27 Июля 2024 Суббота

Налет на провинциальности
Ольга Макаркина Фарминдустрия
23 сентября 2014, 18:06
7693

«Дочка» «Ростеха» разменяла Нацкалендарь прививок на региональные тендеры

Стратегия развития ОАО «Национальная иммунобиологическая компания», учрежденного госкорпорацией «Ростех» ради полного покрытия Национального же календаря прививок, похоже, разваливается. Во всяком случае, до конца текущего календарного года никаких шансов монополизировать отечественный рынок вакцин у компании нет. Промплощадки, которые должны были составить основу производственного дивизиона НИК – «Микроген» и Институт им. М.П. Чумакова, – в управление ростеховской «дочки» не переданы.

План ≪Б≫, разработанный ≪ростеховцами≫ для отступления на широкое поле лекарственных госзакупок, тоже пока реализуется как-то невнятно. Получив от правительства статус единого поставщика ЛС и МИ для ФСИН, госкомпания, по словам одного из ее представителей, до конца года сможет показать валовую прибыль на уровне 50–60 млн рублей (в начале сентября НИК выступила организатором четырех тендеров с совокупной начальной ценой контрактов свыше 1 млрд рублей, из которых 889 млн приходится на поставку ЛС). Низкую прибыльность первого операционного опыта НИК участники рынка объясняют просто: новичок не получил от производителей и поставщиков скидок, предоставляемых традиционным партнерам госзаказа.

Для коммерческой структуры с национальными амбициями сумма смехотворно малая. Похоже, к такому же выводу пришли и в ≪Ростехе≫, направляя свою ≪дочку≫ на заработки в провинцию. На протяжении второй декады сентября в НИК пытались собрать ценовую информацию о препаратах, закупаемых по региональным программам ЛЛО.

На сайте госкомпании 12 и 15 сентября один за другим были вывешены обращенные ко всем заинтересованным компаниям запросы коммерческих предложений по 11 и 103 МНН соответственно. Примечательно, что оба письма авторы просили ни в коем случае не считать ≪публичной офертой≫, а под ≪заинтересованными≫, скорее всего, подразумевали традиционных игроков бюджетного рынка.

В первом послании речь идет о противотуберкулезных препаратах – и тут ничего отличного от уже исполняемого компанией заказа ФСИН искать не приходится. Нетипичным для заявленного профиля НИК выглядит второй запрос, куда попали МНН лекарств, используемых для лечения самого широкого спектра заболеваний. Даже беглая оценка списка 103 МНН показывает, что НИК хочет получить от участников рынка не только ценовой расклад, но и фактическую потребность регионов в лекарствах перечня, к слову, весьма хитро составленного. Во-первых, в список НИК попали препараты, закупаемые Минздравом по программе ≪Семь нозологий≫ (судя по объемам, входящие в дорозыгрыш поставок 2014 года). Во-вторых, перечень запрашиваемых препаратов составлен с указанием формы выпуска и дозировки, то есть отсылает к формально не названному, но вполне конкретному бренду и производителю.

Например, по ритуксимабу ценовой запрос сформулирован так: ≪концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл, 10 мл – флаконы (2) – контурные ячейковые упаковки (1) – пачки картонные или же концентрат 10 мг/мл 50 мл, флаконы (1) – пачки картонные≫.

Банальная сверка с госреестром ЛС выдает единственное соответствие – зарегистрированный ЗАО ≪Биокад≫ 4 апреля 2014 года препарат Ацеллбия. Проходящий по тому же МНН оригинальный препарат Мабтера от Roche в сферу интересов НИК не попадает. Чуть более вариабельный расклад выходит по иматинибу. В РФ зарегистрировано девять дженериков оригинального Гливека от Novartis, однако запросной формуле НИК – ≪капсулы 100 мг, 12 штук – упаковки ячейковые контурные (10) – пачки картонные≫ – помимо швейцарского препарата соответствуют всего четыре отечественных аналога: Иматиниб-ТЛ от ≪Технологии лекарств≫, Филахромин от ≪Ф-Синтеза≫, Гистамель от ≪Верофарма≫ и Иматиб ≪Фарм-Синтеза≫. По золендроновой кислоте НИК предлагает конкурировать двум дженерикам от ≪Фарм-Синтеза≫ и ≪Лэнс-Фарма≫, а вот оригинатор – тот же Novartis – в забеге не участвует.

В ОАО ≪НИК≫, откликнувшись на просьбу VM пояснить происходящее, настойчиво подчеркнули, что публикация призыва – исключительно маркетинг. ≪Это не конкурентная процедура, мы собираем информацию для определения начальной цены контрактов≫, – сообщил собеседник VM, никак не комментируя дальнейший формат использования собранных данных. Впрочем, несмотря на все оговорки или, наоборот, замалчивание, актуальная тактическая цель НИК определяется невооруженным глазом. Пока принимается высочайшее решение по составу поставщиков Нацкалендаря прививок (даже в самой компании не скрывают, что шанс монополизировать рынок госзакупок вакцин ею практически потерян), ≪дочка≫ ≪Ростеха≫ попытается нарастить хоть какие-то компетенции фармацевтического дистрибьютора. Поскольку производственные амбиции госкомпании с каждым днем представляются все менее состоятельными: по информации VM, казалось бы, уже решенный вопрос передачи ≪Микрогена≫ в управление НИК с текущей повестки снят.

нацкалендарь прививок, национальная иммунобиологическая компания, микроген

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении