27 Июля 2024 Суббота

Начальник транспарантного цеха
Кирилл Седов Мединдустрия
12 января 2015, 15:55
5642

Кто оказался у руля протестного движения медиков

Трудовые конфликты в отдельных госмедучреждениях к осени 2014 года слились в широкую протестную волну, выкатившую власти требование системных преобразований в здравоохранении. Может быть, потому, что очередной этап борьбы потребовал больше вдумчивости, чем стойкости, а может, и по сезонным соображениям, лидеры протеста, испробовавшие пикеты, забастовки и голодовки, сочли разумным взять звуковую паузу и перейти к кабинетной работе – с соратниками, оппонентами и документами.

Массовому протесту против уничтожения здравоохранения предшествовали локальные битвы – за будущее сотрудников и пациентов конкретных медучреждений. В 2014-м акции недовольства стартовали сразу после новогодних праздников и почти не прекращались. Толком не завершив рождественских каникул, 10 января активисты движения «Вместе – за достойную медицину!», созданного специально для борьбы с сокращением московских больниц, пикетировали здание Минздрава в Рахмановском переулке. Манифестанты протестовали против ликвидации ФГБУ «Гематологический научный центр», подразумевая под ликвидацией увольнение нескольких сотен сотрудников, закрытие отделений и сокращение приема пациентов.

Профсоюз медицинских работников «Действие» тоже поднимал протестные волны, но, как и положено трудовому союзу, специализировался на производственных конфликтах из-за низких зарплат и сверхнагрузок. Регулярность, с которой проявлял себя профсоюз, практически ежемесячно сопровождавший митинговую активность медиков, проведение ими «итальянских забастовок» и голодовок, выпуск петиций и ультиматумов, можно смело назвать последовательностью. Размах «Действию» придавала обширная география его присутствия – кампании с участием ячеек и лидеров профсоюза проходили в Уфе, Североморске, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Казани, Удмуртии и Рязанской области.

Осенью два протестных потока слились воедино. Движение «Вместе – за достойную медицину!» и профсоюз «Действие», заручившись поддержкой Конфедерации профсоюзов, в течение ноября организовали в самом, казалось бы, благополучном регионе страны – Москве – два митинга, беспрецедентных по числу участников и общественному резонансу. Акции, спровоцированные известиями о планах столичного Департамента здравоохранения уволить 30% медперсонала и закрыть 28 больниц, в итоге были поддержаны более чем в 50 регионах России.

Стороны конфликта – руководители социального блока правительства Москвы и Минздрава и лидеры протестующих медиков – особого стремления к диалогу и взаимопониманию не продемонстрировали. Федеральное министерство отгородилось от московской проблемы констатацией: в стране определены критерии эффективности региональных систем здравоохранения, а средства и методы достижения нужных показателей выбирают сами субъекты. У мэрии столицы нашелся свой аргумент: с погружением в ОМС ведомственной и федеральной системам здравоохранения стало не хватать денег, и потому альтернативы сокращению неэффективных расходов и закрытию больниц нет.

У организаторов же митинга к моменту возможного сближения позиций с чиновниками-реформаторами сложилась типичная «фига в кармане»: во-первых, обида, что их никто не пригласил к диалогу раньше; во-вторых, нежелание вступать в переговоры до тех пор, пока мэрия не выполнит требований протестующих. В «великой ноябрьской резолюции», принятой на втором площадном стоянии, были сформулированы три категорических условия приостановки борьбы – мораторий на закрытие медучреждений и сокращение медиков, гласность в обсуждении и реализации планов реформ и отставка руководства здравоохранения Москвы. В случае игнорирования своих требований организаторы пригрозили начать кампанию за отставку Сергея Собянина, «как не справившегося со своими должностными обязанностями, подвергнувшего угрозе безопасность и здоровье жителей и не обеспечившего функционирования систем жизнеобеспечения города».

Поставив мэрии ультиматум, правда, не оговорив сроки его действия, лидеры протеста временно сменили орудия борьбы, оставив практику шествия ради теории созидания. Для начала в кооперации с Пироговским движением врачей был подготовлен общественный доклад «Здравоохранение Москвы – 2014» – 36-страничный труд, анализирующий преобразования в московской системе здравоохранения и расценивающий их как пример локаута, то есть массовых увольнений и структурных подвижек с целью оказания давления на работников. На основе доклада активисты обещают подготовить «альтернативную» программу реформы здравоохранения. С приходом зимы от уличных форм протеста решено было на время отказаться.

протесты медработников, забастовка, итальянская забастовка

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении