27 Июля 2024 Суббота

Надзорная дистанция
Евгения Журавлева Фарминдустрия
8 декабря 2014, 17:01
4026

FDA пытается заглянуть за горизонт

Не так давно в Пекине состоялся международный съезд регуляторов фармпрома International Summit of Heads of Medicines Regulatory Authorities. Глава FDA Маргарет Гамбург ехала туда с конкретной целью – добиться расширения штата своего управления в Китае. Аналогичные планы FDA лелеет и относительно Индии – экспорт лекарств из этих стран в США неуклонно растет, и американцы, видимо, не очень доверяя местным чиновникам, хотят сами держать руку на пульсе азиатской фарминдустрии.

Стремление американцев рас­ширить присутствие регулятора в Китае можно понять: из 200 стран – импортеров в США Китай занимает первую строчку по объ­емам в долларовом эквиваленте ($440,4 млрд в 2013 году) и шестую позицию по поставкам продуктов питания и лекарственных средств. С 2007-го по 2013 год ввоз регули­руемых FDA продуктов из Китая вырос в четыре раза – до 5,2 млн поставок в 2013 году, сообщает глава FDA в своем отчете, подго­товленном по итогам пекинского съезда. В денежном выражении объем экспорта фармацевтической и медицинской продукции из Ки­тая в США превысил в 2012 го­ду $11,9 млрд, сообщает портал Statista.

Общий штат сотрудников FDA пре­вышает 11 тысяч человек. На этом фоне пекинский офис явно нельзя назвать представительным – он состоит всего лишь из 13 человек, включая восемь американцев. На данный момент только один из американских инспекторов зани­мается проверкой китайских пред­приятий, сообщил пресс-секретарь FDA Кристофер Келли в своем ком­ментарии для In-Pharmatechnologist. Несмотря на небольшой штат, бор­цам за качество удалось увеличить количество проверок предприятий с 15 в 2000 году до 117 в 2014 году.

Для того чтобы офис был полно­стью укомплектован, необходимо увеличить количество граждан США до 26, а китайцев – до семи. Итого, по мнению FDA, 35 человек будет достаточно для того, чтобы отвечать запросам местного фармрынка.

Расширить свое присутствие в Под­небесной американские власти пытаются уже довольно давно: еще в 2012 году они призвали ки­тайское правительство позволить им увеличить штат офиса FDA, а в 2013 году Конгресс США даже одобрил на эти цели бюджет в раз­мере $10 млн.

Проблема в том, что чаяния аме­риканского регулятора не находят отклика с китайской стороны. В декабре 2013 года глава китайско­го офиса FDA Кристофер Хики зая­вил, что правительство КНР просто не выдает визу пяти новым инспек­торам, назначенным в Китай.

Поэтому для Маргарет Гамбург был так важен ноябрьский саммит в Пекине, на котором она надеялась лично решить с китайскими колле­гами наболевший вопрос.

Перед поездкой в Китай 14 ноября глава американского надзорного ведомства даже заявила, что «мы вышли на финишную прямую в ре­шении этого вопроса».

Хотя FDA и его коллеги из китай­ского CFDA подписали соглашение о механизме реализации системы сотрудничества между двумя ве­домствами, которое должно стать отправной точкой для выведения отношений на новый уровень, о конкретных результатах ни ки­тайская, ни американская стороны не сообщили.

«Мы работаем над тем, чтобы утро­ить наш штат в Китае», – написала Маргарет Гамбург в отчете по ито­гам поездки.

Аналогичным образом дела обстоят и на индийском фармрынке: в фев­рале 2014 года Маргарет Гамбург, по­сетив Индию, пообещала увеличить местный штат FDA, состоящий из 12 инспекторов, до 19 человек. По мнению главы американского управления, это позволит ускорить процесс одобрения дженериковых препаратов, которые являются ос­новной статьей фармацевтического экспорта из Индии в США, достига­ющего $14 млрд в год.

Впрочем, более строгий надзор может создать проблемы для индий­ских фармпроизводителей. Напри­мер, в 2013 году FDA заблокировало экспорт в США с почти всех пред­приятий Ranbaxy (которые само же ранее и одобрило), наложило санк­ции на завод компании Wockhardt, а также предупредило многих дру­гих игроков индийского фармрынка о нарушениях на производстве.

В Индии сейчас функции контроля разрозненны: одобрением препара­тов, импортом ЛС, клиническими испытаниями занимается Central Drugs Standard Control Organisation, подведомственная Минздраву, в то время как цены на препа­раты контролируются National Pharmaceutical Pricing Authority при Министерстве химии и удобрений.

Прошлогодний кризис в отноше­ниях с FDA поставил под угрозу поставки в Америку, на которые приходится почти треть всего ин­дийского фармэкспорта, и подтол­кнул индийские власти задуматься об объединении разрозненных функций надзора за фармбизне­сом, создав единого националь­ного регулятора. Объединение функционала, по мнению властей, позволит повысить эффективность контроля и лучше скоординировать действия, в том числе и с могуще­ственным FDA.

fda, китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении