27 Июля 2024 Суббота

Накося выкоси
Евгения Журавлева
15 июля 2013, 16:50
4274

Китайские регуляторы ищут для фармотрасли универсальную формулу ценообразования

Китайское правительство 3 июля объявило о тотальной ревизии цено¬образования на фармацевтическую продукцию, стремясь тем самым осуществить утопическую идею о справедливой цене, равно удовлетво¬ряющей производителя и потребителя. Впервые за много лет объектами проверки стали почти все оперирующие в Поднебесной иностранные компании, возможно, для того, чтобы еще раз подчеркнуть: перед ки¬тайскими законами и порядками равны все, вне зависимости от нацио¬нальной принадлежности, масштабов импорта и глубины локализации.

За мониторинг лекарственных цен взялась Государственная комиссия Ки¬тая по развитию и реформам (NDRC), бывший китайский Госплан. Проверки разделились на два этапа. На первом – ревизии подверглась себестоимость лекарственных препаратов 33 компаний за 2012 год, на втором – был оценен механизм ценообразования, применявшийся в период с 2010 го по 2012 год в 27 компаниях. Среди тех, кому «посчастливилось» попасть в ревизионный список, крупные китайские компании, такие как Jiangsu Hengrui Medicine, Guangzhou Pharmaceutical, Hisun Pharmaceutical, а также международные фармпроизводители, активно развивающиеся на местном рынке: Merck, Boehringer Ingelheim, Astellas, Sandoz, Baxter International, Fresenius, GlaxoSmithKline и др.

Глубокая ревизия объясняется аналитиками по разному, одни источники говорят о стремлении Правительства КНР выровнять цены внутреннего рынка по отметкам мирового: в 2012 году китайские регуляторы потребовали от представителей индустрии предоставить сведения о ценах на свою продукцию в других девяти развитых странах мира, якобы для того, чтобы скалькулировать свой, «поднебесный» ценовой потолок. В ходе нынешнего исследования NDRC также использует методику сравнения организации зарубежных рынков и национального.

Эксперты предполагают, что пересмотр регуляторами ценовой политики может привести к снижению выручки глобальных фармкомпаний на 15 45% с разрушительным воздействием на портфели, сообщает Financial Times со ссылкой на IMS. Однако звучат и более взвешенные оценки: Ангус Коул, заместитель директора Deloitte в Китае, заявил, что снижение цен является общемировой тенденцией, просто в Китае эта динамика выглядит ярче и стремительнее, поскольку опирается на социальную политику, проводимую в отдельно взятой стране. Ранее в русле такой политики под сокращение попадали цены на лекарственные препараты исключительно местных производителей. Из за чего по¬дешевевшие ЛС вымывались с аптечных полок, уступая место более дорогому ассортименту продуктов от иностранных производителей. Однако на этот раз почти половина компаний, чье ценообразование подверглось проверке, это – международные корпорации, отмечают китайские специалисты. Многие местные представители отрасли полагают, что основная цель таких проверок – вовсе не результат социальной политики, а попытка китайских регуляторов приучить всех участников фармрынка к железному порядку ценообразования и обращения ЛС.

На данный момент Правительство КНР регулирует цены на 22,8% всех легально распространяемых в стране препаратов, цены на остальные 77,2% ЛС, зарегистрированных в Китае, формируются непосредственно компаниями производителями, что, по мнению государства, и создает в отрасли неразбериху. Первая осторожная попытка китайских регуляторов провести мониторинг себестоимости ЛС действия на рынок не оказала, но и задачи такой в 2007 году власти ни перед собой, ни перед отраслью не ставили. Однако уже все следующие контрольные мероприятия имели заметные рыночные последствия. Citybank в одном из своих маркетинговых исследований сообщил, что, начиная с марта 2011 года, NDRC провела пять раундов ревизии ценообразования в отрасли, что в совокупности вызвало колебание отпускных цен производите¬лей в диапазоне 15 20%. Нынешнее же расследование, отмечают наблюдатели, отличается от предыдущих особой тщательностью: в течение 7 10 месяцев регулятор проведет проверки финансовой отчетности всех фармкомпаний, попавших под его прицел, каждого чека, который имел отношение к увеличению итоговой стоимости препарата.

Впрочем, есть среди экспертов и участников местного рынка и те, кто не видят существенных отличий между прежними проверками и нынешней. По их мнению, надзорная процедура уже давно превратилась в чистую формальность, а государственный контролер «закрывает один глаз и открывает второй», поскольку все интересующие регулятора сведения можно без всяких проверок найти в интерне¬те. Этой точки зрения придерживаются, например, представители компании SL Pharm, которые заявляют, что такую проверку они проходили уже не раз, и это никак не отразилось на их отпускных ценах.

Вместе с тем наблюдатели отмечают: возможно, игроки Big Pharma не попали бы под столь пристальный взгляд NDRC, если бы не громкий коррупционный скандал, разгоревшийся вокруг китайского представительства GlaxoSmithKline (GSK). Как свидетельствуют китайские и сингапурские СМИ, нескольких сотрудников GSK в начале 2013 года об¬винили в раздаче взяток местным врачам за продвижение препаратов британской компании. Некоторые мировые информагентства сообщили о проведенных в представительстве GSK арестах. Министерство общественной безопасности КНР 11 июля сообщило, что арестованные сотрудники сознались во взяточничестве и нарушении налогового законодательства. Так они пытались установить новые каналы продаж ЛС и повысить цены. Однако в заявлении не сообщается точное количество подозреваемых и их национальная принадлежность. В ответ на это британская фармацевтическая компания заявила, что «готова сотрудничать с властями по этому вопросу», но отметила, что «это первое официальное сообщение, которое они получили от властей в ходе расследования».

В июне 2013 года компания GlaxoSmithKline опубликовала результаты собственного расследования, категорически опровергающего обвинение во взятках. Представители компании официально заявили, что «никаких подтверждений коррупции в китайском подразделении найдено не было». Тем не менее, по данным анонимного источника, чьи слова приводит The Wall Street Journal, с 2004 по 2010 годы GlaxoSmithKline регулярно выдавала наличные персоналу по продажам, и часть этих средств, как предполагалось, шла на взятки врачам. Кроме того, сообщает тот же источник, в 2010 году GSK уволила из отдела продаж по причине несанкционированных расходов 20 чело¬век, которые якобы и были задействованы в коррупционных схемах.

В ответ на эти обвинения GSK заявила, что в некоторых регионах Китая наличные сотрудникам действительно выдаются – по той лишь причине, что там невозможно использовать банковскую карту.

Также представитель компании сообщил, что GlaxoSmithKline иногда оплачивает деятельность местных специалистов здравоохранения в случае, если они участвуют в мероприятиях, спонсируемых GSK. Эти факты подтверждают и сами медики: так, например, Доу Цзулинь, врач больницы при Университете имени Сунь Ятсена, сообщил, что GlaxoSmithKline действительно приглашала его на конференции и предлагала возмещение за это, однако никогда не давала взяток.

The Wall Street Journal 7 июля 2013 года опубликовала очередную порцию компромата на китайское представительство GSK. Тот же анонимный источник сообщил изданию, что британская компания за вознаграждение врачам продвигала Botox (GSK по соглашению с оригинатором Allergan с 2005 продает препарат на территории Китая). Во внутренних документах и личной электронной почте сотрудников GlaxoSmithKline, цитирует The Wall Street Journal своего информатора, содержатся подробные схемы продвижения препарата: например, упоминается стратегия «Василий», названная за исключительную таргетированность продвижения именем красноармейца снайпера Василия Зайцева. Вознаграждения, сыплет деталями инсайдер, полагались 48 врачам, которые в зависимости от количества выписанных рецептов должны были получить от $245 до $490. Кроме того, всем участникам организуемых GSK мероприятий оплачивались расходы на питание и транспорт – от $65 до $160.

В Китае любые выплаты, мотивирующие врачей на прямое продвижение тех или иных ЛС, квалифицируются как взятки и караются крайне строго. За взяточничество же в особо крупных размерах в Поднебесной полагается высшая мера наказания. По коррупционной статье в 2007 году был расстрелян начальник CFDA, а буквально на днях к смертной казни был приговорен бывший министр железных дорог. 

китай, госрегулирование, ценообразование, фармрынок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении