27 Июля 2024 Суббота

«Нам переданы одни из лучших санаториев страны»
Тимофей Добровольский Мединдустрия
9 апреля 2018, 10:28
Директор НМИЦ РК Наталья Старцева
Фото: Recipe.Ru
6464

Директор НМИЦ РК Наталья Старцева – о том, что происходит в штаб-квартире и филиалах головного санаторно-курортного учреждения Минздрава

С апреля 2017 года Наталья Старцева замещает на должности директора Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава (НМИЦ РиК) свою предшественницу Марину Герасименко. Прошлой весной центр попал в перекрестье многостороннего интереса: Минздрав рассматривал НМИЦ в качестве локомотива отраслевой реформы; ревизоры искали в госучреждении, обладающем солидным имущественным комплексом, нарушения; частный инвестор – АФК «Система» – по той же причине намеревался взять структуру в управление (Владимир Евтушенков успел заявить об этом, чуть ли не как о свершившемся факте, в эфире телеканала «Россия 24»). В интервью Vademecum Наталья Старцева рассказала об обстоятельствах своего назначения и том, какие партнеры нужны НМИЦ РК для модернизации санаторно-курортной индустрии.

– В НМИЦ РК вы пришли из правительства Сахалинской области, а до этого работали в Крыму – интегрировали республиканское здравоохранение в систему ОМС. В каком состоянии вы застали местную медицинскую инфраструктуру?

– Ситуация в Крыму была запущена – здравоохранение финансово и материально оставалось на уровне 90-х. По сметной системе на здравоохранение региона выделялся довольно скудный бюджет, которого хватало на две статьи – коммунальные платежи и минимальную зарплату медработников. Остальное ложилось бременем на пациентов и их родственников, хотя официально медпомощь оставалась бесплатной. Системы обязательного медицинского страхования не было вовсе. Такая картина открылась мне в апреле 2014 года, когда я, как представитель ФФОМС, приехала в республику, чтобы создать территориальный фонд. Дедлайн был жесткий – с 1 января 2015 года Крым должен был без каких-либо натяжек заработать в системе ОМС. Поначалу эта задача казалась невыполнимой – за полгода нужно было не только создать терфонд, но и застраховать 2 млн крымчан.

– Вы десантировались в Крым со своей командой, или пришлось формировать штат на месте?

– Кадрами мы занялись в июне 2014 года, как только получили из налоговой инспекции документ о госрегистрации ТФОМС. Территориальные фонды практически всех регионов страны откомандировали нам в помощь своих сотрудников – они обучали крымчан, принятых на работу в фонд, многие из них потом остались жить и работать на полуострове. Но, конечно же, основной штат – порядка 85% работников – в результате был укомплектован крымчанами.

– Как финансировалось здравоохранение Крыма в переходный период?

– Особым порядком. На закупку медикаментов и повышение зарплат врачей и персонала до среднего по России уровня в 2014 году буквально в течение 2,5 месяца были выделены деньги из федерального бюджета. Минфин, Минздрав, ФФОМС и Госдума сделали все необходимое для того, чтобы регион получил эти деньги своевременно. А уже осенью был принят закон о финансировании ТФОМС Крыма на 2015 год – республика стала полноправным участником страховой системы.

– Кто и как позвал вас в НМИЦ РК? Какие задачи нужно было решать в первую очередь?

– Предложение возглавить центр поступило от министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой. Мое назначение практически совпало с выходом приказа Минздрава об изменении статуса центра – в первую очередь предстояло решать задачи по созданию профильного учреждения национального уровня, что потребовало изменения учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов НМИЦ и всей филиальной сети. Безусловно, потребовалось сформировать новые структурные подразделения, призванные решать поставленные задачи центра, в том числе наладить аналитическую работу по всем основным направлениям деятельности, подготовить предложения по внесению изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность санаторно-курортного комплекса. Еще одна стратегическая задача – актуализация данных о состоянии медпомощи по профилю «медицинская реабилитация» и составление «паспорта» субъекта Российской Федерации по данному профилю. Все эти административные и нормотворческие задачи не должны были снизить научный потенциал центра. Напротив, от нас требовалось развивать новые направления, например, онкореабилитацию. Недавно мы отчитались о восьми проведенных НМИЦ РК в 2015–2017 годах научно-исследовательских работах – правда, об их успешности можно будет судить, когда научный опыт начнет тиражироваться в медучреждения в том числе санаторно-курортной отрасли. На следующие три года нам утвердили еще 11 научных тем.

– У НМИЦ РК есть собственные санаторно-курортные объекты. В каком они сегодня состоянии?

– В прекрасном. В нашу структуру переданы одни из лучших санаториев страны.

– От вас требовалось вывести центр на определенные финансовые показатели?

– Главные требования учредителя – финансовая устойчивость, выход на безубыточность и формирование профессиональной команды, которая сможет решить главные задачи центра: наука, медицина, образование и экспертиза природных лечебных ресурсов. Конкретные финансовые показатели не назывались, сроки не ставились. Требовалось завершить процедуру передачи имущественного комплекса присоединенных к центру санаториев Минздрава в Кавказских Минеральных Водах. Поверьте, это колоссальный объем работы, которую мы за 10 месяцев, что я исполняю обязанности директора, на 80% выполнили.

– В таком случае, почему в Минздраве России решили назначить директором НМИЦ РК не медика, а управленца? Врач Марина Герасименко не смогла добиться устойчивого финансового положения?

– Не в моих правилах обсуждать деятельность предшественников. Наверное, у министерства были основания для такой ротации. Прошлая команда, мои коллеги работали в сложных условиях, центр более 10 лет находился в стадии реализации инвестиционного проекта. За это время он выпал из профильной сферы деятельности, а впоследствии столкнулся с серьезными проблемами организационного, административно-управленческого и, действительно, финансового характера. Многое было реализовано, но остались и пробелы. Учредитель поручил мне их ликвидировать.

– Прошлой весной СМИ писали о том, что вы, возглавив центр, в первую очередь серьезно сократили штат. Это так?

– Ни один профессионал – научный или медицинский сотрудник – не был уволен или сокращен, потому что моя кадровая политика была нацелена на максимальное сохранение профильного потенциала всех подразделений. Но ряд управленческих позиций пришлось пересмотреть по объективным причинам. В течение 10 месяцев в центре прошли три проверки – независимая аудиторская, комплексная Минздрава России и ревизия Казначейства РФ. По их результатам и были приняты кадровые решения – команду покинули несколько человек, которые, если можно так выразиться, «перепутали» частное и государственное здравоохранение. Коллектив меня понял, во всяком случае, воспринял мои действия позитивно. А вбросы в СМИ, о которых вы упомянули, были инициированы этими двумя-тремя людьми, уволенными за недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей. На сегодняшний момент команда НМИЦ РК сформирована на 70%, мы еще в поиске профессиональных кадров.

– К слову, о ревизиях – говорят, кроме Минздрава и Казначейства центр проверяли Росздравнадзор и даже ФСБ.

– О проверке ФСБ у меня нет никакой информации, а Росздравнадзор в декабре пристально изучал нашу деятельность в сфере лекарственного обеспечения пациентов. На 80% выявленные всеми ведомствами недочеты сейчас устранены.

– Почему Минздрав России отказался от сотрудничества с АФК «Система», или этот вариант государственно-частного партнерства вообще не рассматривался?

– О планах сотрудничества центра и АФК «Система», в том числе в формате ГЧП, мне ничего не известно.

– То есть Владимир Евтушенков в Минздрав не обращался?

– Я не осведомлена ни о каких предложениях господина Евтушенкова в адрес министерства. В центр он тоже официальных предложений не направлял. И Минздрав, в свою очередь, никогда передо мной задач подобного рода не ставил. Никаких официальных документов по поводу такого ГЧП – ни с АФК «Система», ни с кем-либо другим – я не видела.

– Может быть, существовали какие-нибудь неофициальные договоренности?

– Кроме сюжета в эфире телеканала «Россия 24», в котором глава АФК «Система» выдавал желаемое за действительное, не было абсолютно ничего.

– Хорошо, чисто гипотетически – какой формат сотрудничества с частными инвесторами мог быть уместен в случае с НМИЦ РК?

– На сегодняшний момент, как мне представляется, в связи с изменением статуса учреждения, формат ГЧП для нас не особенно актуален. 

– Национальная курортная ассоциация (НКА), возглавляемая одним из первых руководителей центра курортологии Александром Разумовым, сообщала о планах объединения собственного рейтинга санаториев с рейтингом, который будет подготовлен НМИЦ РК. Вы достигли соглашения?

– Нет. Тем более что официально Минздрав не передавал нам полномочия, не ставил перед нами задач по созданию собственного рейтинга. Что касается НКА, то от ассоциации никаких официальных предложений о совместной работе также не поступало. Тем не менее свои наработки по такому рейтингу у нас есть.

– Какие именно?

– Мы совместно с одной общероссийской общественной организацией разработали прототип системы балльной оценки санаториев, как медорганизаций. Основа оценки – 90 критериев по 27 группам признаков. По этой системе мы оценили 194 санаторно-курортные организации – 74 государственных и 55 частных. Большинство из них показали достойный результат.

– Если появится поручение Минздрава о составлении рейтинга, вы готовы будете подключить к этой работе НКА?

– Как именно оценивает санатории НКА, я не знаю, но мы готовы обсуждать сотрудничество с ними, потому что, на мой взгляд, санаторно-курортные организации должны получать как минимум две независимые оценки. Одну – по качеству и комфорту размещения, другую – как медицинская организация. Двухкомпонентная система оценки позволила бы санаториям не только выделиться на фоне других объектов туриндустрии, но и стать надежным ориентиром для физических и юридических лиц при выборе профильного учреждения.

– Основой для составления рейтинга должен стать Государственный реестр курортного фонда. В какой он сейчас стадии готовности?

– Мы уделяем очень много сил и времени формированию открытой и закрытой частей реестра, его максимальной адаптации для пользователя. Это первая часть глобальной работы, которая станет основой для дальнейшей реформы санаторно-курортного комплекса.  Реестр – динамическая, постоянно развивающаяся система, в которую постоянно будут добавляться новые организации и исключаться те, что закрылись, поэтому определить финальную точку в работе над ним очень трудно. Основные сведения о санаторно-курортных организациях в реестр уже внесены, он открыт для пользователей и врачей. Сейчас в нем учтено 1 614 учреждений – в первом полугодии 2018 года мы завершим актуализацию сведений о них.  Отдельная проблема, с которой мы столкнулись, – обязательность внесения сведений в реестр как со стороны частных, так и государственных организаций законодательно не урегулирована. В июле 2017 года после сверки с Росстатом выяснилось, что около 200 организаций оказались неучтенными. Для решения этой проблемы мы совместно с Минздравом разработали законопроект, обязывающий профильные организации после получения лицензии вносить сведения о себе в реестр.

– Какая информация об объектах попадает в реестр?

– Вся. От учредительных документов до состояния имущественного комплекса, наличие природных лечебных ресурсов (например, используются ли собственные или привозные минеральные воды, грязи), оборудование, профессиональные кадры, нозологические профили, методики.

– У вас уже есть сведения об общем состоянии санаторных объектов страны?

– Конечно. В среднем износ материально-технической базы, включая состояние зданий и сооружений – порядка 39%. Эту информацию учреждения вносили в реестр добровольно по запросу нашего центра, в будущем могут быть корректировки. 

– Когда реестр будет сопряжен с информационными ресурсами учреждений первичного звена оказания медпомощи?

– Интеграция реестра с региональными медицинскими информационными системами – наша глобальная задача. Для врачей система будет доступна в течение ближайших полутора-двух лет. Но полноценная интеграция реестра в медицинскую информационную систему федерального уровня потребует куда больше времени. Цель этих преобразований – соотнести возможности санаторно-курортной отрасли и потребности индустрии здравоохранения. В дальнейшем мы хотим создать совместный интернет-портал с Федеральным агентством по туризму. Эта платформа откроет и для россиян, и для иностранных граждан все направления внутреннего и въездного медицинского туризма. Это один из ключевых векторов развития отрасли, которые я вижу.

старцева, санаторно-курортное лечение, санаторно-курортная отрасль, нмиц рк
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении