как раз половина. Точнее сложно оценить: непросто выделить их из общей массы. Специалисты, занятые у нас, работали в Первом меде, где были и бесплатные приемы. У нас только коммерческий прием, что отпугивает часть пациентов.

– Как проходит первичный прием пациента?

– Все начинается с клинического осмотра и опроса пациента. Минут 20 с ним приходится пообщаться по анкете головной боли, еще 10–15 минут – осмотр, проверка неврологического статуса, а дальше 20 минут пациенту нужно объяснить, что с ним

происходит, что ему делать дальше, какой препарат принимать, как и зачем.

Такая подробная процедура необходима, поскольку мы должны сразу отсечь вторичную головную боль, связанную с другими заболеваниями (инфекциями, травмами, синуситами, объемными образованиями в головном мозге и другими), – ее признаки хорошо известны специалистам. В таком случае, конечно, нужно делать нейровизуализацию, в первую очередь МРТ, КТ. А вот ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ для диагностики головной боли бесполезны. Вариантов вторичных головных болей очень много, но они встречаются редко: менее 10% в популяции. Основную массу – 90–95% – составляют первичные головные боли – мигрень, головная боль напряжения, и для их диагностики еще не придумали какого-либо аппарата или анализа.

Единственный вариант диагностики – клинический опрос пациента и соответствие типа головной боли критериям международной классификации.

– Получается, вы опираетесь в основном на ощущения пациента?

– У нас есть определенный протокол общения с пациентом, по которому мы спрашиваем, как часто болит голова, какова интенсивность боли по десятибалльной шкале, где ноль – это отсутствие боли, а 10 – самая сильная боль, которую вы испытывали в жизни. Потом оцениваем характер боли сам по себе: пульсирующая, давящая, наличие сопутствующих симптомов – тошноты, рвоты, ощущения дискомфорта от света и звука. После разговора с пациентом мы можем поставить диагноз, для которого в 80% случаев не нужны дополнительные методы исследования. Иногда на УЗИ у пациента находят небольшую извитость сосуда позвоночной артерии и говорят: «Ой, у вас нехватка кровоснабжения головного мозга, оттуда у вас и головная боль, пейте сосудистые препараты». В итоге пациент начинает принимать препарат, головная боль уменьшается (а эффект плацебо при болях может достигать 30%), но через месяц она возвращается. Ему говорят: «Пропейте другой курс». И назначают еще какой-нибудь препарат. И так по кругу. В итоге пациент видит, что ему ничего не помогает, и сам покупает какие-то обезболивающие. А это плохо, потому что избыточный прием обезболивающих только усугубляет ситуацию, ведет к абузусной – лекарственно индуцированной – головной боли.

– Тарифы ОМС покрывают лечение головной боли?

– Можно бесплатно, с полисом ОМС, пойти к неврологу, который будет лечить головную боль. Но обычно пациент приходит к терапевту, который может заподозрить мигрень и направить к неврологу. Тот его лечит амбулаторно, если не получается, то отправляет в какую-либо клинику или в диагностический центр, например, в ту же Клинику нервных болезней в Первом меде. Но чаще всего пациенты до последнего сидят с головной болью и в обычную поликлинику не обращаются, а в конце концов ищут специализированные частные центры. Часть приходит к нам.

– А как организована помощь при головной боли в Европе?

– Так, как ее пытаются выстроить сегодня в России. Я имею в виду трехуровневую помощь. Первый уровень – это врач общей практики, который лечит простые формы головной боли: по европейской рекомендации, к этому уровню должны обращаться 90% пациентов. Если обычный врач не смог помочь, пациент приходит к специализированному неврологу – на этот уровень попадают 9% пациентов с головными болями. И только 1% пациентов, которым не смогли помочь, отправляют в университетский мультидисциплинарный центр, функция которого не только вести ≪трудных≫ пациентов, но и обучать специалистов первого и второго уровней.

– А что вы можете сказать по поводу врачей общей практики в наших поликлиниках? Они уже хорошо себе представляют, что такое головная боль?

– Значительно лучше, чем раньше. Я занимаюсь головными болями с 2005 года, и в течение последних 10 лет произошел явный качественный сдвиг. Раньше ты сидел на приеме и слушал, как вместо обычной мигрени пациенту ставили какие-то фантастические диагнозы, например, «последствия арахноидита» (воспаления паутинной оболочки головного мозга), «дисциркуляторная энцефалопатия», «хроническая ишемия головного мозга». То есть речь шла о некорректной диагностике. Сейчас мы регулярно, несколько раз в год, проводим школы для врачей, мастер-классы, ездим по регионам с лекциями – в общем, стараемся. Но, в отличие от врачей, пациенты по-прежнему остаются необразованными. Люди смотрят на головную боль сквозь пальцы и приходят к нам уже с хронической формой. Но ведь мигрень – это не всегда тошнота и рвота. Может быть боль в шесть-семь баллов с легкой тошнотой. Человек принимает Ибупрофен, и ему становится лучше. Но через какое-то время Ибупрофен уже нужен раз в неделю, потом три раза в неделю, и тогда уже он обращается к нам.

– Меняется ли профиль ваших пациентов? Говорят, в основном головные боли – это удел женщин среднего возраста?

– Мужчины просто меньше ходят по врачам, поэтому считается, что это чисто женская проблема. На самом деле соотношение мужчин и женщин с мигренью в популяции – один к трем. Боли могут начинаться в пубертатном возрасте. Пик заболеваемости приходится на 30–40-летних, самый трудоспособный возраст. В России, учитывая более высокое распространение хронических форм головной боли (10% против 3–5% в мире), экономическое бремя от этого вида заболеваний увеличивается в сопоставимой пропорции.

Мигрень невозможно вылечить полностью, это не аппендицит, но мы можем, во-первых, улучшить качество жизни пациентов, во-вторых, сократить количество дней с головной болью. Наша цель – из частой мигрени сделать редкую. И сегодня существуют адекватные задаче терапевтические, в том числе инновационные, методики. Например, чрескожная электрическая нейростимуляция, магнитная стимуляция, есть имплантируемые стимуляторы затылочного нерва, которые вшиваются под кожу пациента. Есть и другие методы лечения, которые применяются в комплексе: когнитивно-поведенческая терапия, двигательная реабилитация, метод биологической обратной связи. Так называемый БОС –аппарат, который подключается к компьютеру и позволяет отслеживать физиологические параметры пациента, связанные со стрессом. Получая на экране визуализацию этих параметров, пациент тренируется приводить их в норму – расслабляться. При головной боли напряжения это хорошо работает.

– Так во сколько российскому пациенту обходится сегодня лечение головной боли?

– Все зависит от того, какая у него головная боль. Если у него простая эпизодическая мигрень, то он приходит на консультацию, ему дают рекомендации – и все. Пациент выполняет назначения и больше ничего не тратит. Если у него абузусная головная боль, может потребоваться курс внутривенных инъекций, если же у него дисфункция височного нижнечелюстного сустава, ему нужно идти к стоматологу, возможно, делать каппу, возможно, что-то еще. Если у него затронут верхний шейный отдел, нужно делать блокады. Кому-то из пациентов необходимы курсы двигательной реабилитации или психотерапии. Ботулинотерапия обходится где-то в районе 15 тысяч рублей за флакон в 100 единиц. По протоколу, есть порядка 30 точек, куда вводится препарат, поэтому на одного пациента нужно порядка 150–200 единиц плюс затраты на проведение процедуры. Считайте!

медицинские услуги, медицинский туризм

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении